Упражнение "Пишем
вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется,
проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с
подчеркиванием, выделением слабых долей. Например: "НА стОле стОЯл куВшин
С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком). Под "слабыми
долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой
речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное
положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа
"зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". (Важно
отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать
слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка
"ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное
количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за
буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не
соответствуют.)
В этом упражнении приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
Упражнение «Любопытный».
Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков
структурирования предложений.
Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на
который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает
мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с
заданного звука.
Например, КТО ЧТО СДЕЛАЛ КОМУ ЧТО
Дима дал другу дневник.
Соня связала сестре свитер.
Повар приготовил приятелям пирог.
Задание. Выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны на образце:
се се ее со се ее со се се ос ее се
ша ша аш ам ащ ша ща ап ца ша аш ащ аш
об бо би об ов ба бо ба об во об бо бо
ты ты ит ти ты ти тб ть ыт ть ты ит ты
он но оп от по он оп но то он он но по
Задание. Найди 10 слов, которые оканчиваются на с, например: вопрос.
Найди 10 слов, которые имеют в середине с, например: пересказ.
Найди 10 слов, которые начинаются на ф.
Найди 5 слов, которые оканчиваются на ф.
Игры с буквами, их перестановка, узнавание дают свободу действия, побуждают к творчеству. Можно дать задание составить из определенных букв как можно больше слов, можно перепутать буквы в словах и попросить привести их в порядок. Например, дать «перепутанные» названия животных: кашок (кошка), бакоса (собака), ловк (волк), исал (лиса), вакоро (корова) и т.п. — или домашних вещей: лост (стол), реслок (кресло), тусл (стул), палма (лампа) — и попросить написать их правильно.
Задание. На этой странице ты найдешь много вещей из дома. К сожалению, буквы сильно
перемешались — постарайся привести их в порядок:
ЛОСТ = РЕСЛОК = СНУДКУ = АРТАКИН = ТУСЛ = ОВКЕР = ЗАВАНЕКСИ
Задание. В этих строчках спрятаны названия животных, выбери их и подчеркни:
неалиндабелкавиндобезьяналима;
венгдентрукроликизаблдрелисанкратиплль;
торгдулькностраусиквантупроагипль.
Упражнение "Арабское письмо".
Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов например, карандаш, окно, книга, домик.
Задание. Напиши наоборот слова:
ЯБЛОНЯ, ПЕТУХ, БРЮКИ, ВАГОН, ЗЕРКАЛО, ШКОЛА.
Задание. Этот текст написан наоборот — попробуй каждую строчку прочитать справа налево и записать правильно.
.икнитрак и ихитс маТ. угинк алипук амаМ
.кичям и янаТ тут А .акйаз и акшим тоВ
.ихитс итэ ьтатич юлбюл Я
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в работе по формированию навыка письма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.