ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»
Оценка 4.9

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
doc
окружающий мир +1
Детсад
07.05.2017
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ по формированию бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру живой природы. Данный педагогический опыт ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
Пед.проект - ХайбулаеваМ.В..doc
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 «Былинушка» ПРОЕКТ «Будь природе другом!» ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ по формированию бережного отношения детей старшего ормированию бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру живой природы. дошкольного возраста к миру живой природы. Автор – разработчик педагогического опыта: воспитатель высшей квалификационной категории ­ воспитатель высшей квалификационной категории ­   Хайбулаева Марина Валерьевна  Хайбулаева Марина Валерьевна  Тюменская область, ХМАО­Югра, город Нижневартовск,  улица  «60 лет октября 78» Телефон:  2016 год СОДЕРЖАНИЕ I.           ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ      1 по формированию бережного отношения детей старшего дошкольного                                              возраста к миру живой природы.      1 VI. Партнеры                                                                                      22 XI. Ожидаемые результаты                                                             24 I. Краткая аннотация проекта. Охранять природу ­  значит охранять Родину. М.Пришвин. Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.      Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.  Экологическое   образование   и   воспитание   дошкольников   становится   в   настоящее время   одним   из   приоритетных   направлений.   Научить   видеть   и   понимать   красоту родной   природы,   бережно   относиться   ко   всему   живому,   передать   определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.            Данный педагогический опыт ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы.  Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать,   делать   открытия,   понимать,   высказывать   свои   мысли,   обсуждать, мыслить. II.    Обоснование необходимости проекта. Последние   десятилетия   прошедшего   века   —   время   развития   двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления   человечеством.   В   России   в   этот   период   происходило   становление системы   непрерывного   экологического   образования.   Формировалась   концепция экологического образования, начальным звеном которой — и это общепризнанно — является сфера дошкольного воспитания.  Еще   выдающиеся   мыслители   и   педагоги   прошлого   такие   как,   Я.  А.  Коменский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д. Ушинский придавали большое значение природе как средству воспитания детей: видели в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; подчеркивали особую роль природы в формировании гармонически   развитой   личности   ребенка,   считали   логику   природы   самой доступной, наглядной и полезной для детей.  Одной   из   основных   задач   педагогики   (согласно   Концепции   дошкольного воспитания),   является  воспитание  у детей  экологической  культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо  специально  воспитывать   у  детей  с ранних  лет. Если  же  эту   работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Какие же это отклонения? Прежде всего — пассивность: дети стараются своей   деятельностью,   поведением   не   наносить   вред   и   ущерб   природе,   но   и   не проявляют   необходимой   заботы   о   животных   и   растениях.   Встречаются   дети, которые   бережно   относятся   к   какому­либо   ограниченному   кругу   предметов   и явлений природы ближайшего окружения (уголок природы, участок детского сада, домашнее подсобное хозяйство). Иногда дети наносят ущерб природе из­за недоста­ точной осведомленности (собирают в коробочку насекомых, составляют букетики из цветущих одуванчиков, обрывают бутоны растений для «угощения» куклам и пр.).   Некоторые   дети   потребительски   относятся   к   природе,   особенно   дикой; собирая чернику, затаптывают ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т. д. Именно   на   этапе   дошкольного   детства   складывается   начальное   ощущение окружающего   мира:   ребенок   получает   эмоциональные   впечатления   о   природе, накапливает первичные представления о разных формах жизни, уже в этот период формируются   первоосновы   экологического   мышления,   сознания,   экологической культуры. Академик Б.Т.Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического   сознания.   