Экологическая игра «Лесные Робинзоны» предназначена для учащихся 5-6 классов. Цели мероприятия: расширение кругозора, развитие интеллектуальных и творческих способности учащихся; активизация мыслительных процессов ; привитие любви к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности, происходящие в природе. Мероприятие проходит в форме конкурсного соревнования. Учащиеся проходят различные станции, набирают баллы. В конце мероприятия подводятся итоги.
Лесные робинзоны. 6 класс.docx
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Белоногова Ирина Анатольевна, учитель биологии
МБОУ «РусскоАкташская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «РусскоАкташская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан
Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан
Эпиграфы:
Лес для умного, внимательного человека это целый мир, для учёного
огромная книга, для поэта полная переливов радуга. (Л.Леонов)
Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным.
(Ж.Ж. Руссо)
Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее,
понимать закономерности, происходящие в природе.
Задачи:
углубить и расширить знания учащихся о разнообразии и ценности
лесных богатств;
научить видеть мир вокруг себя и применять знания, полученные на
уроках природоведения и биологии;
развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся,
активизировать мыслительные процессы;
воспитывать убежденность и необходимость охраны природы,
правильное поведение в природе, экологическую культуру.
Звучит фонограмма «Звуки леса.»
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня утром, ребята, к нам пришло письмо:
«Вот уже около 300 лет я живу на свете! Кто бы мог подумать, что
судьба сыграет со мной такую шутку! Выбросив, меня на берег, и едва не
лишив жизни, она, впоследствии, сделала меня долгожителем. Видно, не
суждено было погибнуть в морской пучине! 28 долгих лет пробыл я на
необитаемом острове почти в полном одиночестве. Правда, с самого
начала мне здорово повезло. Остров, на который меня выбросило, был
поистине райским уголком, где круглый год лето. С корабля мне удалось
взять все, что смогли унести мои крепкие руки: оружие, одежду,
инструменты…
Единственная беда – я не знал окружающей меня природы,
дикорастущих растений. Мне очень хотелось бы постигнуть их свойства.
Но, увы! Я так и не сумел открыть их секретов. На мое счастье, на
острове росли хорошо мне знакомые виноград и апельсиновые деревья. А
если б судьба забросила меня в тайгу или, к примеру, в леса вашей средней
полосы России? Ох, и плохо бы мне пришлось. Так что, друзья мои, будьте
любознательны, изучайте окружающий мир, чтобы во всеоружии знаний встретить удары судьбы, если они выпадут на вашу долю! Искренне ваш –
Робинзон Крузо!»
Имя Робинзона Крузо стало для нас нарицательным. Так называют
людей, оказавшихся один на один с природой.
Так уж устроен человек, что стремится проверить себя в самых сложных
испытаниях. И по сей день совершаются труднейшие переходы через пустыни;
смельчаки в одиночку на шлюпке пересекают океаны; высаживаются на
необитаемые острова, пытаясь найти там средства к существованию; идут в
тайгу, не имея продовольствия и питаясь, в полном смысле, подножным
кормом. Выйти победителями из всех этих ситуаций людям помогает сила
духа, хорошая физическая подготовка и, конечно же, знание родной природы.
Сегодня такими Робинзонами станете все вы, ребята, учась
разгадывать загадки природы, распознавать растения, следы животных,
проявлять сноровку и ловкость, а также ориентироваться на местности. Вам
предстоит пройти несколько станций. Оценивать конкурсную программу
будут члены жюри… (представляет). Но для начала нам нужно поближе
познакомиться.
Итак, я объявляю конкурс «Визитная карточка». Команды должны
будут представиться, обменяться приветствиями.
Представление команд.
Ведущий: Знакомство состоялось, пора отправляться в путешествие!
На нашем пути будет много станций, которые мы должны пройти.
Первая станция «Проверка готовности к путешествию».
Задача команд: ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы 1 команде:
1. Дерево – символ России. (Береза)
2. Листья сосны. (Хвоя)
3. Личинка лягушек и жаб. (Головастик)
4. Лесной доктор. (Дятел)
5. Сосновый лес. (Бор)
6. Плод дуба. (Желудь)
7. Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)
8. Домишко пчел. (Улей)
9. Какую птицу называют вещей? (Ворону)
10. Любимое лакомство аистов. (Лягушки)
11. Именно она составляет большую часть мусора, загрязняющего Землю
(Пластмасса.)
12. Дерево, из которого плетут корзины. (Ива)
Вопросы 2 команде:
1. Самый крупный представитель наших лесов? ( Лось)
2. Лесное животное по прозвищу «косой». (Заяц) Место кладки яиц у птиц и выведения птенцов. (Гнездо)
3.
4. Кора березы. (Береста)
5. Дубовый лес. (Дубрава)
6. Самый распространенный природный минерал на Земле. (Вода)
7. Что используют пчелы в строительстве сот? (Слюну)
8. Птицаподкидыш. (Кукушка)
9. Лежбище медведя. (Берлога)
10. Трава, которую знают даже слепые. (Крапива)
11. Ягода, которой любит лакомиться медведь. (Малина)
12. Медоносное дерево. (Липа)
Вопросы 3 команде:
1. Жилище бобра. (Хатка)
2.
3.
Какое растение является символом навязчивости? (Репейник)
Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую
неживую природу? (Человек)
4. Живые организмы, обеспечивающие нас кислородом. (Растения)
5. Детеныши какого лесного животного питаются молоком чужой матери?
(Зайчата)
6.
7. Ядовитый гриблекарь. (Мухомор)
9. Медведь, выгнанный из берлоги и не спящий зимой. (Шатун)
Какое животное может выползать «из кожи вон»? (Змея)
10. Лесная курица. (Куропатка)
11. Какой грызун строит плотины на реках? (Бобр)
12. Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с окружающей
средой? (Экология)
Станция « Бой скороговорок»
Скороговорка 1 команде:
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в
капюшоне он смешон.
Скороговорка 2 команде:
Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне. Если б он не свалился во
сне, до сих пор бы сидел на сосне.
Скороговорка 3 команде:
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
Станция «Остроглаз »
Ведущий: Этот конкурс поможет нам выявить самого внимательного и
наблюдательного Робинзона.
Команды пишут ответы на вопросы на листах бумаги и отдают их
членам жюри.
Вопросы:
1. Какое травянистое растение зацветает весной первым, без листьев?
А) Одуванчик Б) Матьимачеха
В) Ромашка
2. Какое дерево наших лесов зацветает позднее всех?
А) Липа
Б) Береза
В) Черемуха
3. Листья каких деревьев осенью краснеют?
А) Береза
Б) Осина
В) Дуб
4. У каких растений семена имеют «парашютики»?
А) Акация
Б) Клен
В) Тополь
5. Сколько крыльев у майского жука?
А) 1
Б) 2
В) 4
6. Сколько ног у паука?
А) 10
Б) 8
В) 6
Станция «Лесная аптека»
Ведущий: Лесные травы и ягоды являются самой лучшей аптекой для
человека, главное знать: когда и от каких болезней их применять. Справитесь
ли вы с этой задачей?
Вопросы:
1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист
подорожника)
2. Каким лечебным свойством обладает матьимачеха? (Отвар из листьев и
цветов хорошее средство от кашля.)
3. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными солями и
витаминами, полезны при малокровии.)
4. Черёмуха любимое дерево русского народа, почему её относят к
лекарственным растениям? (Ягоды используют как закрепляющее и
вяжущее средство.)
5. Какую траву любят кошки, при каких болезнях она помогает людям?
(Валериана. Капли, настой употребляют при нервных расстройствах,
бессоннице.)
6. У древних славян это растение считалось культовым, способным
отпугивать злых духов, беречь от сглаза и порчи. В наши дни эта самая
горькая трава очень популярна в народной медицине. Капли улучшают 7.
аппетит и пищеварение. Её с успехом применяют как глистогонное,
жаропонижающее средство. (Полынь)
Это дерево – целая лесная аптека. От его цветов пахнет душистым медом.
К нему обращаются при самых различных недугах: кашле, ангине, ожогах,
язвах, ревматизме, кровотечениях. Для медицинских целях используют
листья, цветки и плоды, древесину и даже сок этого дерева. Что это за
дерево? (Липа)
8. Деготь, полученный из этого дерева, входит в состав мазей Вишневского и
Вилькинстона, а активированный уголь применяется при отравлениях и
болях в желудке. О каком дереве идет речь? (О березе.)
9. Это лекарственное растение используется в народной медицине в качестве
мощного средства для лечения многих кожных заболеваний — зкзем,
дерматитов, а также для выведения бородавок. (Чистотел)
10. Из какого растения получают скипидар, используемый при радикулите?
(Сосна обыкновенная)
11. Какое растение в годы Великой Отечественной войны, в условиях
дефицита перевязочных средств, использовалось в военных госпиталях в
качестве перевязочного материала для заживления ран, особенно гнойных.
(Белый мох сфагнум)
12. Какое растение наших лесов поможет справиться с авитаминозом, так как
является богатейшим источником витамина С? (Шиповник)
Ведущий: Ребята, помните правила сбора лекарственных растений:
Цветки нужно собирать в начале цветения, корни и корневища весной или
осенью, листья в сухую погоду)
Станция «Следопыт» (для капитанов)
По силуэтам следов нужно определить животных, которым они
принадлежат.
1 команда: медведь, лось, утка;
2 команда: кабан, дятел, волк;
3 команда: рысь, заяц, человек.
Станция «Привал туриста»
Ведущий: Какой же привал без песни? Всем вам хорошо известна детская
песня
« В траве сидел кузнечик». Сейчас вам предстоит ее исполнить… Но не совсем
обычно, а так как выпадет по жребию.
1. Исполнить песню в стиле дикого племени апачи.
2. Исполнить песню в стиле Тимати (рэп). 3.
Исполнить песню в стиле ансамбля песни и пляски Российской армии
имени А.В. Александрова.
Станция «Природный календарь»
Ведущий: Опытные Робинзоны узнают о погоде не в прогнозах по интернету,
им рассказывает об этом сам лес, деревья, цветы, животные. «Живые
барометры» есть повсюду, надо только их уметь увидеть и понять.
Постарайтесь стать синоптиками: по сегодняшнему состоянию погоды угадать
завтрашнюю:
1. Лягушка квакает. (К дождю)
2. Комары толкуны толкутся столбом. ( К хорошей погоде)
3. Рыба выскакивает из воды. (К дождю)
4. Соловей поёт всю ночь (К хорошей погоде)
5. Клён «плачет». (К дождю)
6. Выползло на поверхность земли много дождевых червей . (К пасмурной и
дождливой погоде)
7. Одуванчик складывает свой пушистый зонтик. (К ухудшению погоды)
8. Поздно вечером громко стрекочут кузнечики (Признак хорошей погоды)
9. Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают. (Признак ухудшения
погоды)
10. Паук усиленно плетёт свою ловчую сеть. (Признак хорошей погоды)
11. Утром на траве сильная роса. (Дождя не будет)
12. Хвойные деревья высоко поднимают свои ветви. (Ожидается хорошая
солнечная погода.)
Станция «Лесной путеводитель»
Ведущий: Человек оказался в лесу один. Не жажда, голод и холод, как
правило, более всего удручают попавшего в беду туриста, грибника, а страх и
первобытный ужас, парализующий волю даже сильных людей. Самое главное в
такой ситуации – не волноваться, сесть, расслабиться и обдумать ситуацию.
Ведь есть много простых и верных способов ориентироваться на незнакомой
местности.
Итак, каждая команда получает свои ориентиры.
Команда 1
1. Вы заблудились в лесу и перед вами муравейник. Поможет ли он вам и как?
(Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева
или пня, южная сторона муравейника отлогая, а северная – круче.)
2. Перед вами только сосна и ель. Как они помогут вам ориентироваться в
лесу? (Смолы на стволе большие с южной стороны.)
3. Вам стал все чаще попадаться подорожник… (Значит, где – то рядом
дорога.)
Команда 2 1. Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли ягода, где север, а где юг?
(Самые спелые ягоды – на южной стороне.)
2. А как по ветвям деревьев можно определить стороны горизонта? (На
северной стороне дерева веток меньше, чем на южной.)
3. Перед вами пень. Как он поможет вам ориентироваться в лесу? (По
годичным кольцам можно определить стороны горизонта: с северной
стороны кольца уже, с южной – шире.)
Команда 3
1. Идя в лесной поход, вы забыли часы. Как вам поможет определить время
одуванчик? (Одуванчик открывает свои лепестки в 5 – 6 часов утра,
закрывает в 2022 часов вечера.)
2. У какого насекомого крылья рано утром направлены к востоку, в полдень –
к югу, а вечером – к западу? (Бабочки)
3. Весной можно определить стороны горизонта по лесной опушке. Каким
образом? (Северная опушка освобождается от снега позднее, чем
южная.)
Станция «Поэтическая»
Ведущий: Природа вдохновляла людей во все времена года. Многие стихи
были созданы известными поэтами именно на лоне природы. Красота природы
действительно пробуждает в человеке поэтические чувства. Я предлагаю
командам сочинить небольшое стихотворениечетверостишие, пользуясь при
этом одинаковыми рифмами:
травы
сосной
дубравы
весной
Интересно, что у вас получится?
Команда на предложенное задание отводится всего 1 минута.
Ведущий (по окончанию конкурса): А сейчас, я прочту строки поэта, с
которым вы состязались:
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной.
(С. Есенин)
Станция «Поляна смекалистых»
Командам раздают наборы карточек с буквами. Нужно собрать названия
животных, грибов или растений.
Команда 1: АНИСО (осина)
ЗУРДЬГ (груздь)
ЛЕДЯТ (дятел)
Команда 2:
ИШПОВИКН (шиповник)
НАСКОЛЁМ (маслёнок)
КУСБАР (барсук)
Команда 3:
ДЫШНАЛ (ландыш)
КАНЛУВОШ (волнушка)
СЁТЛК (клёст)
Станция «Тропинка сказок»
Ведущий: Все вы, наверняка, в своем раннем детстве очень любили сказки.
Насколько вы их хорошо помните и знаете выяснит очередной конкурс,
который так и называется «Тропинка сказок». Вам предстоит вспомнить, кто
есть кто, т.е. назвать животных, имена которых следующие:
1. Цокотуха (муха из сказки «МухаЦокотуха» К. Чуковского)
2. Балу (медведь из сказки «Маугли» Р. Киплинга)
3. Майя (пчела из сказки «Приключения пчелы Майи» В. Бонзельса)
4. Карудо (попугай из сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского)
5. Серая шейка (утка из сказки «Серая шейка» МаминаСибиряка)
6. Шушера (крыса из сказки «Золотой ключик» А. Толстого)
7. Мартин (гусь из сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
С. Лагерлеф)
8. Тортила (черепаха из сказки «Золотой ключик» А. Толстого)
9. Бемби (олененок из сказки «Олененок Бемби» Зальтена)
10. ТяниТолкай (олень из сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского)
11. Михаил Потапович (медведь из русской народной сказки «Три медведя»)
12. Багира (пантера из сказки «Маугли» Р. Киплинга)
Ведущий: Конкурс «Опознание»
Наша планета Земля напоминает сегодня гигантскую мусорную свалку, на
которой можно встретить различные отходы. К сожалению, даже в лесу можно
иногда обнаружить груды мусора.
В следующем задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать
определенный вид мусора. Если вы сможете это сделать уже после открытия
первого признака, то получите 5 баллов, после второго 4, после третьего 3 и
т.д. Задание 1 команде:
1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.
2. Если это поджечь, то появится черный едкий дым.
3. Много детских игрушек и предметов домашнего обихода сделано из этого.
4. Предметы, сделанные из этого очень легкие.
5. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она разлагается 100 лет и более.
(Пластмасса)
Задание 2 команде:
1. Его делают из песка.
2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3. Чаще всего оно прозрачное.
