Экологический урок на тему:
« Природа-мой друг!»
Тип урока: нестандартный,обобщение и систематизация знаний
Форма проведения: урок- практическое занятие
Цель: Формирование знаний о правилах поведения в природе.
Задачи:
Учебные:
- формировать представление об экологии, её роли в жизни людей;
-обобщить основные пути загрязнения природы, правильное поведение в природе;
-формировать коммуникативную компетентность: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление и познавательный интерес к предмету;
-развивать связную речь ,через ответы на вопросы и рассуждения;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.конспект
Экологический урок на тему:
« Природамой друг!»
Тип урока: нестандартный,обобщение и систематизация знаний
Форма проведения: урок практическое занятие
Цель: Формирование знаний о правилах поведения в природе.
Задачи:
Учебные:
формировать представление об экологии, её роли в жизни людей;
обобщить основные пути загрязнения природы, правильное поведение в природе;
формировать коммуникативную компетентность: умение анализировать,
обобщать, делать выводы;
Коррекционноразвивающие:
развивать логическое мышление и познавательный интерес к предмету;
развивать связную речь ,через ответы на вопросы и рассуждения;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, страницы книги
«Природамой друг!»:«Охрана воздуха», «Охрана воды», «Охрана растений»,
«Охрана животных», «Правила вежливости», страница с пустым деревом,
листочки дерева из цветной бумаги, конверты с разрезанными картинками,
карточки «Правила вежливости», клей
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииХод урок.
Слайд 1.
Тема: Природамой друг!
«Наша планета пока что жива,
но без защиты погибнет она!»
О. Акелла
1. Организационный момент
Психологический настрой учащихся
Здравствуйте,здравствуйте ! солнце и птицы,
Здравствуйте! милые добрые лица,
И каждый пусть будет добрым, доверчивым,
Пусть настроение длится до вечера!
Давайте поприветствуем друг друга улыбнёмся и поделимся своим хорошим
настроением с окружающими.
Слайд 2
По жизни существует замечательная поговорка «Всё красивое от природы, а
доброе от человека».
И чтобы окружающий нас мир стал чуточку добрее, давайте начнем с себя и
подарим частицу своего тепла нашей природе.
2. Работа над темой урока
(Учитель читает стихотворение)
На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц,
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииНе ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живем и ты, и я!
С. Крупина
Было бы чудесно, если б все дети и взрослые поступали так, но, к сожалению,
есть люди, которые поступают иначе.
Ребята, сегодня я вам предлагаю создать книгу природы.
Вы будете решать серьёзную проблему окружающего мира – жестокость,
равнодушие, пренебрежительное отношение людей к нему. Вы – друзья, которые
помогут планете расцвести и засиять яркими красками.
Это должна получиться необычная книга – живая.
Перед вами страницы книги, хотя на них ничего не написано и не нарисовано.
Книга наша называется «Природамой друг!». Пока эта книга пустая. Ваша
задача – к концу урока заполнить странички. А еще на доске у нас висит
страничка с деревом, но на нем нет листьев. За каждый правильный ответ вы
будете брать по листочку, они лежат на парте, а в конце занятия приклеим их на
веточки, и мы посмотрим, какое у нас получится зеленое дерево. Таким образом,
мы заполним им одну из страниц нашей живой книги.
Итак, приступим к созданию книги. Для того чтобы нам заполнить ее первую
страничку предлагаю вам отгадать загадку:
1 страница.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации«Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же
без него мы жить не можем»
(Воздух)
Молодцы!Итак, Речь пойдёт сейчас о воздухе. Мы привыкли воздушный океан
называть небом.
Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?
Всё живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Но не всегда он бывает
таким. Посмотрите на экран.
Слайд 3 (Трубы завода,свалка мусора в парке,автомобильный выхлоп)
Учитель: Отчего загрязняется воздух?
Ответы детей:
(Из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества. Загрязняют
воздух автомобили. В воздухе содержатся микробы – маленькие живые существа.
Среди них есть такие, которые вызывают болезни. На все предметы из воздуха
оседает пыль, в ней и накапливаются микробы).
Учитель: Что нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом?
Ответы детей:
На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные
вещества.Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. Хорошо
очищают и освежают воздух растения. Поэтому в городах должно быть много
зелени, а нам надо беречь растения.
Молодцы! Мы очистили воздух. Посмотрите, какое чистое небо над нашими
головами. Пусть оно всегда будет таким!
Слайд 4 (небо)
(Прикрепляем небо на страницу).
Мы заполнили первую страницу нашей живой книги. Перейдем ко второй
странице.
2 страница .
Для вас снова загадка.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Ни умыться, ни напиться, листику не распуститься без … (воды.)
