Применение технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии
Автор статьи: Труханенко А.В. учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, ФГАОУ ВО ДВФУ Гимназия ДВФУ г. Владивосток
В этой статье мне хотелось бы поделиться опытом с коллегами, как я применяю на уроках технологию развития критического мышления у учеников. Многие из вас знакомы с этой теорией, я укажу ее авторов и разработчиков, чтобы непосредственно потом сразу перейти к ее применению
Технология развития критического мышления (Муштавинская И.В., Кларин М. В., Загашев И.О., Заир-Бек С.И.)
Напомню цель данной технологии критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. В ней можно выделить три основных этапа:
этап вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.
На уроках биологии и химии данная технология проявляется в организации мыслительной деятельности, направленной на переработку, анализ информации, трансформацию ее в нужное в дальнейшем русло, в том числе и в опыт, проводимый с данным объектом и эксперимент. Применяются следующие приёмы:
(«Корзина идей», «До-После», «Вопросительные слова», «инсерт», «фишбоун», SWOT-анализ, кластер и др.), в это способствует развитию образного мышления, способности логически мыслить, и в дальнейшем уметь доказывать и применять на практике.
Разберем несколько приёмов.
1. Корзина идей
Метод «Корзина идей» реализуется по определенной схеме, широко используется как, в химии так и биологии:
1. Озвучивается проблема и учитель спрашивает обучающихся о том, что они знают и думают по данной проблеме
2. За 2–3 минуты ученики самостоятельно вспоминают и записывают в тетрадь о том, что им известно по данному вопросу.
3. В течение 3-х минут происходит обмен информацией учащихся между собой в парах или небольших подгруппах.
4. Составляется список предположений: на доске нарисована корзина, в которую «складываются» мысли и мнения каждой подгруппы или пары детей. (Например, при изучении тема «Эволюция человека» в «Корзину идей» могут попасть: «Дриопитек», «Человек умелый», «Неандерталец», «Шимпанзе» «Человек прямоходящий», «Плезиадапис», «Денисовец» и т.д.).
Высказываемые предположения не должны повторяться на доске. Записываются или приклеиваются на доску даже неверные мнения и мысли.
5. По мере освоения учебного материала исправляются ошибки в ученических предположениях «сложенных» в «корзину идей». Очень хорошо работает, когда увлечь и заинтересовать класс.
2. «До» - «После»
Приём применяется как в химии, так и при изучении биологии, на этапе рефлексии после изучения нового материала (главы или раздела),
1. Учащиеся заполняют первую часть таблицы - «До» - и в парах (или в малых группах) обмениваются своими записями в графе «До».
2. После ознакомления и освоения материала заполняют вторую часть - «После».
3. По результатам сравнения двух частей учащиеся, особенно в 7,8 классах пишут небольшое эссе, пытаясь в нем проанализировать причины, которые обусловили выявленные изменения.
3. Вопросительные слова
Обычно данный приём используется перед изучением материала, при этом учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала.
1. Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее восьми - десяти). После этого им предлагается в течение 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Хорошо работает при изучение клетки, животных, веществ , биологических процессов и т.д.
Вопросительные слова |
Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? |
|
Затем учащиеся обсуждают свои списки и выбирают два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т.д.) вопросов. Перед тем, как они зачитают результаты своей работы перед всей группой (классом), им предлагается подумать, на основании каких критериев они осуществили свой выбор.
4. Инсерт
Прием «Инсерт» или «Пометки на полях»
Для отслеживания понимания информации учащимся рекомендую использовать метод активного чтения Инсерт (Insert), или «Пометки на полях», заглавные буквы которого означают: I - interactive, N - noting, S - system, E - effective, R - reading and T - thinking - интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Этот прием используется для формирования навыка изучающего чтения и относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся.
Учащимся предлагается ознакомиться с рядом маркировочных знаков и по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного или распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.
Пометки могут быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.
Интересным в данном приеме является знак «вопрос». Именно он «включает» интеллектуальную деятельность учащегося, заставляет искать его ответы на вопросы, формулировать их. Во многих учебниках такие пометки уже делаются авторами.
