Экологический проект "Будь природе другом" (начальные классы)
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
20.05.2018
Экологический проект "Будь природе другом"- как условие для формирования экологической культуры младших школьников. Проект проводился с целью повышения экологической культуры учеников 1-4 классов. Была разработана экологическая тропа, пройдя по которой, обучающиеся начальной школы научились видеть экологические проблемы данной местности, нашли пути решения этих проблем.
Экологический проект Будь природе другом.docx
Экологический проект «Будь природе другом», как условие для
формирования экологической культуры обучающихся начальной школы.
В Кольтюгинской «СОШ» работа по экологическому воспитанию ведется
как на уроках, так и во внеурочное время. Ребята, начиная с первого класса и
выше, много знают о живой и неживой природе, знают о правилах поведения в
природе. Но в повседневной жизни, вне школы эти же дети рвут охапками
цветы, а потом не дойдя до дома выбрасывают, качаются на деревьях,
разжигают костры, оставляют после себя мусор. Почему дети не применяют
свои экологические знания на практике?
Выявив такую проблему, мы с ребятами провели методику «Природа
благодарит и сердится».
Методика позволяет выявить отношение младших школьников к
природе и развивать представления детей о правилах, нормах
взаимодействия с ней.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают
свои прогулки в природу, восстанавливают в памяти увиденные
картины природы, положительные и отрицательные примеры
воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на
два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:
Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:
Рассердиться на тебя:
При анализе детских работ выяснилось:
Что преобладает в детских ответах в графе «Природа
благодарит» – перечисление норм и правил поведения в природе
(например, не будем рвать листья, ломать ветки) или примеры
практической экологически ориентированной деятельности
(например, соберем мусор, будем подкармливать птиц). Очевидно,
что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком
уровне экологической культуры детей, так как отражает активную
позицию защитника природы.
В качестве примеров дети не приводят уже проделанную ими
природоохранную работу.
В графе «Природа сердится» проявляются ответы, указывающие
в той или иной форме на бездействие детей (не кормим птиц и др.).
Эти ответы также говорят об активной позиции ребенка как
защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения
личности (в отличие от нормы «не причинять природе вреда»). Оказалось, что уровень экологической культуры моих детей
очень низкий.
Отчего так происходит мы решили выяснить вместе с родителями.
Обсудив ситуацию, пришли к выводу: нужно больше мероприятий
проводить непосредственно в природе, привлекать ребят к решению
определенных проблем в природе, в своей работе чаще обращаться
к энциклопедиям, Красной книге Омской области. Учиться самим
наблюдать за природой, записывать свои наблюдения в виде
рассказов о животных, делать зарисовки своих наблюдений,
фотографии. То есть выработать у ребят экологическую культуру
поведения в природе.
Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже
простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать
результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем
школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная
информация о природных закономерностях экологических правилах.
Так мы подошли к проекту «будь природе другом»
Сегодня я расскажу о «Экологической тропе», проведенной в рамках
проекта «Будь природе другом».
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные
объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность,
на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих
объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и
мировоззрения.
является осуществление
экологического развития учащихся путем реализации систем практико
ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе,
являющейся ведущим средством формирования
основ целостной,
«экологической» картины мира.
Основными задачами являются:
экологической тропы
Главной целью
1. Формирование у школьников элементарных представлений о
взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания,
бережного отношения к природным объектам.
2. Развитие устойчивого интереса школьников к природе, ее живым и
неживым объектам и природным явлениям, потребности познания
окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам
природы.
3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению
окружающей среды, умение видеть причину и следствие того или иного
явления, делать выводы, строить логические суждения, т.е. заложить
основы экологического мышления, познания основных законов,
взаимосвязи и взаимозависимости в природе. 4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения
ответственно ухаживать за растениями и животными, желания
наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять
характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения,
питания, приспособления.
ПАСПОРТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Название тропы – «Будь природе другом»
Местонахождение: д. Кольтюгино, пришкольный участок, близлежащий
лесок, берег озера Дикое.
