Эффективные методики проведения современного урока технологии.
Оценка 4.8
Семинары
doc
технология
5 кл—8 кл
16.02.2019
Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования - это высокое качество знаний, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. С введением ФГОС меняется и цель образования – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.
Выступление.doc
«Эффективные методики проведения современного урока технологии».
Общая характеристика учебного предмета «Технология».
1.
Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и
материальной культуры. Если с духовной культурой наряду с технологией учащиеся знакомятся на
уроках литературы, истории, МХК и др., то мир материальной культуры, в котором существует
современный человек, другими школьными предметами не рассматривается, что затрудняет
адаптацию школьников в современном социуме.
В системе общего образования предмет «Технология» выполняет очень важную роль, т.к. он
строится на уникальной основе предметнопрактической деятельности, которая обладает огромным
развивающим потенциалом для учащихся. Как отмечено в ФГОСе, продуктивная практическая
преобразовательная деятельность на уроках технологии, и во внеурочной деятельности, является
средством общего развития ребенка, а также средством становления социальнозначимых личностных
качеств и средством формирования системы специальных технологических и универсальных учебных
действий (УУД). Поэтому, важно определить главную цель нашего предмета, как становление
саморазвития личности ребенка в процессе познаний и творчества на основе предметнопрактической
деятельности.
Отличия современного урока «Технологии».
2.
Современные уроки технологии – площадка для успеха и созидания, ведь они призваны
пробудить мысль, взволновать душу ребенка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды
на успех. Создавая собственными руками вещь, ребенок делается добрее, гуманнее и бережливее.
Современный урок – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом –
актуальный. Так как одним из важнейших требований перехода на ФГОС является соблюдение
преемственности. Роль учителя в этот момент заключается в том, чтобы стать организатором
познавательной деятельности учащихся, где главным действующим лицом становится ученик.
В образовательном стандарте даны также виды учебной деятельности учащихся, которые они
выполняют на уроках технологии и во внеурочной деятельности: это простейшие наблюдения,
исследования свойств материалов, способы их обработки, и способы конструкции, моделирования,
конструирования изделий, решение доступных конструкторских технологических задач, простейшее
проектирование, принятие идеи, поиск, отбор необходимой информации, определение особенностей
конструкции, представление, т.е. защита проекта, результата работы.
Задачи, стоящие перед учителем в условиях перехода на ФГОС.
3.
Преподавание предмета технология в условиях перехода на ФГОС ставит перед учителем
следующие задачи:
– вовлечение обучающихся в творческую исследовательскую деятельность, последовательно
проводя их через этапы научного поиска;
– усвоение учащимися материала через последовательное решение учебных задач, которое
происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что
способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности;
– приобретение умений логически связывать и сопоставлять изученный материал с другими
областями знаний;
– формирование у школьников основ технологической грамотности, культуры труда,
творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки
материалов и информации;
– овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач.
– стремление повысить положительную мотивацию к изучению предмета; – помочь раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.
4.
Примеры дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока (из
практики).
Очень важно соблюдать дифференцированный подход к учащимся на всех этапах урока.
Для этого при письменном опросе я использую карточки различной степени сложности, тесты
трех видов:
– на соотнесение: предлагается соотнести объекты с их характеристиками, например, форму
изделия и наименование полуфабриката;
– на выбор последовательности: необходимо расположить в технологической
последовательности предложенные операции по приготовлению блюда, кулинарной обработки
продуктов и др.;
– решение типичных задач: рассчитать норму сырья, выход готовой продукции.
Использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной
степени сложности.
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них
отвечали сильные дети, детям предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при
чем слабых прошу повторить за сильными. Особую значимость имеют вопросы продуктивного
характера. Поэтому в процессе опроса используются следующие типы вопросов:
– на сравнение («Что общего в обработке воротника и манжет?» и т.п.);
– на выявление основных характерных признаков или качества продуктов, блюд, важнейших
условий технологического процесса («Что обеспечивает большая продолжительность взбивания
яичносахарной смеси бисквитного теста?»);
– на объяснение, обоснование, доказательство («Почему в воду для промывания шампиньонов
добавляют лимонную кислоту?»);
– на выводы и обобщения («В чем сущность тепловой обработки продуктов?»).
При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Со слабыми
детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Количество заданий, а
также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель
задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно.
В последнее годы интенсивно развиваются новые компьютерные технологии, позволяющие
автоматизировать процесс текущего и итогового контроля на основе использования программно
инструментальных средств. Примером является автоматизированная программа тестов TestEdu
(Генератор html тестов). Эти тесты можно использовать без подключения к Интернету. Тесты
получаются интерактивные, и учителю не надо будет проверять результат, программа сама проверит и
выдаст процент правильно решенных заданий. С интуитивно понятным интерфейсом можно создать
полноценный учебный тест буквально за несколько минут.
5.
Рассмотрение и обзор электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для реализации
идей нового ФГОС.
Далее, хотела бы рассмотреть ЭОР для реализации идей нового ФГОС, направленные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, на формирование
УУД, которые также можно применять во внеурочной деятельности по технологии.
Надо сказать прежде всего об особенностях ЭОР:
мультимедийность – представление информаций одновременно несколькими способами с
использованием таких компонентов как текст, аудиофрагмент с возможностью отключения звука,
остановки в нужном месте и прерывания, а также графика, анимация, видеофрагменты тоже с возможностью прерывания, остановки в произвольном месте, различные рисунки, фотографии,
иллюстрации, схемы, модели и т.д.
вариативность – представление одного и того же фрагмента учебного содержания с
ориентацией на различные учебнометодические комплексы; на различные учебные программы.
интерактивность – эта особенность связана с тем, что школьники ориентированы не на
пассивное восприятие предлагаемого содержания, а на продуктивное взаимодействие. Именно это
позволяет построить процесс самостоятельного изучения содержания по основе реализации
деятельностного подхода.
доступность – т.е. свободное размещение в сети интернет, что обеспечивает возможность
работы с ЭОР любым пользователем бесплатно в любое время.
Любой ЭОР структурно состоит из ИОМ (информационных образовательных модулей). Среди
этих модулей мы можем выделить:
информационные, направленные на получение информации, на формирование первичных
представлений, простейших действий, т.е. в основном направлены на восприятие новой информаций.
практические, связанные с формированием умений, применений знаний, переносом знаний в
новую ситуацию и выработки навыка, т.е. те, которые связанны с обработкой умений применять
полученные знания в разных ситуациях.
контрольные или контрольнооценочные, связанные с самоконтролем, контролем,
диагностикой, уровнем достижения целей обучения, т.е. те, которые направлены на проверку, уровни
сформированности знаний и умений.
Основные порталы, которые размещены ЭОР, которые мы будем рассматривать это:
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://schoolcollection.edu.ru
Открытый класс (сетевые образовательные сообщества) www.openclass.ru.
Итак, сначала мы рассмотрим портал Ф.Ц.И.О.Р., на этом портале имеется каталог для основной
средней школы, и эти ресурсы можно использовать для внеурочной деятельности и даже для
использования на отдельных этапах урока технологии. Перейдя на сайт Ф.Ц.И.О.Р., мы с вами
попадаем в каталог. В каталоге можно выбрать раздел «Основное общее образование» и дальше
перечень учебных предметов (дисциплин) мы можем выбрать предмет «Технология», а дальше можно
рассмотреть различные ресурсы, например, информационные или практические, контрольные. Давайте
рассмотрим такой ресурс, модуль как аппликация, как практическая творческая работа.
Вот мы видим, что на данном модуле дается информация о том, что такое аппликация, дается
историческая справка и здесь также можно не только использовать данный ресурс, как цель
информации знакомства детей с новым материалом, с актуализацией знаний, но также можно
использовать и для практической работы.
Здесь дети могут выполнять репродуктивные виды работ, могут выполнить и творческую работу
по созданию своего собственного варианта, также здесь можно посмотреть и иллюстрации в технике
аппликации и даже можно проверить себя. Т.е. данный ресурс можно использовать для формирования
практических навыков и с контрольнодиагностической целью. Эти сайты содержат большое
количество электронных пособий оригинальные предметно обучающие системы, разработанные по
модульному принципу; электронные библиотеки. Такой материал сопровождается яркими
иллюстрациями и таблицами. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активировать
процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы
учащихся.
Дети с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они
дополнительно узнают об особенностях различных видов рукоделия, истории создания предметов
быта или другую информацию. Обучающиеся готовят презентации, составляют композиции по
заданным темам. Думаю, что главное в работе современного учителя – это приучить ребят к
самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Подобных заданий можно придумать и
подобрать огромное множество.
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что
использование информационнокоммуникативных технологий позволяет: обеспечить положительную
мотивацию обучения; проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка,
анимация); повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; рационально организовать
учебный процесс, повысить эффективность урока; формировать навыки подлинно исследовательской
деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
другим информационным ресурсам.
Качества, которые должны быть у ребёнка на выходе из школы для его успешности в
современной жизни, позволит реализовать предмет «Технология»:
– умение ставить цель и добиваться её,
– умение адаптироваться к ситуации,
– умение общаться,
– умение ориентироваться в мире,
– самостоятельно добывать и применять знания,
– уметь заботиться о других, быть нравственным человеком,
– сохранить здоровье.
Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка «научить
учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» возможно, если
мы будем создавать ситуации урока, когда ученик учится управлять универсальными операциями:
решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные УУД); позитивно
общаться (коммуникативные УУД); управлять потоками информации (познавательные УУД);
управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные УУД); изобретать
(познавательные УУД). И здесь освоение учителем инновационных образовательных технологий будет
необходимым условием развития его профессиональных компетенций.
Эффективные методики проведения современного урока технологии.
Эффективные методики проведения современного урока технологии.
Эффективные методики проведения современного урока технологии.
Эффективные методики проведения современного урока технологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.