Она   должна   строиться   на   экологических   знаниях   и включать   в   себя   глубокую   заинтересованность   в   природоохранной   деятельности, грамотное   ее   осуществление,   богатство   нравственно­эстетических   чувств   и переживаний, порождаемых общением с природой. Экологическое образование обучени е воспитани е развити Экологическая культура Экологич еские знания Экологическ ое мышление Культура чувств Экологически оправданное поведение Экологическая   культура  должна   являться   целью   экологического   образования. Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе.  Новым типом отношения в современное время  к природе должно стать субъектно­ этическое   отношение,   которое   характеризуется   личностной   установкой   на партнерское   (с   позиций   этических   норм)   взаимодействие   с   живыми   существами. Человек должен рассматриваться, как часть природы, а природа самоценна сам по себе (в старых подходах к экологическому образовании – человек – царь природы. Формировалось   потребительское   отношение   к   природе   –   польза   природы   для человека). Детский сад работает по основной общеобразовательной программе Радуга (Авторы ­ Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик). В программе Радуга «Мир природы» является составляющей   познавательного   развития   детей.   В   программу   включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире  и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование   словесного   метода   (предлагаемого   программой   «Радуга»)   — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений. Дошкольники получают много интересных   знаний,   но   недостаточно   —   экологических.   Анализ   программ   по экологическому   образованию   дошкольников,   а   так   же   осуществленные   в   этом направлении   исследования   С.Н.   Николаевой,   Н.Н.   Кондратьевой,   З.П.   Плохий показали,   что   реализация   существующих   до   сих   пор   программ   не   обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.  Анализ   психолого­педагогической   литературы,   программно­методических материалов,   изучение   практики   формирования   бережного   отношения   детей дошкольного   возраста   к   миру   живой   природы,   позволили   выявить   ряд противоречий:   между необходимостью формирования бережного отношения к живой природе (с позиций этических норм)   и не достаточными знаниями о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития;  между   необходимостью     ознакомления   детей   с   многообразием   растительного   и животного   мира   и   ограниченностью   непосредственного   общения   с   природой, особенно в условиях города;  между   необходимостью   воспитания   экологической   культуры   уже   с   дошкольного возраста   и   недостаточное   внимание   родителей     к   формированию   экологической культуры дошкольников. Учитывая выше изложенные   факты,     в нашем дошкольном учреждении  возникла необходимость   поиска    новых   форм   и   методов   обучения       по     формированию бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру живой природы. Результатом работы стало создание проекта   для детей старшего дошкольного возраста     «Будь   природе   другом!»,   данный   проект   был   разработан   на   основе региональной программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей» Е.В.Гончаровой, с учетом достижений теории и практики экологического образования дошкольников С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой и др.      Новизна педагогического опыта состоит в том, что: ­ для достижения поставленной цели разработана технология по формированию у детей   опыта   эмоционально­ценностного   отношения   к   природе   в   разных   видах детской деятельности (познавательно­исследовательской, игровой, трудовой и др.) ­   одним   из   важнейших   принципов   представленной   технологии   является деятельностный   подход,   позволяющий   формировать   познавательную   активность дошкольников,   развивает   образное   мышление,   наблюдательность   и   положительно влияет на расширение кругозора детей; ­   представленная   работа   составлена   с   учетом   принципа   интеграции образовательных   областей,   с   использованием   ИКТ   технологий,   в   соответствии   с ФГОС дошкольного образования.  Принципы   обеспечивающие   реализацию   проекта:  принцип   регионализации экологического образования, гуманизма, целостности, научности, системности. Практическая   значимость   педагогического   проекта:   разработанный   проект «Формирование бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру «Формирование бережного отношения детей старшего дошкольного возраста к миру живой природы», а также мониторинг могут быть модифицированы и реализованы в живой природы» группах общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста.   