ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Аннотация
В статье описана актуальность формирования у детей основ экологического образования. Предложены формы работы, используемые в детском саду по экологическому образованию детей и взрослых.
Ключевые слова: экологическое воспитание и образование, экологическая агитбригада, сотрудничество, экологическая культура.
Ассоциации, связанные с соприкосновением с природой, как бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу, на всегда отложились в нашей памяти на всю нашу жизнь. Но в данное время, к сожалению, у людей гораздо меньше возможности наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку». Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Следовательно, экологическое образование в наше время необходимо сделать как одно их приоритетных направлений деятельности образовательных систем. С раннего дошкольного возраст необходимо формировать у дошкольников навыки экологической воспитанности, пополнять запас знаний об окружающей нас природе. Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Одним из путей повышения эффективности экологического образования состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы. Одним из методов является непосредственно правильное педагогическое общение воспитателя с детьми, которое имеет особо глубокий смысл: у дошкольников формируются умения видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, определить, чего ему не хватает в данный момент, практически выполнять трудовые действия, овладевают орудиями труда.
Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием. Одной из деятельной формы нетрадиционного экологического образования можно назвать экологическую агитбригаду, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.
Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым эффективным средством для этого будут частые, непринуждённые наблюдения. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить.
Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни. При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов: а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно - исследовательской деятельности.
Но сформировать у ребенка любовь и бережное отношение к окружающему миру без взаимодействия с родителем невозможно. Педагог способен направить не только ребенка, но и родителя на правильный путь в экологическом образовании. В нашем детском саду одной из форм работы с родителями является привлечение их к участию в конкурсах, развлечениях, выставках и акциях. Такие акции как «Берегите птиц», «Посади дерево», «Помоги зимующим птицам» и др. пользуются большой популярностью у одителей.
Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки, кормушки из природного и бросового материала, сажают кусты, и деревья Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.
Таким образом, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых уже в младшем дошкольном возрасте возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями.
Литература
1. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. N 7. С. 31 -34.
2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3 - 9.
3. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд - во педагогического общества России, 011. _ С.79.
4. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.
© Степанова Ю.В., Новоторцева И. С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.