Личностно- ориентированное обучение на уроках биологии ( из опыта работы)
Оценка 4.9

Личностно- ориентированное обучение на уроках биологии ( из опыта работы)

Оценка 4.9
Конкурсы +1
doc
биология
5 кл—9 кл
22.04.2023
Личностно- ориентированное обучение на уроках биологии ( из опыта работы)
Под личностно- ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; Цель: предложить способы использования личностно- ориентированного подхода в обучении на уроках биологии. Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Задачи: - изучить теоретическую литературу по проблеме исследования; - дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»; - выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий; - раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения. Актуальность: процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Внедрение: работа ведется в течение 5 лет во всех классах. Новизна: создание системы работы, основанной на применении современных образовательных технологий на уроках биологии с целью формирования творческой личности, способной к рефлексии. Объектом исследования данной работы является личностно-ориентированное обучение. Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода на уроках биологии.
Технология личностно - ориентированного обучения.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРИЦКАЯ   ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА 

ПОГАРСКОГО  РАЙОНА  БРЯНСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

Личностно- ориентированное обучение на уроках биологии

( из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Учитель биологии , химии :    Моисеенко Зоя Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г

 

 

Оглавление

                        Стр.

Введение__________________________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие личностно-ориентированного обучения _________________________ 4

Глава 2. Личностно- ориентированные обучение на уроках биологии _______________ 7

Заключение ________________________________________________________________ 12

Литература ________________________________________________________________ 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Под личностно- ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости;

Цель: предложить способы использования личностно- ориентированного подхода в обучении на уроках биологии. Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников.

         Задачи: - изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;

- дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;

- выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;

- раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.

         Актуальность: процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Внедрение: работа ведется в течение 5 лет во всех классах.

Новизна: создание системы работы, основанной на применении современных образовательных технологий на уроках биологии с целью формирования творческой личности, способной к рефлексии.

Объектом исследования данной работы является личностно-ориентированное обучение.

Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода на уроках биологии.

 

 

 

Глава 1. Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов.

При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».

В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно- потребностной сфере ученика.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Таким образом, личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Личностно- ориентированные обучение на уроках биологии

На своих уроках я применяю информационные, интерактивные технологии, технологию проблемного диалога, развивающее обучение, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Для успешности обучения необходимо: 

1)  организовать учебный процесс, чтобы ученик вначале понял, какой материал подлежит усвоению, и каким образом с ним следует работать;

2) организовать собственную работу ученика таким образом, чтобы каждый его шаг оказался учителю подконтрольным;

3) организовать учебный процесс, чтобы весь материал по данному модулю был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя;

4) постепенно переходить от пошагового контроля к самоконтролю. Иногда я практикую такие уроки, предлагаю более подготовленным учащимся побыть в роли учителя. Необходимы групповые формы работы, когда обучающиеся самостоятельно работают, ищут новые способы решения задач.

Групповая работа может быть различной. Иногда может быть работа в парах. Например, обучающимся дается задание, где допущены ошибки. Ребята ищут самостоятельно ошибки, согласовывая при этом свои мысли с соседом по парте. Иногда здесь возникают споры, мнения у ребят могут быть разными, поэтому при проверке очень важно выслушать каждого ученика.

  Проводя групповую работу или дифференцированную работу, я стараюсь подбирать такие задания, чтобы заставить ученика мыслить. Сильные ученики более мотивированы, самостоятельны, им нравятся творческие задания. Если задача имеет несколько решений, я предлагаю найти разные способы ее решения.

Обучающимся, которые, не знают с чего начать решать даже простое задание составляются карточки и индивидуальные задания. Например, задание, где надо продолжить решение или карточка, где из предложенных решений выбрать верное; исправить ошибки в решении и т.п.

Ученик, увидев начало решения задачи, начинает вспоминать алгоритм ее решения и таким образом, включается в активную деятельность. Дифференцированная работа на уроке – это один из важнейших компонентов урока.  Ничто так не побуждает к действию, как разрешение проблемы. Вот почему важно подбирать задания, где присутствует проблемная ситуация.

Ребятам нравятся групповые формы работы, нравится дифференцированная работа, когда учитель не оставляет без внимания даже самого слабого ученика; с удовольствием работают в парах сменного характера. То, чему научились ребята друг у друга, хорошо усваивается, следовательно, создается ситуация «успеха», а это приводит к активизации познавательной деятельности, что в свою очередь ведет к хорошим результатам.

Современный урок нельзя представить без применения информационной и компьютерной техники.

ИКТ применяются мною системно. В зависимости от учебных целей и задач конкретного урока я использую эти технологии на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении нового материала, рефлексии, повторении ранее изученного.

Фрагменты заданий на уроках биологии:

1)     5 класс. 1. Установите соответствие между группами растений и их представителями.

Представитель : А) Орляк  Б) Одуванчик  В) Сосна  Г) Сфагнум   Д) Тюльпан  Е) Кедр

Группа растений: 1) Покрытосеменные           2) Голосеменные       3) Мхи    4) Папоротники

2. Установите соответствие между группами животных и их представителями.

Группа животных:А) Птицы Б) Млекопитающие В) Пресмыкающиеся Г) Земноводные Д) Рыбы                                Е) Простейшие

Представитель: 1) Лось 2) Гусь 3) Щука 4) Тритон 5) Черепаха 6) Амеба обыкновенная

2)     5 класс. Задание 2. Вставьте в предложения пропущенные слова – подсказки.

1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра- это ….2.Организмы, в клетках которых есть хлоропласты– это ……3.Мукор - представитель царства …4.Инфузория- туфелька относится к царству….

