Е.И. Замятин. «Дракон». Герои и прототипы , образ исторического события и прототипическая ситуация.
Оценка 5

Е.И. Замятин. «Дракон». Герои и прототипы , образ исторического события и прототипическая ситуация.

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русская литература
7 кл
13.03.2024
Е.И. Замятин. «Дракон». Герои и прототипы , образ исторического события и прототипическая ситуация.
Е.И. Замятин. «Дракон». Герои и прототипы , образ исторического события..pptx

Е. ЗАМЯТИН «ДРАКОН»

Е. ЗАМЯТИН «ДРАКОН»

Е. ЗАМЯТИН
«ДРАКОН»

ЗАПИШИТЕ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВЕСНЫЙ

ЗАПИШИТЕ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВЕСНЫЙ

ЗАПИШИТЕ АССОЦИАТИВНЫЙ СЛОВЕСНЫЙ РЯД К СЛОВУ

ОГОНЬ

ЛЕГЕНДА

ПЕЩЕРА

КОГТИ

СТРАХ

ИГРА

ДРАКОН…

СКАЗКА

КРЫЛЬЯ

СО СЛОВОМ «ДРАКОН» АССОЦИИРУЮТСЯ

СО СЛОВОМ «ДРАКОН» АССОЦИИРУЮТСЯ

СО СЛОВОМ «ДРАКОН» АССОЦИИРУЮТСЯ СЛОВА
огонь сказка крылья пламя змей животное
принцесса летает голова большой рыцарь чешуя
зелёный Китай замок миф горыныч год страшный
хвост полёт страх динозавр башня чудовище зубы
золото огнедышащий принц ящерица зло меч яйцо
зверь пасть красный легенда хоббит клыки пещера змея фильм ящер смерть когти небо мультик фэнтези злой чудище опасность осёл пожар рептилия существо фантастика ужас герой глаза средневековье три кино сила воздух король монстр охрана выдумка сокровища жар гора игра драка магия птица страшно богатырь мультфильм лапы дым знак конь цепь битва сердце дыхание летит огненный вода кожа жизнь восток зодиак кольцо логово символ вымысел девушка история мистика

Впервые он был опубликован в журнале «Дело народа» в 1918 году

Впервые он был опубликован в журнале «Дело народа» в 1918 году

Впервые он был опубликован в журнале «Дело народа» в 1918 году. В 1937 году в Париже на вечере, посвящённом памяти Е. И. Замятина, И. А. Бунин прочитал, как сообщали газеты, «со свойственным ему искусством» рассказ «Дракон».

Иван Алексеевич Бунин
(1870–1953)

Рассказ «Дракон» был написан в 1918 году, сразу после возвращения Замятина из заграничной командировки в революционный Петроград.

О ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ РАССКАЗ С ТАКИМ

О ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ РАССКАЗ С ТАКИМ

О ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ РАССКАЗ С ТАКИМ НАЗВАНИЕМ?

Время
Место
Тональность рассказа. 

— желтые и красные колонны,
— соскочивший несущийся мир,
— драконо-люди,
— неслись вон из земного мира.
Изменили ли эти слова ваш прогноз?

Какое впечатление произвёл на вас рассказ «Дракон»?

Какое впечатление произвёл на вас рассказ «Дракон»?

Какое впечатление произвёл на вас рассказ «Дракон»?

Октябрьская революция расколола российское общество и всю страну на два лагеря, заставили каждого сделать непростой выбор. Особенно остро встал вопрос выбора перед интеллигенцией, к которой принадлежали и писатели. Интеллигенция, с одной стороны, сочувствовала народу, идеям революции, с другой — защищала ценности культуры от разрушения, отстаивала принципы человечности.

Рассказ «Дракон» может показаться беглой зарисовкой, но автор сумел поднять её на высоту почти символической картины, осмысливая которую, Замятин даёт свой взгляд на новую действительность и «нового» человека.

Догадались ли вы о том, какое историческое событие в нём описано?

Правильными ли были наши первые ассоциации?

У Замятина немало интересных произведений

У Замятина немало интересных произведений

У Замятина немало интересных произведений. Среди них стоит обозначить «Дракона», который был написан Евгением Ивановичем в 1918 году.
История создания
Революционное время – то, что
волновало писателя. Он не мог
принять ужасы советских
реалий, в которых оказалось
наше государство.

Люто замороженный, Петербург горел и бредил

Люто замороженный, Петербург горел и бредил

«Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане — слева, справа, вверху, внизу — голубь над загоревшимся домом».

Какие образы помогают создать общую картину «соскочившего, несущегося мира»?

Какие образы помогают создать общую картину «соскочившего, несущегося мира»?

Какие образы помогают создать общую картину «соскочившего, несущегося мира»? Какие другие определения использует автор для характеристики охваченного революцией Петрограда?

Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон жёлтые и красные колонны, шпили и седые решётки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане — слева, справа, вверху, внизу — голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь — белые, круглые дымки выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.

замороженный Петербург горел (оксюморон)

горел и бредил – агония, критическое состояние

Поскрипывая, пошаркивая – сдвинулось вечное, вековое, что должно стоять, монументальное, старое.

На цыпочках – почему?

крадучись, с оглядкой, стремясь остаться незамеченным.

Куда идут?

вон – в никуда, в неизвестное

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, нёсся в неизвестное

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, нёсся в неизвестное

На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, нёсся в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если б не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху — пустые. И дыра в тумане: рот.

