МБДОУ « Детский сад «Малыш»
Крым, Бахчисарайский район, село Угловое.
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием мнемотехники
«Расскажи про осень».
Подготовил воспитатель: Юрченко А. В.
2020
Конспект занятия для детей старшей группы «Беседа про осень».
Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемосхем.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей об осени, и типичных осенних явлениях в природе;
- формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам;
- формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;
- расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
Развивающие:
- развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками;
- заботливое отношение и любовь к природе;
- формировать умение работать в коллективе;
- создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
• Осень,
• осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь;
• приметы осени: осенний листопад, часто идет дождь, первый снег, деревья сбрасывают листву и засыпают, птицы улетают и т.д.
• птицы перелетные, свойства солнца и т.д..
Демонстрационный материал: мнемотаблица.
Планируемые результаты:
• воспитанники имеют расширенное преставление об осени как времени года;
• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
• дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
• расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Организационная часть.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки.
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутнева
Улетает лето.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
- Так о чем мы сегодня
будем с вами говорить на занятии? Об осени.
- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.
- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
-А первый месяц у нас какой? (Сентябрь).
- Правильно, сентябрь. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.
- Октябрь - это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.
- А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»
Осень (Какая?) - золотая, тёплая, солнечная, красивая, яркая.
День (Какой?) - солнечный,дождливый, пасмурный ,хмурый, грустный.
Деревья (Какие?) - красочные, жёлтые, красные, оранжевые, яркие, голые.
Ветер (Какой) - тёплый, холодный, сильный, резкий.
Листья (Какие?) - разноцветные, коричневые, ярко-красные, жёлто-красные, сухие, мокрые.
- Молодцы! Много слов подобрали. А теперь немного отдохнём.
Физминутка .
Тучи в небе кружатся,
(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица.
(Ходьба на месте с высоким подниманием
коленей.)
День осенний хмурится,
(Руки на поясе — повороты влево вправо.)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)
Желтая метелица.
- А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», потопать.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы!
А теперь давайте посмотрим на картинку (детям предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Расскажи о времени года»)
Воспитатель задаёт вопросы.
- Какое время года?
- Какая погода?
- Что происходит с растениями?
- Как трудятся взрослые?
- Как меняется одежда?
- Что происходит в жизни животных?
- Что происходит в жизни птиц?
- Детские забавы.
Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (ответы детей).
Спасибо, что так внимательно слушали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.