Год закладки: 2017
Краткое описание маршрута: Экологическая тропа находится на
пришкольном участке, представляет собой маршрут прямоугольной формы,
вдоль которого находятся объекты живой природы – сосны, ели, ранетки,
берёзы. Здесь расположены кормушки для птиц. А также объекты живой
природы на берегу озера Дикое. Маршрут осуществляется пешком, время
прохождения (4060 минут).
Краткое описание остановок
1. Информационный щит: Руку дружбы – природе.
2. Информационный щит: Домашние животные и природа.
3. Информационный щит: Дети друзья природы.
4. Информационный щит: Защитим пернатое племя.
5. Информационный щит: В лесу родилась елочка.
6. Информационный щит: Следопыт.
Ориентировочная длина тропы: около 500 метров
Назначение: учебнопознавательная экологическая тропа
Режим пользования:
Экскурсионные учебные занятия,
внеклассные экологические
исследования
Экологические прогулки
Элементарное экспериментирование
Возраст экскурсантов: учащиеся начальной школы.
На нашей тропе было запланировано 6 остановок. Заранее обговорили с
ребятами, кто будет экскурсоводом на каждой остановке. В силу того, что
класс у нас всего 8 человек, из них 2 первоклассников, все ребята 24 классов
получили свою остановку. Учащимся необходимо было приготовить
познавательный материал к своей остановке.
Для проведения мероприятия была разработана схема маршрута.
Вначале мероприятия мы в классе ознакомились с общей схемой тропы. Это
начало тропы, и здесь помещен информационный щит. На этом же щите
размещен план тропы со стрелками – указателями. Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое природная тропинка, о чем
дети узнают, пройдя по ней.
Наметили порядок остановок. Повторили правила поведения во время
экскурсий.
Первая остановка «Руку дружбы – природе».
Выяснили, как дети понимают название остановки . Экскурсовод рассказал о
ярусности леса, разнообразии обитателей леса: зверей, птиц, насекомых. О
растениях занесенных в Красную книгу. Проговорили о том какая охота
разрешена круглый год (фотоохота), сфотографировались на память,
поиграли в игру лес, кустарники, травы, закрепили название увиденных
растений. Отгадали загадки о грибах, вспомнили правила сбора грибов.
Поблагодарили экскурсовода, отправились на следующую остановку:
Домашние животные и природа
.
Вторая остановка.
Ребята, мы подошли к берегу озера Дикое. Озеро с двух сторон окружено
домами. В каждом дворе у жителей деревни есть домашние животные. Роль
домашних животных в жизни человека велика. Животные дают человеку
продукты питания. Какие продукты питания дают нам домашние животные?
(Ответы детей)
От животных мы получаем не только мясо, но и шерсть (овцы, козы), яйца
(куры) и т.д. Люди содержат домашних животных недалеко от озера.
Могут ли влиять вредные вещества от содержания животных на обитателей
озера? Как? (Ответы детей). Вредные вещества губят озерных обитателей?
С каждым годом здесь уменьшается число различных видов рыб (погибли
щуки, окуни), озеро зарастает тростником и рогозом. А как же остановить
дальнейшее загрязнение озера? Что нужно сделать людям, чтобы очистить
воду озера? (Продумать с родителями пути решения проблемы).
Ребята, как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?
(Ответы детей).
Дети – друзья природы
Третья остановка.
Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище,
одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту.
Каждый из вас должен уметь вести себя в природе и помнить: Дети друзья,
защитники и дозорные природы. Нельзя ломать деревья, кустарники
вытаптывать траву. Не срывай цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу, около
речки; пусть ими полюбуются другие люди. Не убивай змей, лягушек, жаб они
приносят пользу.
Мы находимся на берегу озера. В отдельных местах поверхность водоема
заросла ряской (показываю). Ряска водное растение. Прошло много времени,
прежде чем удалось установить, что представляют собой зеленые пластинки,
которые сплошь покрывают водную гладь. Из этих пластинок состоит все тело
растения. Несмотря на то, что с первого взгляда они напоминают листья, в
действительности это сильно уплощенные стебли. Выполняющие роль листьев,
. (Правила поведения в природе) которых у ряски нет. А какие красивые цветы можно увидеть на водной
поверхности нашего озера? (Ответы детей).