Без воды прожить не могут птицы, звери и человек. Всегда и всем нужна вода!
Учитель: Где в природе встречается вода?
Дети:(В океанах, морях, реках, озёрах)
Учитель: А где ещё мы встречаемся с водой, кроме рек, морей, океанов?
Дети: (Дождь)
Учитель:Несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её
часть пригодна для питья.
Какая это вода? (Пресная)
Где она находится в природе? (В реках и озёрах)
Про какую воду говорят «Водичка, водичка, умой моё личико, чтоб щёчки
краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?»
Дети:(Про чистую)
Слайд 5 (Вода из крана)
Учитель: Как нужно охранять и беречь воду?
Дети:
(Строить очистные сооружения, воду использовать бережно, вовремя закрывать
кран, не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины)
Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая.
Прикрепим воду на нашу вторую страничку книги.
(Чистая вода.Капли прикрепляем на страничку)
Слайд 6 (Дождь)
Физкультминутка
Капля первая упала. Кап!
И вторая пробежала. Кап!
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииМы на небо поглядели,
Капельки капкап запели.
Намочились лица,
Мы их вытирали.
Туфли, посмотрите,
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём.
От дождя мы убежим,
Под кусточком посидим.
3 страница .
Слайд 7(растения,)
Основу живой природы составляют растения.
Что они нам дают?
Дети: они дают пищу и кислород все живым существам.
«Жить в зелёном мире хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.
Человек природе друг!»
Всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в
природе надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами?
Дети:
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации(Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе.Красивыми растениями
надо любоваться в лесу, на лугу, в парке, а не губить их).
Молодцы!Давайте заполним нашу страничку растениями.
Слайд 8 (лес)
Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь, нужно быть внимательным и
добрым ко всему, что растет и кто живет в лесу.
Возьмите карточки с «Правилами вежливости», прочитайте их. Какие правила
нужно соблюдать, находясь в лесу?
Дети выбирают.
Молодцы!Посмотрите на слайд и запомните их.
Слайд 9. Игра «Выбери правило вежливости»
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать.
Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
3. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной
тайны.
4. Всякие звери важны – всякие звери нужны! Каждый из них делает в природе
своё полезное дело.
Посмотрите, мы сберегли зелёные растения – дивный наряд Земли.
Слайд 10. (лес) Прикрепим растения на страницу нашей книги.
(Прикрепляем растения на страницу)
Ребята,давайте перейдем к заполнению следующей странички нашей книги.
4страница.
Посмотрите на разрезанные картинки,попробуйте их сложить. Сложив их, вы
узнаете,кто должен будет находиться на нашей четвертой книжной страничке.
(Учащиеся собирают: звери, птицы, насекомые, рыбы)
Кого вы собрали?Назовите одним словом.
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииДети:животные
Слайд 11.(Медведи,…..)
Это животные, которые больше всех пострадали от человека. Учёные посчитали:
только за последние 200 лет полностью уничтожено больше 200 видов животных.
В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо
вмешиваются в жизнь зверей и птиц.
Что нужно делать, чтобы животные не исчезали с нашей планеты?
Дети:
На слайде 12
«экологические знаки».
Подберите каждому знаку соответствующую надпись.
Дети работают со знаками.
Ребята, прочитайте стихотворение Б. Заходера
ВсеВсе,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, —
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд —
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кемто
Не очень дружны,
Мы всетаки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам ктонибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
ВсеВсе,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
(Прикрепляем животных на страницу)
4. Итог урока
Ребята, посмотрите какая интересная у нас получилась книга .О чем мы узнали
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациииз нашей живой книги?
Как мы должны относиться к природе?
Посмотрите на нашу Землю, она улыбается.
СЛАЙД 13.(земля улыбается)
Почему?
(Ей хорошо в чистом мире, она здорова)
Мы с вами показали Земле, что мы её любим и будем её беречь.
Возьмите рисунок дерева и прикрепите к нему листочки. Посчитайте, сколько
листиков на вашем дереве?
В заключение нашего занятия послушаем стихотворение , которое станет
заветом нам с вами.
(Стихотворение И. Мазнина)
(Выходят 4 учащихся и читают стихотворение)
Слайд 14 (Все в твоих руках)
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииДавайте будем
Беречь планету,
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна.
Что будет делать
Без нас она?
Ребята, я очень рада, что в вашем маленьком сердечке зажглись лучики тепла,
доброты. Я увидела что каждый из Вас добрый человек .А ведь добрый человек –
тот, кто любит природу, бережёт её, помогает её сохранить.
Слайд 15 (Спасибо за работу)
© 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации