МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Личностно- ориентированное обучение на уроках биологии
( из опыта работы)
Выполнила:
Учитель биологии , химии : Моисеенко Зоя Александровна
2023г
Оглавление
Стр.
Введение__________________________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие личностно-ориентированного обучения _________________________ 4
Глава 2. Личностно- ориентированные обучение на уроках биологии _______________ 7
Заключение ________________________________________________________________ 12
Литература ________________________________________________________________ 13
Введение
Под личностно- ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости;
Цель: предложить способы использования личностно- ориентированного подхода в обучении на уроках биологии. Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников.
Задачи: - изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
- дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
- выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
- раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.
Актуальность: процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Внедрение: работа ведется в течение 5 лет во всех классах.
Новизна: создание системы работы, основанной на применении современных образовательных технологий на уроках биологии с целью формирования творческой личности, способной к рефлексии.
Объектом исследования данной работы является личностно-ориентированное обучение.
Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода на уроках биологии.
Глава 1. Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное
обучение – это обучение, которое во главу угла ставит
самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта
учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает
не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование
его субъективного опыта.
Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические
технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку.
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.
Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов.
При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».
В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно- потребностной сфере ученика.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью
Глава 2. Личностно- ориентированные обучение на уроках биологии
На своих уроках я применяю информационные, интерактивные технологии, технологию проблемного диалога, развивающее обучение, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Для успешности обучения необходимо:
1) организовать учебный процесс, чтобы ученик вначале понял, какой материал подлежит усвоению, и каким образом с ним следует работать;
2) организовать собственную работу ученика таким образом, чтобы каждый его шаг оказался учителю подконтрольным;
3) организовать учебный процесс, чтобы весь материал по данному модулю был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя;
4) постепенно переходить от пошагового контроля к самоконтролю. Иногда я практикую такие уроки, предлагаю более подготовленным учащимся побыть в роли учителя. Необходимы групповые формы работы, когда обучающиеся самостоятельно работают, ищут новые способы решения задач.
Групповая работа может быть различной. Иногда может быть работа в парах. Например, обучающимся дается задание, где допущены ошибки. Ребята ищут самостоятельно ошибки, согласовывая при этом свои мысли с соседом по парте. Иногда здесь возникают споры, мнения у ребят могут быть разными, поэтому при проверке очень важно выслушать каждого ученика.
Проводя групповую работу или дифференцированную работу, я стараюсь подбирать такие задания, чтобы заставить ученика мыслить. Сильные ученики более мотивированы, самостоятельны, им нравятся творческие задания. Если задача имеет несколько решений, я предлагаю найти разные способы ее решения.
Обучающимся, которые, не знают с чего начать решать даже простое задание составляются карточки и индивидуальные задания. Например, задание, где надо продолжить решение или карточка, где из предложенных решений выбрать верное; исправить ошибки в решении и т.п.
Ученик, увидев начало решения задачи, начинает вспоминать алгоритм ее решения и таким образом, включается в активную деятельность. Дифференцированная работа на уроке – это один из важнейших компонентов урока. Ничто так не побуждает к действию, как разрешение проблемы. Вот почему важно подбирать задания, где присутствует проблемная ситуация.
Ребятам нравятся групповые формы работы, нравится дифференцированная работа, когда учитель не оставляет без внимания даже самого слабого ученика; с удовольствием работают в парах сменного характера. То, чему научились ребята друг у друга, хорошо усваивается, следовательно, создается ситуация «успеха», а это приводит к активизации познавательной деятельности, что в свою очередь ведет к хорошим результатам.
Современный урок нельзя представить без применения информационной и компьютерной техники.
ИКТ применяются мною системно. В зависимости от учебных целей и задач конкретного урока я использую эти технологии на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении нового материала, рефлексии, повторении ранее изученного.
Фрагменты заданий на уроках биологии:
1) 5 класс. 1. Установите соответствие между группами растений и их представителями.
Представитель : А) Орляк Б) Одуванчик В) Сосна Г) Сфагнум Д) Тюльпан Е) Кедр
Группа растений: 1) Покрытосеменные 2) Голосеменные 3) Мхи 4) Папоротники
2. Установите соответствие между группами животных и их представителями.
Группа животных:А) Птицы Б) Млекопитающие В) Пресмыкающиеся Г) Земноводные Д) Рыбы Е) Простейшие
Представитель: 1) Лось 2) Гусь 3) Щука 4) Тритон 5) Черепаха 6) Амеба обыкновенная
2) 5 класс. Задание 2. Вставьте в предложения пропущенные слова – подсказки.
1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра- это ….2.Организмы, в клетках которых есть хлоропласты– это ……3.Мукор - представитель царства …4.Инфузория- туфелька относится к царству….
5.Дождевой червь относится к группе….6.Змея и ящерица относятся к группе…
Слова – подсказки: растения, животные, позвоночных животных, грибов, бактерии, беспозвоночных животных.
3) 5 класс. 1 задание. Распредели животных по группам: эвглена зеленая, бабочка, окунь, улитка, амеба, медведь.
хламидомонада, пчела, жук, инфузория-туфелька, лиса, лось.
Группы животных: Одноклеточные, Беспозвоночные, Позвоночные
2 задание: К каким природным зонам относятся эти животные: кобра, кабан, пингвин, варан, лиса, морж. тарантул, заяц, альбатрос, гюрза, белка, тюлень.
Природные зоны Пустыня, Смешанный лес, Арктика
3 задание: 5 класс. Повторение темы: Царство Животные. Тест. 1. Опылителями являются: А) белки в) пчелы Б) креветки г) жабы
2. Каких транспортных животных человек не использует: А) лошадей в) верблюдов Б) коз г) яков
3. Животные, улучшающие плодородие почвы: А) кроты в) почвенные клещи Б) дождевые черви г) мыши
4. Для охраны человек использует: А) коров в) гусей Б) собак г) мышей
5. Из предложенных 6 ответов выберите 3 правильных. Для охраны животных человек создал: А)заповедники в)заказники д)парки отдыха Б)полянки г)особо охраняемые территории е)клумбы 6. Установите соответствие между информациями.
Представители: |
Значение в природе: |
1. Свинья 2. Колорадский жук 3. Бабочка-капустница 4. Овца 5. Полевая мышь 6. Вошь 7. Корова 8. Курица 9. Блоха |
А) Вредители сельского хозяйства Б) Человек разводит для получения мяса В) Могут переносить опасные заболевания |
4) 6 класс. Групповая работа по информационным листам 1–5 с использованием наглядных пособий.
Информационный лист 1
Тип дыхания: клеточное.
Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.
Механизм дыхания:
Одноклеточные
организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.
Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате
чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.
Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через
всю поверхность тела.
Ответ по плану:
1. Тип дыхания.
2. Для каких организмов характерно.
3. Как происходит процесс дыхания?
Информационный лист 2
Тип дыхания: трахейное.
Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)
Механизм дыхания:
Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.
Ответ по плану:
1. Тип дыхания.
2. Для каких организмов характерно.
3. Как происходит процесс дыхания?
Информационный лист 3
Тип дыхания: жаберное.
Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)
Механизм дыхания:
Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.
Ответ по плану:
1. Тип дыхания.
2. Для каких организмов характерно.
3. Как происходит процесс дыхания?
Информационный лист 4
Тип дыхания: лёгочное.
Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)
Механизм дыхания:
Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.
Ответ по плану:
1. Тип дыхания.
2. Для каких организмов характерно.
3. Как происходит процесс дыхания?
Информационный лист 5
Тип дыхания: кожное.
Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …)
Механизм дыхания:
Лёгкие
земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется
через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют
слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в
которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание
через кожу.
Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводные долго
находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в воде в случае
опасности). Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех
из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше
– кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты
лёгкие и менее – кожное дыхание.
Ответ по плану:
1. Тип дыхания.
2. Для каких организмов характерно.
3. Как происходит процесс дыхания?
Через
5–7 минут начинается защита групповой работы.
5) 8 класс. Тема: дыхательная система: Укажите верные утверждения
1. Стенки альвеол состоят из двух слоев эпителия.
2. Между слоями плевры имеется плевральная полость, заполненная жидкостью
3. Дыхательный центр находится в продолговатом мозге
4. Выдыхаемый воздух содержит 79% азота, 0,03% углекислого газа и 21% кислорода.
5. У мужчин голосовые связки короче, поэтому у них более грубый голос.
6. Гуморальную регуляцию дыхания осуществляют гормоны адреналин и тироксин.
7. К воздухоносным путям относятся: трахея, бронхи и легкие.
8. Обмен газов в легких называется внешним дыханием.
9. Жизненная емкость легких это количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха.
6) 10 класс. Тема: размножение и индивидуальное развитие
Вопросы |
Мейоз |
1. Какие изменения происходят в ядре до начала деления (в интерфазе)? |
|
2. Каковы фазы деления? |
|
3. Характерна ли конъюгация гомологичных хромосом? |
|
4. Какое число дочерних клеток образуется? |
|
5. Какое число хромосом получает каждая дочерняя клетка? |
|
6. Где происходит данный процесс? |
|
7. Какое значение имеет для существования вида? |
|
Заключение
Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:
· в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания;
· личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;
· предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
· накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
· обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
К неотъемлемым этапам личностно ориентированного урока можно отнести:
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.