В   проекте     определены     организационно­педагогические   особенности образовательного   процесса   в   ДОУ,   разработаны   дидактическое   и   методическое обеспечение реализации проекта,  отобраны  компьютерные игровые  программы по экологическому   образованию   для   детей   дошкольного   возраста,   составлены перспективное   планирование   по   экологическому   образованию   детей   среднего   и старшего   дошкольного   возраста   (программа   Е.В.Гончаровой   «Экология   для малышей»). Изучая данную проблему,  провела педагогическое обследование индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста по экологическому образованию в   своей   группе.   При   проведении   диагностики   за   основу   взят   педагогический мониторинг   качества   экологического   образования   в   ДОУ,   разработанный   под руководством   Гончаровой   Е.В.       В   процессе   обследования   я   выявляла     уровень сформированности   отношения   у   детей   к   миру   живой   природы,   по   следующим показателям:  1. Особенности представлений детей о многообразии живых организмов:  ­ знания детей о многообразии растительного мира; ­ знания детей о многообразии животного мира; ­ знания детей о сезонных изменениях в природе; ­ человек – биосоциальное существо. 2.  Особенности проявления отношения детей к живым объектам к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях: ­ к животным и растениям; ­ детей к живым объектам в условиях выбора; ­ человек и охрана природы. 3. Умения и навыки детей по уходу за живыми объектами:  ­ Уход за  растениями уголка природы;  ­ Уход за животными уголка природы;  ­ Отношение.  Таб.1.   Данные   педагогического   обследования   по   экологическому   развитию   детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года. Показатели Уровни оценки 1. Знания детей о живом организме. 2.Особенности проявления отношения к живым объектам   3.Использование знаний   о   живом организме и проявление     в   самостоятельной трудовой деятельности. Высокий   ­   3 балла Средний   –   2 балла Низкий – 1 балл Высокий   ­   3 балла Средний   –   2 балла Низкий – 1 балл Высокий   ­   3 балла Средний   –   2 балла Низкий – 1 балл Высоки й 0чел. Результаты Начало года Средни й  7 чел.­ 33% Низки й 14чел. ­ 67% 2чел.   – 10%  10 чел. ­48% 9чел.– 42% 0 чел.   8   чел. – 38% 13 чел. ­62% Результаты обследования показали, что объем представлений об объектах природы у детей сравнительно невелик.   Представления об особенностях поведения, условиях среды обитания, образе  жизни  зачастую ошибочные  или  отсутствуют вовсе. Низкий уровень составил 67% детей.         По   изучению     особенностей   отношения   детей   к   живым   объектам   было выявлено   что,     проявление    заботы   о   живых  объектах   у   детей  имеется,   но ограниченное.   Понимая,   что   животное   нуждается   в   пище,   дети   указали  на необходимость кормления диких  животных.  Дети по­разному ощущают (сопережи­ вают) растительный и животный мир природы, некоторые проявляют не устойчивый интерес   к   объектам   природы,   другие   и   вовсе   равнодушны   к   ним(42%)   детей   – проявляют низкий уровень отношения к живым объектам. Наблюдение   за   самостоятельной   трудовой   деятельностью   детей   показало,   что большинство   детей     (62%)   не   владеют   умениями   и   навыками   самостоятельно выполнять   трудовые   процессы   по   уходу   за   живыми   объектами:   не   понимали важности достижения результатов. Данные, полученные в результате педагогического обследования подтвердили, необходимость   поиска  новых   подходов  позволяющих   более   эффективно формировать у детей бережное отношение к природе посредством системы знаний о живом организме. В связи с этим  мною были определены  цели и задачи моей работы: Цель:  III   . Цели и задачи проекта. Совершенствование работы по формированию бережного отношения к живой природе у детей старшего дошкольного возраста, через использование разных видов детской деятельности (познавательно­исследовательской, трудовой и  игровой). Задачи распределились на три блока: 1 блок задач ­ «Организация деятельности с семьей». Повышение   уровня   компетентности   родителей   в   вопросах   экологического образования детей дошкольного возраста: ­консультации; ­участие в проектной деятельности; ­ экологические акции.  2 блок задач ­ «Организация деятельности с педагогами». Повышение   образования детей дошкольного возраста:   уровня     компетентности   педагогов   в   вопросах   экологического ­консультации; ­ методические рекомендации. 3 блок задач ­ «Организация деятельности с детьми». Обучающие задачи: 1.Формировать   у   детей   представления   о   живом   организме   (растениях,   животных, человеке – как биосоциальном существе, их  взаимосвязях).  2.Учить  различать  понятия как «живое», «не живое», их свойства.   3.Учить устанавливать взаимосвязи, существующие в среде обитания (между живой и неживой природой).  