Экологический проект «Эколята- молодые защитники природы»
Оценка 4.8

Экологический проект «Эколята- молодые защитники природы»

Оценка 4.8
docx
27.10.2022
Экологический проект «Эколята- молодые защитники природы»
Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!
Экологический проект.docx

Комитет образования Администрации городского округа Королев

Московской области

МАУ ДО «Школа искусств» г.о. Королев МО

 

 

Рекомендовано

Методическим Советом

МАУ ДО "Школа искусств"

 

Утверждаю ______    Л.В. Мотозова

Директор МАУ ДО "Школа искусств"

 

 

 

 

                              Экологический проект

               «Эколята- молодые защитники природы»

 

                                              

 

 

 

 

 

 

Автор: Жучихина Анна Сергеевна

Педагог-организатор

Консультант: Глазкова З.Ю., методист, высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

г.о Королев МО

2021 г.

 

 

 

Содержание

1. Актуальность темы___________________________________________ 3

2. Проблема____________________________________________________4

3. Цель и задачи_________________________________________________5

4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта________________6

- принципы экологической работы_________________________________6

-содержание деятельности и показатели сформированности

экологического воспитания _______________________________________7

 - формы работы с по  экологическому воспитанию детей;_____________9

 

  -диагностика уровня экологической культуры младших школьников___10

 

5. Программа реализации проекта_________________________________12

6. Предполагаемые результаты___________________________________ 13

7. Механизм оценки результатов детей_____________________________14

8. Дальнейшее развитие проекта___________________________________14

9. Список использованной литературы______________________________15

 

 

 

 

 


 

Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главная цель. Давайте ее беречь!

 

1. Актуальность темы

Экологическое воспитание - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас пребываем. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка, так как младший школьный возраст – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

В рамках Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята –Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» в 2021 году была объявлена Всероссийская акция «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников Природы», мероприятия которой в настоящее время проходят во всех субъектах Российской Федерации.

Представленная работа по экологическому воспитанию  демонстрирует участие МАУ ДО «Школа искусств» во Всероссийском образовательном проекте .

Проект может быть использован педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, воспитателями и учителями начальной школы.

2. Проблема

 На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. И все-таки даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания  дошкольников и младших школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической деятельности.


 

3.Цель и задачи

Цель: развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры личности, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:

- изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

- выявить наиболее эффективные формы, приёмы, методы по экологическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

-формирование знаний о единстве природы, взаимодействии природы и общества, об экологических проблемах и способах их решения;

воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды;

- развитие способностей к альтернативному мышлению и выбору способов решения экологических проблем;

- приобретение практического опыта природопользования и принятия компетентных решений, способствующих социально- экономическому развитию города и его экологической безопасности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дается определение экологического воспитания. Экологическое воспитание - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Экологическое воспитание:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

-элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-бережное отношение к растениям и животным.

 

Целью проекта является формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Природоохранный социально-образовательный проект « является новым направлением развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта:  сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Тип проекта: природоохранный, социально-образовательный, экологический.

4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта

 

Принципы экологической работы в урочной и внеурочной деятельности

- Принцип психологической комфортности;

- принцип деятельности;

- принцип посильной трудности обучения;

- принцип систематичности и последовательности;

-  принцип вариативности;

- принцип творчества;

- принцип учета индивидуальных особенностей; 

- принцип связи с жизнью;

- принцип взаимосвязи с другими видами деятельности детей;

- принцип добровольности;

- принцип гуманности.

 

Содержание деятельности и показатели сформированности экологического воспитания в дополнительном образовании

 №

Содержание и формы деятельности

Показатели сформированности экологического воспитания ребенка на разных возрастных этапах

1

Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных педагогом правил поведения; обращение с представителями животного и растительного мира; эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней.

- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);

- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

2

Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;

- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

3

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

-Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

 

Формы работы по экологическому воспитанию

 

Участие во Всероссийском природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята-дошколята», и «Эколята-молодые защитники природы».