5. Фишбоун
Использование данного метода позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» «расположить вертикально, - на елочку.
Данная графическая техника помогает структурировать процесс. Более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
При разборе тем «Изучение химических свойств органических веществ» учащиеся часто составляют фишбоун.
Голова (какое либо вещество) – из этого вещества надо разными способами провести химические реакции, и в конечном итоге достигнуть вещества «хвост». Можно менять направление схемы и усложнить им задание. Либо применить для решения задачи с множественными путями решения.
Схема «Фишбоун» отлично работает, как средство систематизации материала и быстро воспроизводится учащимися, но, если ученик не готов к занятию, и не знает предыдущий материал, очень сложно будет решить поставленную проблему. Поэтому этот прием еще и организует учеников, стимулирует их быть в курсе событий изучаемого предмета. Можно ученикам и давать домашнее задание в виде составления «Фишбоун». Списывание в данном случае исключено. У каждого получится своя задача.
6. SWOT-анализ
Проведение SWOT-анализ представляет собой
заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем
факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы:
S - сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths — сильный);
W - слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses — слабый);
О - возможности применения (англ. opportunities — возможности);
Т - угрозы применения (англ. threats — угрозы).
Данную технологию целесообразно применять в старших классах. Например, на уроке
биологии, при изучении темы «Предпосылки возникновения теории эволюции». Ребята
после постановки проблемы активно включаются в процесс.
Реальность существования вида
S (сильные стороны) · Разнообразие видов было всегда · Они меняются · Человек часть природы |
W (слабые стороны) · Религия · Ограниченность мышления · Виды не меняются во времени |
O (возможности) · Возможность изменяться и приспосабливаться |
T (угрозы · Уйти в креационизм
|
Причины приспособленности видов
S (сильные стороны) на примере Дарвина · Опосредованное воздействие среды на вид в целом -через действие естественного отбора ,устраняющего неприспособленных особей |
W (слабые стороны) · На примере Ж.Б.Ламарка · Прямое воздействие среды на особь отдельную и наследование приобретенных организмов признаков |
O (возможности) Правильное понимание движущих сил эволюции дает возможность объяснить с научной точки зрения происхождение видов.
|
T (угрозы · Возможно зайти в тупик и заблуждение и все списать на какое-то высшее существо и прочее. На примере Карла Линнея и Ж.Б.Ламарка . |
Составление SWOT-анализа позволяет
учащимся разложить на элементы изучаемое явление, сравнить, выявить «плюсы» и
«минусы», обобщить, сделать выводы, рассмотреть варианты решения. В итоге
учащиеся могут правильно осмыслить механизмы эволюции и понять их значимость.
Составление SWOT-анализа — это чаще всего групповая работа, которая позволяет
обмениваться информацией, дополнять и исправлять друг друга;
- решать проблемы; устанавливается соревновательные момент между группами.
7. Кластер
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны. На первом этапе работы ученики выписывают на отдельном листке все то, что вспомнилось им по поводу данной темы (возникает как бы некоторый хаос различных данных).
Например, на уроке химии в 9 классе при изучении темы «Серная кислота и ее свойства. Задачи на олеум»
повод цели где используется ?
стадии Сырье виды, транспортировка
Производство серной кислоты |
Выход продукта спрос последствия производства
Использование кластера способствует развитию у учащихся системного мышления, умения рассматривать объект в целостности связей и характеристик. Давать анализ любого производства, в том числе и пищевого и формации, и т.д. Хорошо данный прием применять и в биологии в освоении различных тем, например «Эволюция человека, эволюция высших растений и т.д.»
В завершении своей статьи еще раз хотелось бы подчеркнуть очень важно в нашу эпоху развивать у ребят критическое мышление. Это и вызывает интерес к данному вопросу и проблеме. Уроки становятся познавательными и не скучными, между учителем и учеником устанавливаются более доверительные и глубокие отношения ,учитель становится наставником для ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.