причинно­следственных,    последовательных    временных   Развивающие задачи: ­  Развивать   навыки  самостоятельной   трудовой   деятельность   по   уходу   за  живыми объектами с позиции субъекта детского труда, научить детей выполнять трудовые процессы, от постановки цели до получения результата. Воспитательные задачи: ­ Воспитывать осознанно – правильное  отношение детей к объектам живой природы. IV   . Содержание проекта. « Мы должны научить детей беречь природу, любить её.  Должны, но как это сделать? Говорит ли о чем­нибудь нашим малышам весьма абстрактное и собирательное слово «природа»? И можно ли любить абстракцию? А если нельзя,  то, что же тогда должно составлять суть экологической педагогики?»                                                Е Дубровкина. Проанализировав  психолого­педагогическую   литературу   по   проблеме формирования  у дошкольников экологических представлений о живом организме, я определила,   что   наиболее   распространенная   причина   негативного   отношения   к природе у детей дошкольного возраста – отсутствие знаний о растениях, животных, их   потребностях   и   особенностях   развития.   Исследуя     проблему   формирования отношения детей к природе,   ученая  Н.Ф.Виноградова  обнаружила   интересный  дошкольники   добрее   относятся   к   животным,   чем   к факт:   оказывается, растениям.  Она  объясняет это  тем, что  ребенку животное  легче, чем  растение, идентифицировать с собой, наделив его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными. План реализации проекта Задачи Формы реализации Этапы реализации проекта Подготовительн ый   этап   (май 2012 г.)       – тематическое психолого­педагогической, Отбор методической литературы; Комплексно планирование по работе с детьми;  Перспективный   план   по   работе   с родителями; Диагностический инструментарий; Уголок природы – с подбором растений, паспортом растений; Уголок экспериментирования; Изучение   опыта   использования   в экологическом   образовании   детей пооперационных карт, классификационных   таблиц,   эколого­ психологических тренингов Родительское собрание, консультации.   Педагогический мониторинг качества  экологического образования в ДОУ,  разработанный под руководством  Гончаровой Е.В. Анкетирование.     с   Мероприятия: «День   открытых   дверей»   просмотр интегрированного   занятия   «Что   такое использованием природа?» классификационных   таблиц,   «Учим ухаживать за комнатными растениями» с использованием пооперационных карт, эколого­психологических тренингов ; Выставки детских работ; Досуги: «Экологическая   викторина   «Что,   где, откуда?» (родители и дети); Занятия формированию экологических   представлений   у   детей среднего   и   старшего   дошкольного возраста; Оснащение   игрового   занимательного уголка. Мониторинг   освоения   экологических представлений диагностике Е.В.региональная Гончаровой программа «Экология для малышей» по по           Изготовить   альбомы   Животные»,   «Рыбы», «Растения», «Насекомые»;  «Грибы»,   Изучить   психолого­педагогическую   и методическую   литературу   по   данной теме; Изучить социальный заказ родителей; Подобрать диагностический разработать     инструментарий, мониторинг; Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на   формирование   экологической культуры; Подготовить   педагогическую   копилку для работы с родителями и детьми; Провести   первое   родительское собрание по теме: «Три «НЕ» на пути любви к природе»; Обеспечить   условия   для   реализации проекта.   Выявить   уровень     экологических представлений   детей   посредством диагностического обследования; Роль   семьи   в   экологическом Диагностически й этап (сентябрь 2013г.) Основной   этап (октябрь   2013   – апрель ­ 2015г.) воспитании детей.  Организовать и провести мероприятия, согласно перспективному плану работы с родителями и детьми;  Провести   беседы,   консультации   с родителями;  Организовать   и   координировать участие   родителей   в   развлечениях, досугах,   в   совместном   изготовлении выставок детских работ;  Ознакомить   родителей   с   приемами руководства   играми   с   занимательным материалом;  Знакомство   родителей   с   системой экологическому     работы образованию детей. по Итоговый   этап (апрель   –   май 2015г.)  Выявить   уровни   экологических представлений   детей   посредством диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы;    Альбомы   «Животные»,   «Растения», «Грибы», «Рыбы», «Насекомые»;  Создание   Книга «Самый полезный  овощ»; Постановка музикла «Осенины» продукта     проектно­ деятельности исследовательской ­книгу «Самый полезный  овощ»;  Совместно музыкальным руководителем   поставить   музкл «Осенины»     с Содержание основного этапа проекта реализуется поэтапно:  На  первом   этапе    реализации   проекта   у   детей   формируются   следующее содержание знаний: о живом; о многообразии ценностей природы и самоценности каждого живого существа; о нормах взаимодействия в природе. Особое внимание обращается на отражение опыта эмоционально­ценностного отношения к природе и умений строить разумное взаимодействие с природными объектами в разных видах деятельности.  В связи с этим, система работы  ведется по четырем направлениям: I. Формирование представлений о живом организме; II.Формирование представлений о взаимосвязи животных с окружающей   средой; III. Формирование представлений о многообразии ценностей природы и самоценности каждого живого существа; IV. Формирование представлений о нормах взаимодействия в природе. На  втором этапе  у детей формируются обобщенные представления о  приспособлении растений, животных и людей к изменениям среды. На данном этапе  предполагается формирование  первоначальных обобщенных представлений  о   временах года на основе четырех групп признаков: 2. Изменения в неживой природе в разное время года. 3. Изменения в растительном мире в разное время года. 4. Изменения в животном мире в разное время года. 5. Изменения  в жизни человека  в разное время года. Детей подводим к усвоению трех групп связей:  причинно­следственных,   свидетельствующих   об   изменении   предмета   или явления природы вследствие определенной причины;  последовательных  –   последовательном   изменении   предмета   или   явления   на определенных стадиях развития внутри одного сезона или в течении нескольких сезонов;  временных  совпадение   во   времени   нескольких   явлений,   вызванных   общей причиной. Человек Животный мир Растительный мир Сезонные изменения в природе Общие представления о временах года На третьем этапе  реализации проекта дети учиться выполнять трудовые процессы, от постановки цели до получения результата,   осваивают рациональные способы осуществления   трудовых   действий,   контролировать   качество промежуточных и итоговых результатов. Целостное освоение трудового процесса по   уходу   за  живыми   объектами –  основное   условие   для  формирования  особого отношения к живым объектам.   учиться   Для   систематизации   работы     по   данному   направлению       мною   была   изучена психолого­педагогическая   литература   и   разработан  перспективный   план   по экологическому  образованию детей старшей группы:   как   в  непосредственно­ организованной деятельности, где представлен цикл занятий по формированию и систематизации   экологических   представлений   у   детей   с   учетом   регионального компонента,   так   и   в   совместной   деятельности   воспитателя   с   детьми   с   учетом разных   видов   деятельности   (игровой,   трудовой,   продуктивной,   опытно­ экспериментальной   деятельности,   в   процессе   наблюдений,   бесед,   чтении художественной   литературы,   в   праздниках   и   развлечениях   экологического содержания).   Так   как   одним   из   основных   методов   экологического   образования детей   является   наблюдение,       мною     был     разработан    перспективный   план наблюдений на прогулке  с учетом природо­климатических особенностей нашего региона.  В  процессе   реализации   данной   системы   работы,  мною   осуществлялось  создание необходимых условий:   создала   уголок природы; подобрала растения с учетом рекомендуемых   детям   по   возрасту;   оформила   паспорта     комнатных   растений, создали условия для проведения элементарных  опытов.    Так же для создания развивающей экологической среды в группе, мною были оформлены наглядно­дидактические пособия:  ­ коллаж «Лес», «Портреты месяцев» которые направлены на формирование представлений у детей о сезонных изменениях в природе,  ­ «Этажи леса», «Пищевые цепи (кто кого   модели   «Чьи   следы?»   лесу)», ­ ест   в способствующие   уточнению     представлений   о приспособлении   живых   существ   к   природным   условиям, обозначающие   разные   среды   обитания,   особенности строения   и   повадок   живых   существ   для   передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде;­ использовала графико­схематические модели:   «Рост и развитие живого организма», «Модель функций   органов   живого»,   «Основные   признаки   групп   животного   мира» способствуют выделению существенных признаков, для объединения   нескольких объектов   в   одну   группу,   «Условные   обозначения   по   уходу   за   растениями», «Модель   аквариума»,   «Условия   необходимые   для   жизни   аквариумных   рыбок», «Этого не следует делать в лесу» ­ направлены на формирование правил поведения человека   в   лесу,     разработала    пооперационные   карты  ­   «Модель   трудового процесса   по   уходу   за   комнатными   растениями»   ­   способствующие   определению действий и их последовательности в процессе ухода  за живыми объектами;  ­ совместно с детьми и родителями созданы альбомы   «Времена года», «Дикие животные»,   «Домашние   животные»,   «Насекомые»,   «Птицы»,   «Рыбы»,   которые способствуют   накоплению,   закреплению     и   обобщению   знаний   о   животных   и растениях как живых существах.   