Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Слободо – Туринский детский сад «Родничок»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ»
ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Воспитатели: Кожевина О.А
Рубцова Я.В.
с. Туринская Слобода 2020г
Направленность: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Тип проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта: март - апрель 2020 г.
Участники проекта: воспитатели, дети второй группы раннего возраста (2-3 года), родители воспитанников.
Активизация словаря: лук, горох, тыква, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, рыхлить, наблюдать.
Актуальность
Всем известно, как велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому важными разделами программы работы детского сада являются экологическое и трудовое воспитание. Дети учатся видеть красоту природы и любить ее, а так же видеть проблемы и находить способы их решения.
Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представление про то, как растет лук, что он живой, что необходимо для роста. Недостаточно развит интерес к трудовой и познавательно – исследовательской деятельности.
Поисково-исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, необходимо создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Этот детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Проектная идея: создать в группе детского сада мини огород на подоконнике.
Цель проекта: создание условий для познавательного развития детей через опытно – исследовательскую деятельность в процессе выращивания и наблюдений за растениями. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность, формирование экологической культуры у детей и родителей посредством создания мини-огорода на окне.
Задачи проекта:
Для работы с детьми:
Ø Дать первоначальные представления о растениях (строении, росте, уходе). Развивать умение пользоваться орудиями труда (грабельки, лейка), убирать их на место после работы.
Ø Обогащать речь и активизировать словарь детей: лук, чеснок, фасоль, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.
Ø Формировать интерес к познавательно—исследовательской деятельности.
Для работы с родителями:
Ø Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
Ø Привлечь родителей к активной жизни группы в рамках организации проекта.
Для педагогов:
Ø Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Ø Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
Ø Сформировать предметно-развивающую среду для проекта.
Предполагаемый результат:
Для детей: Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают, получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, укрепление детско—родительских отношений, продолжение активного сотрудничества с ДОУ, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых форм и методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта:
С детьми:
• тематическая организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром;
• использование продуктивной деятельности (рисование, лепка)
• создание в группе «огорода на окне» (посадка лука, бархатцев)
С родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Оборудование и материалы: контейнеры с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки, ведерко под орудия труда (грабельки, совочек)
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Ø Анкетирование родителей.
Ø Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
Ø Подбор методической, научно—популярной и художественной литературы, иллюстрированного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
Ø Составление плана работы над проектом.
Ø Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
2 этап – исследовательский
Ø Рассматривание луковицы, семян цветов, веточек деревьев. Беседа по ходу наблюдений.
Ø Рассматривание иллюстраций. Проигрывание дидактических игр.
Ø Участие детей в посеве семян цветов и посадке луковиц.
Ø Ознакомление детей с художественной литературой.
Ø Разучивание и проведение подвижных игр.
Ø Рисование ладошками и пальцами рук.
3 этап – заключительный
Ø Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
Ø Оформление выставки рисунков и фотовыставки.
Ø Подведение итогов реализации проекта.
Реализация проекта
Март (1-2неделя)
Познавательное развитие:
Ознакомление с окружающим миром «В саду ли, в огороде».
Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
«Семена растений» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
«Земля—какая она» Цель: дать представления о свойствах земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Речевое развитие:
Разучивание потешек, поговорок, песенок, связанных с огородом, овощами и фруктами.
Чтение художественной литературы.
Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Чтение р.н. сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
П\и» Огуречик», д\и «Что растет на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей»
Трудовая деятельность:
Посадка лука.
Цель: Вызвать интерес к выращиванию лука.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Рисование «Посадили мы лучок»
Задачи:
- Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ладошкой. Создавать радостные впечатления от проделанной работы.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к сбору материалов. Приобретение необходимого оборудования (орудия труда: грабельки и лопаточка), земли, семена. Творчески оформленные контейнеры для посадки растений.
Март (3-4 недели)
Познавательное развитие:
Беседы: «Необходимые условия для роста растений» .
Рассказ воспитателя : «Где живут витамины»
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
«Вода и росток» Цель: дать представление о значении воды для прорастания и роста растений.
Наблюдение за ростом корневой системы лука в воде.
«Земля и росток» Цель: дать представление о том, насколько важна земля для роста растений.
Наблюдение за ростом корневой системы лука в земле.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы: А.Барто «Морковный сок», р.н.сказки «Вершки и корешки».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
Д\и: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу», Хороводная игра—«Урожайная».
Трудовая деятельность:
Посев семян укропа. Полив и уход за растениями, под руководством воспитателя.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Лепка овощей из пластилина.
Раскрашивание силуэтов овощей.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
- учить подбирать цвета в соответствии с окрасом овоща.
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Зеленый мир на окошке»
Апрель (1-2 недели)
Познавательное развитие:
Беседа «Какие бывают семена».
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
«Солнышко и растения» Цель: дать представление о роли солнца в жизни лука и других растений.
«Тепло и холод для растений» Цель: дать представления о потребности растений в тепле.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы.
Ю.Тувим «Овощи». Чтение сказки «Пых».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
Д\и «Найди овощ по описанию», Инсценировка—игра «Однажды хозяйка с базара пришла».
Трудовая деятельность:
Посев семян (бархатцы, редис, салат, помидоры).Цель: Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Лук».
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «В союзе с природой»
Апрель (3-4 недели)
Познавательное развитие:
Создание коллекции семян овощных культур.
Наблюдения, экспериментальная деятельность:
«Человек и растение» Цель: определить роль человека в уходе за растением.
Речевое развитие:
Чтение художественной литературы.
Чтение И. Токмакова «Купите лук», Э. Успенский «Как капусту растили».
Социально—коммуникативное развитие:
Игровая деятельность.
Игровая ситуация: «Приготовим борщ для кукол», д\и «Что сначала, что потом»
Трудовая деятельность:
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность.
Аппликация «Большие и маленькие помидоры».
Работа с родителями:
Оформление фотовыставки «Как мы сажаем и ухаживаем за луком»
По реализации проекта «Огород на окне»
были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с овощами и фруктами.
2. Дети получили представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
3. В группе был создан мини - огород на подоконнике.
4. У детей формируется интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
5. Проводимая работа позволила воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду взрослых.
7. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
8. Участники проекта получили положительные эмоции.
Продукты проекта:
1. Оформление мини выставки «Наш урожай».
2. Фотовыставка «Как мы сажаем и ухаживаем за луком».
3. Презентация фотоальбома «Чудо—грядка» (огород на подоконнике).
Список использованной литературы
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском
саду. Мир растений», М.: 2005.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном
детстве», М. «Просвещение», 2005.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006.
5. Интернет ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.