- Тематическое занятие

- Открытое занятие

- Экологические акции;

- Озеленение и благоустройство школы, школьного двора;

- Посадочные работы;

- Плэнеры

- Экологические праздники;

 - Беседа;

-Экологические игры;

 

Методы работы  по экологическому воспитанию

 

-Метод наблюдения;

-метод изучения и обобщения передового педагогического опыты;

-словесные методы;

-демонстрационные методы;

-исследовательские методы;

-метод примера;

-объяснительно-иллюстративный метод;

-Метод самостоятельной работы.

 

Диагностика уровня экологической культуры детей

Для изучения уровня экологической культуры младших школьников была проведена диагностика по методике «Природа благодарит и сердится». Данная методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:___________; рассердиться на тебя: ____________.

При анализе детских работ было обращено внимание на следующее:

· Что преобладает в детских ответах в графе «Природа благодарит».

· Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.

· Как часто в графе «Природа сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей.

Анализ детских работ показал, что:

·В графе «Природа благодарит» преобладали такие ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор (перечисление норм и правил поведения в природе), соберём мусор, посадим деревья, будем подкармливать птиц (примеры практической ориентированной деятельности детей). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

·В своих ответах некоторые  дети приводили в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу: посадил дерево, расчистил мусорку, сделал домик для птиц. Это говорит о высоком уровне экологической культуры у некоторых детей.

·В графе «Природа сердится» часто встречались ответы, такие как: «если мы не кормим птиц», «если не очищаем её от мусора». Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы.

Анализируя результаты  анкеты, хочется сказать. Дети  любуются природой, но все-таки разводят костры, ломают ветви на шалаш, позволяют себе рвать цветы. Для младшего школьного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость. Чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам общечеловеческой морали, тем легче они будут восприниматься им как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, станут не просто ориентирами поведения в данной конкретной ситуации, а именно нормами, по которым ребенок живет, даже не рассматривая в некоторых ситуациях других вариантов поведения.

По результатам данной анкеты можно сделать  вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. в развитии детей.

 


 

5. Программа реализации проекта

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1

Подготовительный этап

- изучение интересов детей;

-сбор информации, оценка состояния окружающей среды;

- выбор и исследование проблемы;

-  выбор возможных тем для исследовательской работы;

- обобщение передового педагогического опыта;

- выбор природных объектов, нуждающихся в защите, разработка проектов их восстановления;

- разработка программ сценариев, мероприятий, проектов добрых дел,   разработка занятий.

Сентябрь

2

Организационный этап

Разработана система работы по формированию экологической культуры.

организация экологического уголка;

организация исследовательской работы по изучению состояния экологии в городе Королёв;

Октябрь

3

Деятельностный

 

Конкурс рисунков «Наши друзья Эколята».

 

Посвящение в Эколят-дошколят.

 

Мастер-класс «Брошка. Елочка»
(для вручения юным Эколятам).

Беседа «Познаем Природу с Эколятами».

 

Интеллектуальная игра «Сохраним национальный парк «Лосиный остров».

 

Создание видеоролика.

 

«Эколята – молодые защитники природы».

 

Посадка деревьев.

 

Покорми птиц «Синичкин день».

 

День птиц.

 

Правила поведения в лесу.

 

Всероссийский урок тигра.

 

Мы – юные эколята отправляемся в поход.

 

Проект по сбору отработанных батареек.

 

Интеллектуальная игра «Сохраним Национальный парк «Лосиный остров» .

 

Беседа «Познаем природу с Эколятами».

 

Озеленение и благоустройство школьного двора.

Ноябрь - апрель

4

Рефлексия

подведение итогов работы;

оценка результатов реализации проекта;

оформление отчетных материалов, презентаций, фото-отчетов, выставок; творческих работ.

