Экологическая игра
«Путешествие по тропе природы»
(интеллектуально-экологическая игра для среднего звена)
Составила:
Мелентьева Л.Н.,
заместитель директора по ВР,
педагог-организатор
МБОУ «Морозовская СОШ»
Цели мероприятия:
– Формирование у обучающихся ценностного отношения к природе.
- Расширение кругозора, интеллектуальных способностей учащихся.
- Прививать любовь, бережное и гуманное отношение к природе.
Ход игры: Участвуют две команды, игра состоит из 8 туров, каждый вопрос имеет свою оценку в баллах, эксперты подводят итоги.
Ведущий 1:
Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг - природа!
Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде.
Для разминки каждой команде я предлагаю отгадать несколько загадок:
1. Он газ и пыль - все поглощает,
Нелегок летом этот труд.
За это его очень ценят,
«Воздушный санитар» зовут (тополь).
(Информация к размышлению: за лето одно дерево тополя может поглотить более 1
кг пыли и 45 кг CO2).
2. Синий пиджак,
Желтая подкладка,
В середине – сладко (слива).
3.Этот кустарник в лесу взор ласкает,
Лист сложный, перистый,
Плод – небольшой,
В нем витаминов великое множество
Вы догадались? Кто же такой? (шиповник)
4. Цветет позднее всех деревьев,
Лекарственны ее цветы,
Коль их заваришь – то простудой
Болеть не будешь больше ты (липа).
1 Тропа « Час цветов»
- Каждая команда получает по 2 задания, где они должны, подумав 3 минуты, дать правильный ответ – название цветка.
Задание для 1 команды:
1) По преданию, Лакшми- самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывающегося бутона данного цветка, который состоял из 100 больших и 1000 маленьких лепестков. Прародитель Вселенной Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а данный цветок символом божественной тайны, которую цветок хранит под защитой своих острых шипов. (Роза)
2)У древних греков он считался цветком богов. В легенде
говорится, что богиня Диана убила юного пастуха, который своей игрой на рожке
распугал дичь и помешал ей охотиться. Потом она раскаялась и попросила великого
Зевса сделать так, чтобы из крови невинного погибшего юноши вырос прекрасный
цветок - в память о нём. Зевс откликнулся на её просьбу. Вы знаете, что это был
за цветок?
(Гвоздика)
Задание для 2 команды:
1) Восточная легенда утверждает, что этот цветок
возник из слёз благодарного Адама, когда архангел Гавриил принёс ему весть о
прощении Господом его грехов. По другой легенде бог солнца Аполлон преследовал
своими жгучими лучами одну из дочерей Атласа. Девушка взмолилась к Зевсу
защитить её, и тогда громовержец превратил её в чудный цветок, укрыв в тени
своих садов. Так и цвёл он каждую весну, наполняя своим ароматом божественные
кущи, пока Прозерпина, дочь Зевса и Цицеры, внезапно похищенная Плутоном, от
испуга не обронила на землю сорванные цветы. Они и стали прародительницами цветков,
что радуют нас и поныне.
Греки, помня эту легенду, называли его цветком печали. У древних галлов он
символизировал невинность, скромность и целомудрие, потому им устилали ложе
новобрачных.
(Фиалка)
2) В переводе с латинского это растение означает «меч». В народе его зовут сабля- трава или жпажник. И в самом деле, листья его похожи формой на острый меч, они окружают стебли, на которых несколько цветков с шёлковыми, бархатными, махровыми или блестящими лепестками. Назовите это хорошо Вам знакомое растение. (Гладиолус)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
В Турции его называют тулипа, что означает «чалма», «тюрбан». В Иране,
Средней Азии и в Закавказье - лала, лола, лалэ. А как это растение называют у
нас?
(Тюльпан)
2 Тропа «Мир птиц»
- Каждая команда сама вытаскивает себе задание. В этом туре всего лишь по одному заданию. Время на обдумывание – 2минуты.
Задание для 1 команды:
В 1850 г. в Америку впервые привезли птицу, которая вскоре там освоилась. Случилось так, что в пригороде Бостона сильно размножались насекомые. Гусеницы наносили серьезный вред посевам. На помощь пришла птица – она уничтожила насекомых-вредителей. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города Бостона. Назовите птицу. Ответ: Воробей
Задание для 2 команды:
Индусское изречение советует учиться у него 4 добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями. Кто же этот рыцарь? Ответ: Петух
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
Что лежит в ящике (коробке)?
ВОПРОС: Здесь лежит то, что Пётр I называл «земным яблоком». Ответ: Глобус
3 Тропа «Удивительные животные»
- Каждая команда также получает по одному заданию. НО: ответ должен прозвучать за 1 минуту!
Задание для 1 команды:
Эти животные в беге на короткие дистанции показывали скорость более 110 км/ч. Это единственное животное, совмещающее в себе признаки собак и кошек. Ответ: Гепард
Задание для 2 команды:
Эта громадина длиной 7,5 метра, а весом в 3,5 т напоминала тюленя, а с хвоста – рыбу. Водилась она на командорских островах. Всего 27 лет потребовалось людям, чтобы уничтожить это животное.
Ответ: Морская корова
4 Тропа «Живые синонимы»
- Каждая команда получит на листочке задание. НО: задание одинаковое для обеих команд. Ваша задача: отгадать быстрее соперников.
Необходимо вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц:
*Могучий как … (орёл)
*Вольный как … (птица)
*Вороватый как … (сорока)
*Важный как … (гусь)
*Взгляд хищный как … (у ястреба)
*Зоркий как … (сокол)
*Болтать как … (сорока)
5 Тропа «Птичьи разговоры»
- С помощью стрелок вам нужно показать, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы. Команды получают карточки:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ:
- Собрать пословицы о птицах:
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.
Ворон ворону глаза не выклюет.
6 Тропа «Кто быстрее?»
- Вызываются по одному человеку от каждого класса, ведущий задает вопросы, кто первый ответит, приносит 1 балл своей команде
- Какое растение дает самый лучший мед (липа)
- Название какого растения связано со звоном (колокольчик)
- Соком какого растения выводят бородавки (чистотел)
- Никто не пугает , а она дрожит (осина)
- Самая маленькая птица (колибри)
- Самое быстро бегающее животное (гепард)
- Хищное растение (росянка)
- Самое быстро плавающее морское животное (дельфин)
- Растение, носящее название глаза животного (вороний глаз)
- Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки (незабудка)
- Глаза на рогах, а дом на спине (улитка)
- Какой зверь после еды чистит и полощет зубы (тигр)
- У какого животного цвет жира зеленый (крокодил)
- Растет ли дерево зимой (нет)
- Какой снег быстрее тает: чистый или грязный (грязный)
- Что вниз растет (сосулька)
- Когда цветет сирень (весной)
- Спит на земле, утром исчезает (роса)
- Что за трава, которую узнают слепые (крапива)
- Какой страшный зверь ест малину (медведь)
- Сколько крыльев у жука (4)
- Кит рыба или зверь (морской зверь)
- На какое дерево садится ворона в дождь (на мокрое)
- Кто два раза родиться? (птица)
- Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются (майский)
- Птенцы какой птицы не знают матери ( кукушки)
- Без крыльев – летят, без ног- бегут, без паруса – плывут ( облака)
7 Тропа «Рыбы»
- Особое место в мире занимают рыбы. Это старейшие обитатели планеты. Каждая команда получает по 2 описания рыбы.
Задание для 1 команды:
1) Внешне эта рыба очень оригинальна. Тело высокое, сжатое с боков. Голова сравнительно не велика, глаза небольшие, но зоркие. Мелкие особи серебристые, а крупные – желто-бронзовые. Ответ: Лещ.
Дополнительные сведения: Вес леща достигает в среднем 3 килограммов, а длина тела - 30 см.
2) По величине эта рыба относится к рыбам среднего размера. Рот косой, небольшой. Лоб выпуклый, спина темно-серебристая, покрыта светлыми чешуйками. Хвостовой и спинной плавники темные, остальные - ало красные. Ответ: Язь.
Дополнительные сведения: Язь принадлежит к рыбам среднего размера, но иногда достигает 50 см и веса до 7 кг.
Задание для 2 команды:
1) Эта рыба отличается от всех прочих вытянутым телом, длинной плоской головой, сплющенным рылом и отодвинутым назад спинным плавником. Такого расположения плавников нет ни у одной пресноводной рыбы. Чешуя мелкая, гладкая. Основной цвет - серо-зеленый с белыми и темно-зелеными пятнами и разводами, иногда полосами. Плавники желто-серые. Впрочем, окраска этой рыбы – явление непостоянное, оно полностью зависит от окружающей среды. Ответ: Щука.
Дополнительные сведения: Щука обитает в реках и заливных озерах. Взрослые экземпляры достигают длины 30-50 сантиметров при весе 1,5-2 кг. Более крупные - 70-80 сантиметров длиной и весом до 9 кг. Бывали случаи, когда рыбаки вылавливали щуку 1,5 метра длиной и весом 35 кг.
2) Внешность этой рыбы весьма своеобразна: она отличается от других рыб окраской. Туловище широкое и горбатое.
Спина – темно-зеленая, бока – зеленовато-черного цвета. Над горбатой спиной расположен колючий гребень спинного плавника. Второй плавник – зеленовато-желтый. Грудные плавники тоже желтые, остальные ало-красные. Ответ: Окунь.
Дополнительные сведения: Окунь имеет широкое распространение, встречается в реках и озерах. Очень не прихотлив к условиям обитания и приспособлен к жизни в водоемах, заросших растительностью. Длина тела достигает 30-50 см., вес до 1.5 кг. В крупных озерах встречаются два вида: мелкий - прибрежный (травяной), растущий медленно, питающийся в основном беспозвоночными животными, и крупный - глубинный, быстрорастущий, питающийся рыбой.
8 Тропа «Остроглаз»
- Перед вами текст на экране. Вы должны записать на листочках то, что вы увидите:
1. Как-то тер я нос о рог
И услышал громкий вздох.
2. Косарь долго очень ныл
Косу рок мою сломил.
3. На –ка банку подержи
Стой! Куда ты? Подожди!
4.Масло несвежее ел я вчера
Вот от чего болит голова
5.Дамы шьют иголками
Колкими-преколкими.
6.Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра!
7.Козе братишка шлет привет
« сестричка», жду тебя я на обед!
8.Где ноты- там и птицы
Так думают лисицы
9.Мокро так, что нету сил!
сколько ж дождь воды налил.
10.Астра успешно в саду зацвела
Как же пресильно был рад я вчера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.