В   нашем   дошкольном   учреждениях   воспитатели   широко   используют   метод проблемного   обучения:   развивающие   логическое   мышление, моделирование   проблемных   ситуаций,   опытно­ иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен   на   развитие   личности   ребёнка,   его   познавательных   и   творческих способностей.  Серия   занятий   объединена   основной   проблемой.  Например,   давая детям   полное   представление   о   домашних   животных,   воспитатель   на   занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно­эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно­прикладном искусстве и творчестве художников­ иллюстраторов. Совершенствование   работы  по   формированию   экологических   представлений  у детей   старшего   дошкольного   возраста,   осуществляла   через   использование познавательно­исследовательской деятельности и игровых технологий. Овладение данными   умениями     ­   залог   успешности   детской   познавательной   деятельности. Одной   из   важных   мыслительных   операций,   необходимых   для   успешной исследовательской   деятельности   является   умение   классифицировать   предметы окружающего   мира.   Если   ребенок   научится определять, к  какой классификационной группе принадлежит   исследуемый   предмет,   то   он   экспериментирование,   вопросы, ­   таблицы,  классификационные   сможет   судить   о   его   свойствах,   закономерных   связях.   Учитывая     особенности мышления   детей   дошкольного   возраста   (наглядно­   образное   мышление)   для развития  у детей умения классифицировать мы используем технологию  наглядного моделирования     рекомендованные Н.А.Коротковой, которые позволяют   группировать предметы окружающего мира по   разным   основаниям,   делать   обобщения.   У   детей   развивается   критическое мышление,   что   очень   важно   в   исследовательской   деятельности.   Опыт   работы   с классификационными  таблицами  показывает,  что  такая  деятельность       вызывает познавательную и исследовательскую активность у детей.    Особое место в приобретении  новых знаний при организации исследовательской деятельности   принадлежит экспериментированию, для систематизации работы по экспериментированию,   разработала   картотеку.   Главное   достоинство   метода экспериментирования   заключается   в   том,   что   он   даёт   детям   реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими   объектами   и   со   средой   обитания.   В   процессе   эксперимента   идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает   необходимость   совершать   операции   анализа   и   синтеза,   сравнения, классификации и обобщения.  Задачи, решаемые в процессе опытно­экспериментальной деятельности:     формирование   диалектического   мышления,   т.е.   способности   видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде  с помощью наглядных средств, символов, условных заместителей, моделей. поддержание у детей познавательной активности, инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. расширение перспектив развития поисково­познавательной  деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и  преобразующие действия При   организации   образовательной   деятельности   с   детьми используются   разные  виды   занятий:     занятие   –   игра, наблюдение,   обучение   детей   труду   в   природе,   составление рассказов,   этические   и  обобщающие  беседы.    Одновременно мной осуществлялся поиск эффективных форм,   методов   и   приемов   обучения   детей   на   занятиях:   включения   в   них дидактических   игр,   игровых   обучающих   ситуаций   (Комарова   И.А., тренингов Никовлаева   С.Н.),   эколого­психологических ( Л.В.Моисеева, М.С. Копысова), метода проектов, а   так  наблюдения   за   объектами   природы, же элементами   практических   действий  по   уходу   за  игровых живыми   объектами   уголка   природы. Использую в своей работе     комплексные которые   в   наибольшей   степени   отвечают психологии   детей   дошкольного   возраста. Комплексные   занятия  предусматривают   сочетание   различных   воспитательно­ образовательных   задач   и   включение   в   них   разных   видов   деятельности,   что помогает дошкольникам с наименьшими физическими и психическими затратами усвоить относительно большой материал.  занятия, Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и умений длительный. Он   включает   ряд   этапов.   На   одних   занятиях  идет   формирование  первичных знаний   о   природе.   С   этой   целью  используются   наблюдение,   рассматривание картин.   На   других   занятиях   идут  углубление,   расширение,   конкретизация знаний. Для этого используются рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, повторные наблюдения,  опыты. И, наконец, занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе. С этой   целью   проводятся   беседы,  дидактические   игры, моделирование, обобщающие  наблюдения.  