 

 Май

 

 

 

6. Предполагаемые результаты

·       Повышение интереса учащихся к экологической работе;

·       участие в различных конкурсах и занятие призовых мест;

·       закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях

·       освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

·       развитие у детей интереса к творческой исследовательской деятельности;

·       развитие креативных способностей учащихся;

·       развитие коммуникативных навыков и умений работать в команде:

·       развитие лидерских качеств;

·       развитие информационной культуры участников проекта;

·       изменение и утверждение массового сознания детей в значимости природоохранных идей и бережного отношения к природе;

·       повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в общении с природой);

·       формирование у детей чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей Малой Родины;

·       укрепление и оздоровление детского организма, приобщение к здоровому образу жизни.

·       практическое участие детей в решении экологических проблем своего города, формирование социализации, мотивации к активному участию в общественной жизни;

·       Приобретение навыков социального партнерства с другими организациями.

 

Реализация данного проекта способствует:

·       восстановлению чистоты школы, школьного двора;

·       привлечению внимания общественности к проблемам экологии, разбудит в людях чувство ответственности за чистоту и сохранность окружающего мира нашей  Родины;

·       данный проект утвердит в детских глазах веру в добро, а в их душах и сердцах появится желание делать добрые дела.

 

7. Механизм оценки результатов детей

 

Оценка результатов нашей деятельности будет осуществляться через анкетирование родителей, коллектива школы.  Итоги работы над реализацией проекта будут подведены в мае 2022.

 

8. Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем планируется:

·                     продолжить работу по технологии – проектная деятельность экологическй направленности;

·                     распространять опыт по созданию экологического пространства;

·                     дальнейшее сотрудничество с отделами по охране природы ;

·                     организация совместных экологических десантов с другими организациями;

·                     продолжение исследования экологического состояния нашего города.

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Список использованных источников

1.     Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.

2.     Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.

3.     Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников и младших школьников к природе / Анцыперова Т.А.// Детский сад от А. до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.

4.     Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.

5.     Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.

6.     Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич О.А.// Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23-27.

7.     Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.

8.     Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.

9.     Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013.-208 с.

10. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012.-174 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 
[Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.


 

Скачано с www.znanio.ru

Комитет образования Администрации городского округа

Комитет образования Администрации городского округа

Королев МО 2021 г. Содержание 1

Королев МО 2021 г. Содержание 1

Список использованной литературы______________________________15

Список использованной литературы______________________________15

Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни

Мы - хозяева нашей природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни

Проблема На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту

Проблема На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту

Цель и задачи Цель: развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры личности, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью

Цель и задачи Цель: развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры личности, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью

Целью проекта является формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к…

Целью проекта является формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к…

Стратегия, методы и механизмы реализации проекта

Стратегия, методы и механизмы реализации проекта

Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо; - с желанием участвует в…

Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо; - с желанием участвует в…

Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей…

Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей…

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о…

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о…

Озеленение и благоустройство школы, школьного двора; -

Озеленение и благоустройство школы, школьного двора; -

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо :___________; рассердиться на тебя: ____________

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо :___________; рассердиться на тебя: ____________

Анализируя результаты анкеты, хочется сказать

Анализируя результаты анкеты, хочется сказать

Программа реализации проекта № п/п

Программа реализации проекта № п/п

Беседа «Познаем Природу с Эколятами»

Беседа «Познаем Природу с Эколятами»

Рефлексия подведение итогов работы; оценка результатов реализации проекта; оформление отчетных материалов, презентаций, фото-отчетов, выставок; творческих работ

Рефлексия подведение итогов работы; оценка результатов реализации проекта; оформление отчетных материалов, презентаций, фото-отчетов, выставок; творческих работ

Предполагаемые результаты ·

Предполагаемые результаты ·

Родины; · данный проект утвердит в детских глазах веру в добро, а в их душах и сердцах появится желание делать добрые дела

Родины; · данный проект утвердит в детских глазах веру в добро, а в их душах и сердцах появится желание делать добрые дела

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт

Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2022