5.Дождевой червь относится к группе….6.Змея и ящерица относятся к группе…

Слова – подсказки: растения, животные, позвоночных животных, грибов, бактерии, беспозвоночных животных.

3)     5 класс. 1 задание. Распредели животных по группам: эвглена зеленая, бабочка, окунь, улитка, амеба, медведь.

хламидомонада, пчела, жук, инфузория-туфелька, лиса, лось.

 Группы животных: Одноклеточные, Беспозвоночные, Позвоночные

2 задание: К каким природным зонам относятся эти животные: кобра, кабан, пингвин, варан, лиса, морж. тарантул, заяц, альбатрос, гюрза, белка, тюлень.

Природные зоны Пустыня, Смешанный лес, Арктика

3 задание: 5 класс. Повторение темы: Царство Животные. Тест. 1. Опылителями являются: А) белки в) пчелы Б) креветки г) жабы

2. Каких транспортных животных человек не использует: А) лошадей в) верблюдов Б) коз г) яков

3. Животные, улучшающие плодородие почвы: А) кроты в) почвенные клещи Б) дождевые черви г) мыши

4. Для охраны человек использует: А) коров в) гусей Б) собак г) мышей 

5. Из предложенных 6 ответов выберите 3 правильных. Для охраны животных человек создал: А)заповедники в)заказники д)парки отдыха Б)полянки г)особо охраняемые территории е)клумбы 6. Установите соответствие между информациями.

 

Представители:

Значение в природе:

1.      Свинья

2.      Колорадский жук

3.      Бабочка-капустница

4.      Овца

5.      Полевая мышь

6.      Вошь

7.      Корова

8.      Курица

9.      Блоха 

А) Вредители сельского хозяйства

Б) Человек разводит для получения мяса

В) Могут переносить опасные заболевания

 

4)     6 класс.  Групповая работа по информационным листам 1–5 с использованием наглядных пособий.

Информационный лист 1

Тип дыхания: клеточное.

Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания:

Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.
Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.
Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Ответ по плану:

1.      Тип дыхания.

2.      Для каких организмов характерно.

3.      Как происходит процесс дыхания?

Информационный лист 2

Тип дыхания: трахейное.

Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

Механизм дыхания:

Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Ответ по плану:

1.      Тип дыхания.

2.      Для каких организмов характерно.

3.      Как происходит процесс дыхания?

 

Информационный лист 3

Тип дыхания: жаберное.

Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Механизм дыхания:

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.

Ответ по плану:

1.      Тип дыхания.

2.      Для каких организмов характерно.

3.      Как происходит процесс дыхания?

Информационный лист 4

Тип дыхания: лёгочное.

Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)

Механизм дыхания:

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

Ответ по плану:

1.      Тип дыхания.

2.      Для каких организмов характерно.

3.      Как происходит процесс дыхания?

Информационный лист 5

Тип дыхания: кожное.

Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …)

Механизм дыхания:

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.
Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в воде в случае опасности). Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.

Ответ по плану:

1.      Тип дыхания.

2.      Для каких организмов характерно.

3.      Как происходит процесс дыхания?

Через 57 минут начинается защита групповой работы.

 

5)     8 класс. Тема: дыхательная система: Укажите верные утверждения

1.                               Стенки альвеол состоят из двух слоев эпителия.

2.                               Между слоями плевры имеется плевральная полость, заполненная жидкостью

3.                               Дыхательный центр находится в продолговатом мозге

4.                               Выдыхаемый воздух содержит 79% азота, 0,03% углекислого газа и 21% кислорода.

5.                               У мужчин голосовые связки короче, поэтому у них более грубый голос.

6.                               Гуморальную регуляцию дыхания осуществляют гормоны адреналин и тироксин.

7.                               К воздухоносным путям относятся: трахея, бронхи и легкие.

8.                               Обмен газов в легких называется внешним дыханием.

9.                               Жизненная емкость легких это количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха.

6)     10 класс. Тема: размножение и индивидуальное развитие

Вопросы

Мейоз

1. Какие изменения происходят в ядре до начала деления (в интерфазе)?

 

2. Каковы фазы деления?

 

3. Характерна ли конъюгация гомологичных хромосом?

 

4. Какое число дочерних клеток образуется?

 

5. Какое число хромосом получает каждая дочерняя клетка?

 

6. Где происходит данный процесс?

 

7. Какое значение имеет для существования вида?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

·  в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания;

·  личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;

·  предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

·  накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;

·  обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

К неотъемлемым этапам личностно ориентированного урока можно отнести:

  1. Постановка проблемы
  2. Обращение к имеющимся знаниям обучающихся
  3. Выслушивание учителем различных точек зрения
  4. Самостоятельный поиск ответа на поставленные вопросы
  5. Самопознание
  6. Выявление личностного отношения
  7. Рефлексия.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1999. 192 с.
  4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
  6. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
  7. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
  8. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
  9. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
  10. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
  11. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Оглавление

Оглавление

Введение Под личностно- ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие…

Введение Под личностно- ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие…

Глава 1. Понятие личностно-ориентированного обучения

Глава 1. Понятие личностно-ориентированного обучения

В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности

В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы…

Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы…

Глава 2. Личностно- ориентированные обучение на уроках биологии

Глава 2. Личностно- ориентированные обучение на уроках биологии

Ученик, увидев начало решения задачи, начинает вспоминать алгоритм ее решения и таким образом, включается в активную деятельность

Ученик, увидев начало решения задачи, начинает вспоминать алгоритм ее решения и таким образом, включается в активную деятельность

Группы животных: Одноклеточные,

Группы животных: Одноклеточные,

Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов)

Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов)

Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в воде в случае опасности)

Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в воде в случае опасности)

Заключение Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных…

Заключение Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных…

Литература Алексеев Н

Литература Алексеев Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2023