Научное название кувшинки или белой лилии нимфея. Одна из легенд
говорит, что в белый цветок кувшинки превратилась молодая прекрасная
нимфа. Цветки кувшинки открываются в 5 часов вечера. Листьями и
корневищами кувшинки питаются бобры, ондатры и лоси. Очень красива и
ближайшая родственница кувшинки кубышка. Ее желтые цветки служат
украшением водоема.
А сейчас я прочитаю вам прекрасные стихи о белой кувшинке.
Как чаши, на глади речного залива
Раскрылись кувшинки в июльские дни.
Перою волна покачает их лениво,
И вновь без движенья застынут они.
Кувшинки, глядящие ввысь голубую,
Всегда неподвижные, словно во сне,
Вы знаете каждую тайну речную,
Вы сами родились глубоко на дне.
И, выйдя на свет, где все ярче и краше,
Где лес, убаюканный зноем, затих,
Раскрыли свои белоснежные чаши
Над тихой водою, в затонах родных.
Когда ты потянешься с лодки рукою
К цветку, что сверкает красой восковой,
То стебель, пружиня под темной водою,
Не сразу отдаст тебе венчик живой.
Мы не будем срывать эти прекрасные цветы! Пусть они цветут и
благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом.
Защитим пернатое племя
Четвертая остановка.
скворечник, прикрепленный к стволу дерева).
Как вы думаете, чье это жилище? Кто приготовил это искусственное
гнездовье для птиц? Какие еще птицы могут селиться в таких домиках, кроме
скворцов? Почему человек о них так заботится? Какую пользу приносят
скворцы? (Ответы детей).
Прилет скворцов верный признак весны. После прилета скворцы начинают
устраивать свои гнезда. Скворцы даже предпочитают скворечники больше,
чем естественные дупла. Свое гнездо скворцы устилают былинками и мягкой
подстилкой. Сидя на сучке дерева скворец распевает по утрам и вечерам свои
звонкие песни. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне!
Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец
соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой.
Работа над информационным щитом.
. (Обращаю внимание на В лесу родилась елочка.
Ребята! Осенью собирайте плоды и семена деревьев, кустарников, трав;
сохраняйте их до зимы. Зимой подкармливайте птиц на кормушках в эти
холодные месяцы; готовьте скворечники. Весной в парках, скверах, садах,
лесах развешивайте для перелетных птиц домики, встречайте пернатых
друзей. Летом оберегайте птиц, сидящих на гнездах, не шумите вблизи их
гнезд, не разоряйте птичьих гнезд.
Пятая остановка.
Эта остановка обозначена там, где сосредоточены несколько видов хвойных
деревьев: лиственница, ель, сосна обыкновенная.
Какие хвойные деревья вы знаете?
Почему они называются хвойными? Воздух вблизи хвойных лесов особенно
чист, так как хвоей выделяются фитонциды – особые летучие вещества,
которые способны убивать многие болезнетворные бактерии, микробы и
вредные грибы. (В качестве примера – опыт, который проделали ученые:
они взяли каплю воды с кишащими в ней бактериями и поместили ее над
растертыми хвоинками сосны. При помощи микроскопа они убедились,
что уже через несколько минут все бактерии погибли). Недаром многие
дома отдыха, санатории размещают именно в сосновых лесах.
Дорогие ребята! Чтобы сохранить наши хвойные леса, каждый из вас может
посадить хотя бы одно хвойное дерево возле школы или около дома и
ухаживать за ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Что дало участие в проекте «Будь природе другом»?
Формирование ценностного отношения к окружающему миру у учащихся,
реализация деятельностного подхода по изучению и охране природы своего
краю, воспитание патриотизма, гражданственности,
формирование практического опыта и экологической культуры, навыков
работать в группах и самостоятельно.
Экологический проект "Будь природе другом" (начальные классы)
Экологический проект "Будь природе другом" (начальные классы)
Экологический проект "Будь природе другом" (начальные классы)
Экологический проект "Будь природе другом" (начальные классы)
Экологический проект "Будь природе другом" (начальные классы)
Экологический проект "Будь природе другом" (начальные классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.