Для  закрепления знаний используются труд и игра.  Для воспитания трудолюбия и формирования трудовых навыков используется такая форма   работы   с   детьми,   как  труд   в   природе,   который   организуется   в   форме индивидуальных поручений и коллективного труда. В процессе труда формируются практические   навыки   ухода   за   растениями   и   животными,   развиваются интеллектуальные   умения:   планировать   работу,   подбирать   материалы   и инструменты, наметить последовательность операций, распределяя их по времени и между   участниками   труда,   оценивать   результаты,   здесь     я   использую пооперационные карты. Дошкольный   возраст   называют   возрастом   чувственного   познания   окружающего. Некоторые   дети   отличаются   недостаточным   развитием   системы   эмоционально­ чувственного восприятия.     В связи с этим я решила использовать в своей работе новую,   возможно более эффективную   форму   экологического   образования  игровые дошкольников   – тренинги.   Эколого­психологические   тренинги   –   это комплексная   форма   коррекции   экологического   сознания личности   в   соответствии   с   целями   экологического образования.   В   ходе   эколого­психологического   тренинга реализуются две цели: первая – формирование гуманного отношения личности к миру природы и вторая – обеспечение личностного саморазвития и личностного  эколого­психологические роста воспитанников. Цикл тренингов способствует созданию особых возможностей для приобретения детьми психологического опыта общения с миром природы.   Метод  наблюдения  в   экологическом   воспитании   детей   является основным.   Основной   запас   накопленных   ребенком   в   дошкольном   возрасте знаний   –   это   представления,   т.е.   образы   воспринятых   им   ранее   объектов, явлений.      Поэтому  я  большое  внимание   уделяю наблюдениям на прогулке. Во время этих наблюдений дети не просто знакомятся с теми или иными объектами живой и неживой природы, они учатся правильно вести себя на природе, слышать, видеть и чувствовать ее такой, какая она есть в действительности, а не на картинке.   Для   фиксирования   систематических   наблюдений   за   явлениями   природы   мы   с детьми ведем   календарь природы.  Это помогает детям закрепить представления и впечатления от непосредственных наблюдений. Так   же,   в   экологическом   воспитании   дошкольников  игры широко   используются   разнообразные экологической  направленности:   дидактические   игры предметные,   настольно­печатные   и   словесные: предметные   игры   т.к.     «Путаница»,   «Вершки   и корешки»   и   т.д.;  настольно­печатные   –     «Времена   года»,   «С   какого   дерева лист, плод», «Дикие животные»; словесные игры – «Живое, не живое», «Кто летает,   бегает,   прыгает?»,   «Когда   это   бывает»,   а   так   же  подвижные   игры природоведческого   характера:     «Мыши   и   кот»,   «Хитрая   лиса»,   «Волки   и овцы», «Не пропусти растение» и т.д.  мною – Основной   метод,   используемый   мной   в   работе   по   формированию   у   детей экологических   представлений,   является  метод   моделирования,   т.к.  процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно   воспринимать   непосредственно.   Часто   на   основе чувственного   познания   требуется   «построить»   в   сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении   природы.   Решить   успешно   эти   задачи     помогает   метод   моделирования. Систему работы по формированию бережного отношения детей   к   природе   я   осуществляла   во   взаимодействие   с семьей,   разработала   консультации   по   формированию культуры     серию экологической «Любите   природу!»,   рекомендаций   родителям,   позволяющие   проводить индивидуальные   консультации   по   формированию экологических   представлений   у   детей,   что   позволило повысить   их   педагогическую   компетентность   в   вопросах   экологического образования. Для включенности  детей и их родителей  в переживание событий, в осознание   экологических   проблем,       внедрила   в   свою   педагогическую   практику такую современную форму работы как экологические акции. Мои воспитанники и их   родители   являются   активными   участниками   различных  акций   и   конкурсов, организуемых   в   детском   саду:   «Озеленяем   детский   сад.  Присоединяйтесь!», «Сбережем зеленую елочку» и конкурса рисунков проводимых в рамках группы «Огород на окне», «Укрась наш участок цветами!» 2014 г.  Родители ежегодно принимают активное участие в организации и проведении осенней ярмарки «Дары Осени», оснащении уголка природы в группе, уголка дежурств  (шили фартуки), приносили землю для пересадки комнатных цветов, помогали в оформлении клумб для цветов на участке детского сада, приносили рассаду и семена.  