Экологический урок "Природа - мой друг!" 5 класс

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экологический урок на тему: « Природа-мой друг!» Тип урока: нестандартный,обобщение и систематизация знаний Форма проведения: урок- практическое занятие Цель: Формирование знаний о правилах поведения в природе. Задачи: Учебные: - формировать представление об экологии, её роли в жизни людей; -обобщить основные пути загрязнения природы, правильное поведение в природе; -формировать коммуникативную компетентность: умение анализировать, обобщать, делать выводы; Коррекционно-развивающие: - развивать логическое мышление и познавательный интерес к предмету; -развивать связную речь ,через ответы на вопросы и рассуждения; Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе.конспект
Иконка файла материала биология.docx
Экологический урок на   тему: « Природа­мой друг!»  Тип урока: нестандартный,обобщение и систематизация знаний Форма проведения: урок­ практическое занятие Цель: Формирование знаний о  правилах  поведения в природе. Задачи: Учебные: ­ формировать представление об экологии, её роли в жизни людей; ­обобщить основные пути загрязнения природы, правильное поведение в природе; ­формировать   коммуникативную   компетентность:   умение   анализировать, обобщать, делать выводы; Коррекционно­развивающие: ­ развивать логическое мышление и познавательный интерес к предмету; ­развивать связную речь ,через ответы на вопросы и рассуждения; Воспитательные: ­ воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование:   мультимедиа   проектор,   экран,   компьютер,   страницы   книги «Природа­мой   друг!»:«Охрана   воздуха»,   «Охрана   воды»,   «Охрана   растений», «Охрана   животных»,   «Правила   вежливости»,   страница   с   пустым   деревом, листочки   дерева   из   цветной   бумаги,   конверты   с   разрезанными   картинками, карточки «Правила вежливости», клей © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииХод урок.    Слайд 1. Тема: Природа­мой друг! «Наша планета пока ­ что жива, но без защиты погибнет она!» О. Акелла 1. Организационный момент Психологический настрой учащихся Здравствуйте,здравствуйте ! солнце и птицы, Здравствуйте! милые добрые лица, И каждый пусть будет добрым, доверчивым, Пусть настроение длится до вечера! ­ Давайте поприветствуем друг друга улыбнёмся и поделимся своим хорошим настроением с окружающими. Слайд 2 По  жизни  существует  замечательная  поговорка   «Всё  красивое   от  природы,  а доброе от человека».   И чтобы окружающий нас мир стал чуточку добрее, давайте начнем с себя и подарим частицу своего тепла нашей природе. 2. Работа над темой урока (Учитель читает стихотворение) На одной планете Дружно жили дети. Не разоряли гнезда птиц Ради нескольких яиц, © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииНе ловили по дубравам Рыжих белок для забавы, Рек не загрязняли! Все старательно, с умом Берегли свой общий дом Под названием Земля, Где живем и ты, и я!                           С. Крупина ­ Было бы чудесно, если б все дети и взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые поступают иначе. Ребята, сегодня я вам предлагаю создать книгу природы.  Вы будете решать серьёзную проблему окружающего мира – жестокость,  равнодушие, пренебрежительное отношение людей к нему. Вы – друзья, которые  помогут планете расцвести и засиять яркими красками. Это должна получиться  необычная книга – живая.  Перед вами страницы книги, хотя на них ничего не написано и не нарисовано. Книга   наша     называется   «Природа­мой   друг!».   Пока   эта   книга   пустая.   Ваша задача   –   к   концу   урока   заполнить   странички.   А   еще   на   доске   у   нас   висит страничка с деревом, но на нем нет листьев. За каждый правильный ответ вы будете брать по листочку, они лежат на парте, а в конце занятия приклеим  их на веточки, и мы посмотрим, какое у нас получится зеленое дерево. Таким образом, мы заполним им одну из страниц нашей живой книги.  Итак, приступим к созданию книги. Для того чтобы нам заполнить ее первую страничку предлагаю вам отгадать загадку: 1 страница. © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации«Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем»  (Воздух) Молодцы!Итак, Речь пойдёт сейчас   о воздухе. Мы привыкли воздушный океан называть небом. ­ Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека? ­ Всё живое дышит воздухом, и он должен быть чистым. Но не всегда он бывает таким. Посмотрите на экран. Слайд 3 (Трубы завода,свалка мусора в парке,автомобильный выхлоп) Учитель: Отчего загрязняется воздух? Ответы детей: (Из   труб   заводов   и   фабрик   в  воздух   попадают   вредные   вещества.  Загрязняют воздух автомобили. В воздухе содержатся микробы – маленькие живые существа. Среди них есть такие, которые вызывают болезни. На все предметы из воздуха оседает пыль, в ней и накапливаются микробы). Учитель: Что нужно сделать, чтобы мы дышали чистым воздухом? Ответы детей: На заводах и фабриках должны работать установки, которые улавливают вредные вещества.Нужно проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпкой. Хорошо очищают и освежают воздух растения. Поэтому в городах должно быть много зелени, а нам надо беречь растения. Молодцы!   Мы   очистили   воздух.   Посмотрите,   какое   чистое   небо   над   нашими головами. Пусть оно всегда будет таким! Слайд 4 (небо) (Прикрепляем небо на страницу). Мы   заполнили   первую   страницу   нашей   живой   книги.   Перейдем   ко   второй странице.  2 страница . Для вас снова загадка. © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации­ Ни умыться, ни напиться, листику не распуститься без … (воды.)  