Экологический краткосрочный проект «Деревья»
Оценка 5

Экологический краткосрочный проект «Деревья»

Оценка 5
docx
17.09.2020
Экологический краткосрочный проект «Деревья»
Деревья.docx

МБДОУ «Детский сад «Малыш» с. Угловое

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологический краткосрочный проект «Деревья»

 

 

 

 

 

 

Подготовил воспитатель:  Юрченко А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Тип проекта: познавательно-исследовательский .
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

"Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

Д. Радович

Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума». Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней.

 Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними. Участие детей в проекте позволит:

- максимально обогатить знания и представления о жизни деревьев в осеннее время.

- дать представления о том, что большинство листьев деревьев осенью меняют окраску.

- познакомит с таким прекрасным осенним явлением как листопад.

- закрепить в памяти детей названия деревьев, их строение.

- воспитать бережное отношение к деревьям как нашим друзьям, живым существам.

Цель проекта:

изучение жизни деревьев их взаимосвязи в природе;

- в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев;

- формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах, их строении;

-развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- Заинтересовать детей, как можно больше узнать о деревьях и их пользе.

- Познакомить детей с деревьями: берёза, ель, рябина, платан, сафора, выяснить их схожесть и различия.

-воспитывать культуру поведения в природе, уточнить экологические запреты;

- Дать понятия: хвойные деревья и лиственные.

- Учить различать по внешнему виду.

- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, практические:

- наблюдения,

-рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

- беседы,

- разгадывание загадок,

- чтение художественной литературы,

- заучивание стихов, пословиц,

- игры,

- экскурсии,

- опыты.
Ожидаемый результат: 

1. Дети будут узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада (берёза, ель, рябина, платан, сафора).

2. Будут уметь сравнивать деревья между собой, называя их отличия или сходства.

3. Будут знать и соблюдать правила бережного отношения к природе.

4.Пополнить развивающую среду группы материалами по теме проекта.

План проекта.

 Подготовительный этап:

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

2. Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта;

3. Организация предметно-развивающей среды в группе

4. Организация просмотра иллюстраций на тему «Лиственные и хвойные деревья» - цель: вызвать у детей интерес к работе по сбору материала к проекту.

Основной этап:

1.      Сбор информации о деревьях;

2.      Наблюдение за деревьями на участке детского сада;

3.      Проведение мероприятий по теме проекта: непосредственно – образовательная деятельность;

4.      Совместная образовательная деятельность в режимных моментах;

5.      Самостоятельная деятельность детей;

6.      Взаимодействие с семьями воспитанников.

7.      Беседа о пользе деревьев

8.      Заучивание стихотворения «Берёза», «Елка», и тп.

9.      Развлечение «Русская березка».

 

Заключительный этап:

- выставка рисунков;

- коллективная работа «Дерево»;

- развлечение «Русская березка».

 

В группе создан уголок природы. В нем собран: материал для экспериментирования, познавательная литература, схемы (дерево, кустарник, цветы), дидактические игры, предметные картинки на экологическую тематику.

Познавательная деятельность:

Цель: Расширять и уточнять представления детей о деревьях как о живых объектах природы. Дать детям представление о том, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений.

 

БЕСЕДЫ:

«Что ты знаешь о деревьях»

"Берёза на  нашем участке".

«Жизнь деревьев осенью»

«Почему листья опадают?»

«Как деревья готовятся к зиме?»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

«С какого дерева лист»

«Загадай, мы отгадаем»

«Найди дерево по семенам»

«Подбери признак»

Загадки – отгадки:

«С какой ветки детки?»

«Найди дерево по описанию»

НАСТОЛЬНО - ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ:

«Что лишнее?» (дуб, клён, берёза, смородина)

"Найди дерево по семенам" (парные картинки)

Собери и назови (разрезные картинки «Деревья»)

«Что сначала, что потом»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

М. Пришвин «Листопад», Э. Машковская «Дедушка – дерево», С. Козлов «Такое дерево»,

Е. Серова "Зелёная страна", А. Лопатина "Мудрость дерева", А. Лопатина "Жизнь дерева"

А. Лопатина "Липкины дары", С. Прокофьева «Сказа про маленький дубок», Е. Трутнева «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», О. Белявская «Листопад».

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ:

И. Бунин «Листопад» (отрывок)

И. Токмакова «Песенка дубовых сеянцев», С. Маршак «Все клены выстроились в ряд…»

Загадывание загадок о деревьях:

РАССМАТРИВАНИЕ ГЕРБАРИЯ, ЭНЦИКЛОПЕДИЙ О ДЕРЕВЬЯХ

Организация выставки книг «Наши друзья – деревья».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Рисование «Деревья осенью», «Яблоня с  яблоками», «Нарисуй сказочное дерево».

Использование трафаретов листьев, раскраски «Деревья»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА 

«Букет для друга»

«Раз, два, три, четыре, пять (при счете загибаем пальцы).

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулаки).

Лист березы, лист рябины, (разгибаем пальцы при перечислении).

Листик клена, лист осины,

Букет красивый соберём, (раскрываем пальцы широко «веером», изображая букет)

В подарок другу принесём!» (соединяем ладошки вместе и «подаём» - дарим другу)

ПОДВИЖНЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

«Беги к названному дереву»

«Найди свой листочек»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ 

«Изобрази любимое дерево»

«Корни, листья, ветки, ствол»

«Ветер».

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

НОД «Береза – символ России»

«Жизнь деревьев осенью» (развитие речи)

Викторина «Деревья – наши друзья»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

Создание фото-коллажа «Краски осени»

Проведение консультаций на темы: «Как провести с ребёнком осенний день».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Беседа «Они же живые, их надо беречь».

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Коллективная работа «Осенний ковер»

ПЕРСПЕКТИВЫ:

Планируем продолжение проекта на предполагаемые темы –

«Жизнь деревьев зимой и весной».

ДОСТИГНУТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

У детей сформирована система знаний о жизни деревьев в осеннее время.

У большинства детей появился интерес узнавать новое о жизни деревьев.

Дети стали понимать, почему нельзя ломать ветки деревьев, стали

бережнее к ним относиться.









Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России»

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.

Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.

Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.

Материалы: картинки с изображением различных деревьев, леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; белый картон, цветная бумага(коричневая и зеленая),клей, шаблоны листьев.

 

 

Ход НОД

I. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей)

Отгадав загадку, вы узнаете что это за картинки. Послушайте внимательно

Загадки про деревья, лес.

1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)

2. Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек. (Дерево.)

3. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

4. Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)

Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.

-Что это? (Лес.)

- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)

- Названия каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)

-А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)

-Красиво в лесу? Вам там понравилось?

Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.

II. Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка. Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.) Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)

Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

-Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Береза украшает наши города. Это красивое дерево. О ней сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев

Стихотворение. «Люблю березку русскую»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, - но не ломится.

Воспитатель: В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.

Физкультминутка «Деревья»

Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать – (Приседания)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись от души (Шагают на месте.)

И на место вновь пошли.

Про березу много пословиц, примет, загадок.

Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету; нет дерева белей на свете;

летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.

Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.

Загадки про березу.

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

2. Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (Береза.)

3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза.)

4. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой стоит под горой. (Береза.)

5. Разбежались по опушке

В белых платьях подружки. (Березы)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.

Игра «Узнай и назови»

Воспитатель задает вопросы детям:

- Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)

- Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)

- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)

- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)

- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)

- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)

- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?

(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)

-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц)

-Какое дерево называют кудрявым (береза)

-Какое дерево называют русским (береза)

Упражнение «Покажи и назови части дерева».

Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.

Изготовление березы:

Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и сделать ее.

1. Из отрезка белого картона изготовляем ствол березы, скручивая его.

2. Черным фломастером  наносим горизонтальные парные полоски, как на стволе березы.

3. Вырезаем прямоугольный фрагмент из коричневого бумажного листа.

4. Один край этого прямоугольника надрезаем в вертикальном направлении, размещая разрезы, на небольшом расстоянии друг от друга.

5. Оборачиваем этой деталью картонный рулон, приклеиваем ее бахромой вверх. Ствол нашего дерева обретает крону.

6. Небольшие узкие полоски коричневой бумаги приклеиваем по всему стволу – как отдельные ветви.

7. Берем зеленую бумагу, отрезаем от нее довольно узкую полосу и делаем травку.

8.Берем шаблоны листиков и хаотично наклеиваем на ветви нашего дерева.

и наша березка готова

 III. Заключительная часть. Подведение итогов

10. Рефлексия.

Вопросы:

-С каким деревом вы сегодня познакомились?

-Что вы нового сегодня узнали о березе?

-Какое дерево делали?

-Что вам понравилось на занятии?


 

МБДОУ «Детский сад «Малыш» с.

МБДОУ «Детский сад «Малыш» с.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Ожидаемый результат: 1. Дети будут узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада (берёза, ель, рябина, платан, сафора)

Ожидаемый результат: 1. Дети будут узнавать и называть деревья, произрастающие на территории детского сада (берёза, ель, рябина, платан, сафора)

Дерево»; - развлечение «Русская березка»

Дерево»; - развлечение «Русская березка»

И. Бунин «Листопад» (отрывок)

И. Бунин «Листопад» (отрывок)

Коллективная работа «Осенний ковер»

Коллективная работа «Осенний ковер»

Ход НОД I. Организационный момент

Ход НОД I. Организационный момент

Ведь береза – частица России моей

Ведь береза – частица России моей

Про березу много пословиц, примет, загадок

Про березу много пословиц, примет, загадок

Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья,

Воспитатель показывает на картине корни, ствол, ветки, крону, листья,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020