4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
5. Очень хрупкое.
(Стекло)
Задание 3 команде:
1. Это изобрели китайцы.
2. У нас это получают из древесины.
3. Ученики очень любят это разбрасывать.
4. Легко горит.
5. На этом обычно рисуют или пишут.
(Бумага)
Станция «Мусорбол»
Ведущий: Не секрет, что, гуляя по лесу, мы часто оставляем после себя
самые различные кучи мусора, бумажек и т. д. Сейчас вам предстоит этот мусор
собрать. Необходимо бросить пластиковые бутылки точно в цель – в мешок для
мусора (мешок расположен на расстоянии 3 метров от игрока). Кто точнее это
сделает, тот и
будет победителем этого конкурса.
Итак, игра в “Мусорбол” начинается! (Команды соревнуются.)
Ведущий: Молодцы! Мусор собрали, а теперь попробуйте за 3 минуты из пустых
пластмассовых бутылок изпод воды сделать полезные вещи для быта.
Станция «Отходы в доходы!»
Станция «Умеешь ли ты общаться с природой?»
Ведущий: Ребята, все вы знаете пословицу “В чужой монастырь со своим
уставом не ходи”. А знаете ли вы правила поведения в природе? Cейчас мы
это выясним.
Вопросы 1 команде: 1. Перечислите заповеди поведения в лесу? (Не рвать, не ломать, не играть,
не шуметь, не рубить, не мусорить, не разорять гнезда, не загрязнять воду,
не убивать насекомых и птиц.)
2. Почему нельзя дотрагиваться до яиц в гнезде? (Чужой запах отпугивает
птицу и она покинет гнездо.)
3. Весной многие люди жгут пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая
свои действия тем, что свежая трава после этого будет лучше расти.
Обоснуйте свою позицию по поводу этого факта. (Этого делать нельзя, так
как выжигание пожухлой травы приводит к гибели миллионов насекомых и
других беспозвоночных, обитающих в подстилке и травянистом ярусе, и
уничтожению семян растений. Уничтожаются кладки наземно
гнездящихся птиц. Побеги молодых растений обугливаются, их рост
замедляется, усиливается эрозия почв. Кроме того, при поджоге
прошлогодней травы могут возникнуть пожары, во время которых
загрязняется атмосфера.)
Вопросы 2 команде:
1. Что нужно сделать, покидая место привала в лесу? (Костер залить водой,
заложить дерном, мусор собрать.)
2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку,
выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Он погубил
грибницу, возраст которой может быть 300 – 500 лет, значит, грибов здесь
больше не будет.)
3. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать
музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей,
заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек – искать укромные места.)
Вопросы 3 команде:
1. Почему нельзя оставлять после себя в лесу мусор, особенно стеклянные и
пластиковые бутылки и банки? (Стекло может стать причиной пожара, а
посуда из пластика, полиэтиленовые пакеты, брошенные в лесу пролежат
без изменения 100 и более лет, т. к. не разлагается микроорганизмами.)
2. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый
воздух.)
3. Объясните смысл народной пословицы: «Больше леса – больше снега, больше
снега – больше хлеба.» (Лес задерживает влагу в почве, а во влажной почве
быстрее появляются всходы растений.)
Станция «Береги природу!»
В качестве домашнего задания командам было предложено подготовить
плакат «Береги природу!» Жюри оценивает данный конкурс по 5 бальной
системе. Ведущий: Ребята! Давайте всегда помнить, земля по которой мы ходим, на
которой растем, живем, радуемся и работаем – это наша земля. Нужно вместе
хранить, любить и беречь ее.
Никого не обижай –
«Ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку,
Ни жучка – темненькое брюшко,
Ни кузнечика,
В траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве
Божию коровку,
Ни синицу, ни дрозда,
Ни крота слепого…
Ни за что, никогда
Не обижай живого.»
Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Мы просим
жюри
подвести итоги нашего путешествия.
Звучит фонограмма пения птиц, журчания ручья. Жюри подводит итоги
игры, награждает победителей.
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Экологическая игра «Лесные Робинзоны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.