В   дошкольном   образовательном   учреждении,   в   2016   году,   при   активном   участии педагогов   ДОУ   и   родителей   был   создан   экологический   музей  «По   страницам Красной книги  ­ Югры!» Целью организации данного музея, является: Формирование  экологической   культуры  и   активной   жизненной   позиции подрастающего   поколения   по   отношению   к   проблеме   сокращения   видового разнообразия   растительного   и   животного   мира   отдельных   регионов   и   планеты   в целом.  Привлечение   внимания   воспитанников   и   родительской   общественности   к Задачами, решаемыми в процессе работы,  данного музея, являются: 1. существующим проблемам охраны окружающей природной среды; 2.   Развитие   детско­родительского   сотрудничества   в   области   экологии   на   основе обмена   опытом   по   осуществлению   разнообразной   творческой   и   природоохранной деятельности;  3. Популяризация бережного отношения к природным богатствам планеты, России и своей малой родины средствами художественного изобразительного творчества; 4.   Воспитание   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   на   основе   регионального компонента,   бережного   отношения   к   единым   общечеловеческим   ценностям   в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия; 5.  Стимулирование   и   развитие   творческого   потенциала   воспитанников   на   основе изучения природного и историко­культурного наследия; 6. Активизация пропаганды сохранения отдельных видов растительного и животного мира как неотъемлемых звеньев устойчивого развития целых природных комплексов. Виртуальная версия экологического музея ДОУ «По станицам Красной книги –  Югры!», размещена на моем персональном сайте:  http://marinakhaybulaeva.wixsite.com/mysite ФОТО V.    Ресурсы. 1.Информационные: ­ педагогический мониторинг проводится два раза в год; ­ обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых  занятий для педагогов ДОУ и студентов НСГК, выступления в городских методических  объединениях, на педагогических советах,  семинарах ДОУ, на сайте ДОУ, публикации  на международном образовательном интернет­проекте http  https   http://marinakhaybulaeva.wixsite.com/mysite  ­  valerevna, на персональном сайте   ://   infourok  /  haybulaeva    ­  marina    .  ru   /  user  ://   www   .  maaam    .  ru ;      2.Программно­методические: ­ совершенствование системы работы по внедрению познавательно­ исследовательской деятельности и игровых технологий; ­ перспективного планирования по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. ­ изучение использования игровых технологий в экологическом образовании  дошкольников и систематизация дидактических игр, игровых обучающих  ситуаций; ­ систематизация эколого­психологических тренингов; ­ подготовка методических рекомендаций для педагогов по составлению  пооперационных карт – при организации трудового процесса ухода за живыми  объектами; ­ подготовка методических рекомендаций для педагогов по составлению  классификационных таблиц при ознакомлению детей с многообразием  животного и растительного мира; ­ корректировка содержания диагностического инструментария; 3.Материально­технические: ­ создание картотеки наблюдений на прогулке,  ­подбор видео, аудио материалов; ­ создание банка мультимедийных презентаций; ­наглядно­демонстрационный материал. Партнеры Воспитатель ­руководитель проекта Воспитанники Родители VI   .  Партнеры Разработка, реализация, руководство проектом. Предмет отношений Осваивают  занимательный игровой материал по формированию бережного   отношения   к   миру   живой   природы,   через   систему знаний о живом организме Современное   образовательное   учреждение   немыслимо   без  системного, осмысленного взаимодействия с семьей. Родители   –   это   первые   и   главные   (по   силе   и   степени  оказываемого влияния) воспитатели ребенка. 1. Принцип   социального   партнерства.   Взаимодействие  детского   сада   и   семьи   строится   через   открытость   в   решении общих   задач   воспитания,   создание   реальных   возможностей участия родителей в деятельности дошкольного образовательного учреждения   – профессиональный   помощник  семьи   в   воспитании   ребенка. Исключается позиция доминирования  по принципу «мы педагоги – мы лучше знаем что нужно». Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия. на   основе   позиции   –  детский   сад    2.   Принцип социального творчества.       Детский сад – это место,   где   интересно   и   комфортно   не   только   ребенку,   но   и родителю,   для   которого   созданы   все   условия,   помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Детский сад – это территория совместного семейного творчества, помогающего и   ребенку,   и   родителю   в   построении   партнерских   отношений,

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Будь природе другом!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017