Революционер,
красногвардеец

Дракон – голова

ОБРАЗ ГЕРОЯ

Красногвардеец – картуз налез на нос (головы нет почти)

антитеза

оттопыренные уши – как у молодого пацана

Детали сниженные: «шинель болталась», «рукава свисали», «носки сапог загибались» («дракон» в кавычках)

Он какой-то нестрашный - нелепый, маленький, даже жалкий

Он какой-то нестрашный - нелепый, маленький, даже жалкий

Он какой-то нестрашный - нелепый, маленький, даже жалкий. Винтовка скорее бутафорская или как знак слабости, желания защититься. Только что-то мешает полностью признать, что перед нами реальный, обычный человек. Что?

НЕТ ГЛАЗ
Рот – дыра
- Что это?
Ничего от человека не осталось (!!!)
кроме рта, но рот есть, им говорят.

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим: -

Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим: -

«Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
- ...Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
-Ну, и что же - довел?
- Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай».

Этот диалог в рассказе - самый важный. Становится ясно, что ситуация, изображенная в рассказе, вовсе не сказочная - это реальная, страшная, страшнее любой самой страшной сказки, жизнь.

Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года, времени, когда большевики только что взяли власть в свои руки

Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года, времени, когда большевики только что взяли власть в свои руки

Рассказ повествует о действительно чрезвычайно холодной зиме 1918 года, времени, когда большевики только что взяли власть в свои руки. Человек с винтовкой, скорее всего, красноармеец. Он вел другого - очевидно, политического противника... нет, не на расстрел. Может быть, в штаб. И по дороге - убил. Почему? За что?
• Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но каковы мотивы его поведения, почему он все время пытался заговорить со своим провожатым?
• Могли ли попытки этого человека увенчаться
успехом? Почему?
• Сожалеет ли «дракон» о своем поступке?
С каким чувством он рассказывает о нем?
Почему говорит «штычком», а не «штыком»?

дыра – пустота – неопределенность

дыра – пустота – неопределенность

дыра – пустота –
неопределенность

И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы

И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы

«И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
- Мать ты моя! Воробьёныш замерз, а! Ну, скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щёлочки, из бредового в человечий мир. Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьёнышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.
- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну, ска-жи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбой момент, в предписанной точке пространства серый воробьёныш дрыгнул, еще дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное».

Почему человека убил, а птицу спас?

Мы часто жалостливы к животным, птицам и нетерпимы к людям. Герой Замятина бесчеловечен, жесток, но даже в таком жестоком существе есть возможность сочувствия «воробьёнышу».

Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть

Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть

«Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щёлочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку. Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай».

Уходит старый Петербург с его жизненным укладом, а вместе с ним уходит многое - наша культура, наш язык, нравственность, тепло и доброта человеческих отношений, да что там - даже понимание ценности человеческой жизни...

Дракон олицетворяет собой рядового гражданина, оказавшегося вынужденным винтиком в системе

Дракон олицетворяет собой рядового гражданина, оказавшегося вынужденным винтиком в системе

Дракон олицетворяет собой рядового гражданина, оказавшегося вынужденным винтиком в системе.

Дракон – персонаж противоречивый, находящий радости больше в животных, чем в людям. Он одновременно добр и жесток.

СУТЬ
Интересно строится сюжет произведения. Замятин показывает Дракона, который совершает преступления по чужой воле. Он боится поменять свою жизнь, хотя в его сердце есть место добру.

А как сейчас можно оценить значимость этого рассказа: "Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное?"

А как сейчас можно оценить значимость этого рассказа: "Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное?"

А как сейчас можно оценить значимость этого рассказа: "Что победит в человеке: духовное, гуманистическое — или звериное, утробное?"

Автор не дает нам прямого ответа, но образом драконо-человека он как бы показывает – каждый человек двойствен, в каждом есть и "высокое" и "низкое". Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что
победит: духовное, гуманистическое —
или звериное, утробное – и зависит будущее,
от выбора личности зависит
путь развития общества.

Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что победит: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное – и зависит…

Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что победит: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное – и зависит…

Каждому предстоит выбор одного из двух начал, и от того, каков будет этот выбор, что победит: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное – и зависит будущее, от выбора личности зависит путь развития общества.
Своим рассказом "Дракон" Е. Замятин заставляет нас задуматься об ответственности за тот выбор, который сделает каждый из нас, так как именно этим мы определяем не только свою судьбу, но и судьбы будущих поколений.

Измениться можно, если учесть два момента: нужно захотеть перемен, а также стоит продумать, как и что в себе менять.

ЧЕМУ УЧИТ

Сложно назвать направление, в котором написано произведение

Сложно назвать направление, в котором написано произведение

Сложно назвать направление, в котором написано произведение. Однако в нём присутствуют символистские и реалистические черты.

Нужно всегда поступать так, как велит совесть, а не быть
марионеткой в лапах ужасных государственных систем.

Обилие жестокости, противоречия души в сердце каждого советского гражданина – проблематика, которую показал через контекст произведения Евгений Иванович.

Можно без сомнений назвать «Дракона» рассказом-притчей.
Произведение Замятина актуально и сегодня, ведь обозначенная
в нём проблематика остаётся знаковой и для настоящего времени.

НАПРАВЛЕНИЕ

ЖАНР

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

ПРОБЛЕМАТИКА

Письменно ответьте на вопрос «О чем предупреждает

Письменно ответьте на вопрос «О чем предупреждает

Письменно ответьте на вопрос
«О чем предупреждает Е. Замятин читателя?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024