Без воды прожить не могут птицы, звери и человек. Всегда и всем нужна вода! Учитель: Где в природе встречается вода?  Дети:(В океанах, морях, реках, озёрах) Учитель: А где ещё мы встречаемся с водой, кроме рек, морей, океанов?  Дети: (Дождь) Учитель:Несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья. ­ Какая это вода? (Пресная) ­ Где она находится в природе? (В реках и озёрах) ­   Про   какую   воду   говорят   «Водичка,   водичка,   умой   моё   личико,  чтоб   щёчки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?»  Дети:(Про чистую) Слайд 5  (Вода из крана) Учитель: ­ Как нужно охранять и беречь воду?  Дети: (Строить очистные сооружения, воду использовать бережно, вовремя закрывать кран, не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины) ­ Мы с вами очистили воду. Она теперь чистая. Прикрепим воду на нашу вторую страничку книги.  (Чистая вода.Капли прикрепляем на страничку)   Слайд 6 (Дождь)     Физкультминутка Капля первая упала. Кап! И вторая пробежала. Кап! © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииМы на небо поглядели, Капельки кап­кап запели. Намочились лица, Мы их вытирали. Туфли, посмотрите, Мокрыми стали. Плечами дружно поведём И все капельки стряхнём. От дождя мы убежим, Под кусточком посидим.   3 страница . Слайд 7(растения,)  ­ Основу живой природы составляют растения. Что они нам дают?  Дети: они дают пищу и кислород все живым существам. «Жить в зелёном мире хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!» ­ Всегда ли человек относится к природе как к другу? Какое правило поведения в природе надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами? Дети: © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации(Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе.Красивыми растениями надо любоваться в лесу, на лугу, в парке, а не губить их). Молодцы!Давайте заполним нашу страничку растениями. Слайд 8 (лес) ­ Леса – богатства нашего края. Их нужно беречь, нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет и кто живет в лесу.   Возьмите карточки с «Правилами вежливости», прочитайте их. Какие правила нужно соблюдать, находясь в лесу? Дети выбирают. Молодцы!Посмотрите на слайд и запомните их. Слайд 9. Игра «Выбери правило вежливости» 1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет. 3. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. 4. Всякие звери важны – всякие звери нужны! Каждый из них делает в природе своё полезное дело. ­ Посмотрите, мы сберегли зелёные растения – дивный наряд Земли. Слайд 10. (лес) Прикрепим растения на страницу нашей книги.  (Прикрепляем растения на страницу) Ребята,давайте перейдем к заполнению следующей странички нашей книги.  4страница. Посмотрите   на   разрезанные   картинки,попробуйте   их   сложить.   Сложив   их,   вы узнаете,кто должен будет находиться на нашей четвертой книжной страничке.  (Учащиеся собирают: звери, птицы, насекомые, рыбы) ­ Кого вы собрали?Назовите одним словом. © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииДети:животные Слайд 11.(Медведи,…..) ­ Это животные, которые больше всех пострадали от человека. Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено больше 200 видов животных. В наши дни гибель животных идет ещё быстрее. И всё потому, что люди грубо вмешиваются в жизнь зверей и птиц. ­ Что нужно делать, чтобы животные не исчезали с нашей планеты? Дети: На слайде 12  «экологические знаки». ­ Подберите каждому знаку соответствующую надпись. Дети работают со знаками. ­ Ребята, прочитайте стихотворение Б. Заходера Все­Все, Все на свете, На свете нужны, И Мошки Не меньше нужны, чем Слоны.  Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, — Злых и свирепых.  Нужны все на свете! Нужны все подряд — © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииКто делает мед И кто делает яд!  Плохие дела У Кошки без Мышки, У Мышки без Кошки Не лучше делишки!  И, если мы с кем­то Не очень дружны, Мы все­таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны! А если нам кто­нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется!  Все­Все, Все на свете, На свете нужны, И это все дети Запомнить должны! (Прикрепляем животных на страницу) 4. Итог урока ­Ребята, посмотрите какая интересная у нас получилась книга .О чем мы узнали © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерациииз нашей живой книги? ­ Как мы должны относиться к природе? ­ Посмотрите на нашу Землю, она улыбается. СЛАЙД 13.(земля улыбается) ­ Почему? (Ей хорошо в чистом мире, она здорова) ­ Мы с вами показали Земле, что мы её любим и будем её беречь.   ­ Возьмите  рисунок дерева и прикрепите к нему листочки. Посчитайте, сколько листиков на вашем дереве? ­   В   заключение   нашего   занятия     послушаем   стихотворение   ,   которое   станет заветом нам с вами. (Стихотворение И. Мазнина) (Выходят 4 учащихся и читают стихотворение) Слайд 14 (Все в твоих руках) Давайте будем К тому стремиться, Чтоб нас любили И зверь, и птица.   И доверяли Повсюду нам, Как самым верным Своим друзьям!   © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской ФедерацииДавайте будем Беречь планету, Во всей Вселенной Похожей нету.   Во всей Вселенной Совсем одна. Что будет делать Без нас она? ­Ребята, я  очень рада, что в вашем маленьком сердечке зажглись лучики тепла, доброты. Я увидела что каждый из Вас добрый человек .А  ведь добрый человек – тот, кто любит природу, бережёт её, помогает её сохранить. Слайд 15 (Спасибо за работу) © 2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации