Цель пособия: Формировать у детей экологические знания, бережное и безопасное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи:
- Формировать у детей бережное, ответственное отношение к миру природы, к живым существам.
- Закреплять элементарные правила безопасного поведения в природе.
- Познакомить детей с Красной книгой, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях.
- Закреплять представления детей о диких животных, насекомых.
- Формировать у детей умение ориентироваться на местности посредством карточек-схем.
- Закреплять порядковый счёт.
- Формировать умение владеть элементарными графическими умениями, штриховать различные фигуры уверенными движениями.
Развивать у детей воображение, речь, память, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Прежде, чем отправиться в путь по уголкам нашей природы, воспитанники берут с собой «Экологический рюкзачок». «Экологический рюкзачок» — это ярко оформленный ранец, в котором размещен демонстрационный материал, дидактические игры и игровые задания экологической направленности, карандаши и фломастеры, раскраски, книги по экологии, направленные на воспитание экологической культуры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Открывая наш экологический рюкзачок, мы вспоминаем и закрепляем с воспитанниками правила поведения и безопасности в природе, правила поведения в лесу, знакомимся с Красной книгой. Далее ребенок попадает в мир лесных животных: насекомых, зверей. Дидактические игры помогут сформировать понятие «насекомое», «звери». Узнавать и называть их представителей. Игра «Съедобное-несъедобное» помогает закрепить съедобные и несъедобные ягоды и грибы, которые могут повстречаться в лесу. Игра «Ползают, летают, прыгают» закрепляет умение классифицировать насекомых. Воспитанники отгадывают загадки про лесных обитателей, помогают им найти дорогу. При помощи эколого-математических пазлов узнают, кто же живёт в лесу, закрепляют порядковый счёт и т.д.Давайте подробнее познакомимся с пособием.
Дидактическая игра
«Правила поведения в природе»
Цель: Дать детям представление о нравственной стороне отношения к природе, повторить правила поведения в природе;
Задачи:
Формировать желание оберегать и охранять природу;
Развивать представления о том, какие действия вредят природе;
Развивать мелкую моторику, память, речь, активизировать словарный запас.
Правила игры:
Воспитатель выкладывает на игровом поле карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой. После чего предлагает детям (среднего возраста с помощью педагога) выбрать карточку с изображением поведения в природе и отметить её фишкой, которая соответствует определенной ситуации. Обосновать свой выбор. За правильное выполненное задание участник получает фишку. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.
Дидактическая игра «Рассортируй мусор»Цель: Повышение уровня экологической культуры и информированности о проблеме обращения с отходами.Задачи:1. Формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.2. Развивать умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.3. Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, память.4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Ход игры:Детям предлагается экологическая ситуация: «Люди приехали на пикник и оставили после себя мусор. Представьте ребята, что получится, если мы не научимся убирать за собой мусор, к чему это может привести? А сколько будет за целый год? Даже подумать страшно! Целые горы старых ненужных вещей. Что вы можете предложить? Нужно собрать мусор и разложить его по контейнерам «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы».Пособие состоит из магнитных контейнеров для мусора, к ним прилагаются магнитные карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнер в соответствии с картинкой на нем.Вопросы: Ребята, какая проблема у нас возникла? Как мы ее решили? Для чего сортируют мусор? Что же с ним будут делать? (перерабатывать)Какие вещи можно сделать из этих материалов?
«Знакомство с Красной книгой»Цель: Познакомить детей с Красной книгой. Расширить представление детей о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу. Разъяснить необходимость создания Красной книги.Ход знакомства:Давным-давно на планете Земля обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Так случилось в большинстве своем из-за жадности человека. Тогда защитники природы решили объединиться и начать борьбу с обидчиками нашей планеты. Они создали Красную книгу.Кто-нибудь из вас слышал о такой книге? (ответы детей).В Красной книге пишут о животных, птицах, растениях, которых осталось очень мало. На нашей планете обитают множество животных, которым уже сейчас нужна помощь. Их численность быстро и неуклонно снижается, и мы уже в ближайшем будущем можем увидеть только на картинках белых медведей, речных бобров и снежных барсов. Именно для контроля и защиты редких животных создана Красная книга. Далее детям предлагается рассмотреть книгу (некоторые страницы). В конце подводится итог, закрепляются основные растения и животные, занесённый в Красную книгу.
Дидактическая игра «Ползает, летает, прыгает»
Цель: Расширять представления детей об особенностях, отличиях насекомых от других животных
Задачи:
вызвать у детей желание анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память; закреплять счёт.
воспитывать бережное и осторожное отношение к природе.
Правила игры:
Ребята, знаете, по каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по шесть ног, три части тела: голова, грудь и брюшко.)
- Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты - насекомыми.
Отгадывание загадок о насекомых.
Размещение(классификация) по признакам(ползает, летает, прыгает) по трём сосудам: 1- ползают,2-летают, 3-прыгают.
Закрепить или установить (средний возраст) причину: почему они прыгают, ползают, летают. Какие есть насекомые: полезные и опасные. Назовите.
Ищем дом, в котором живёт насекомое ( проводим фломастером линию)
Считаем количество одинаковых насекомых и соотносим с определённой цифрой (старший возраст).
Дидактическая игра «Съедобные и несъдобные»
Цель: Закреплять умения детей (средняя группа), совершенствовать умения детей (старшая группа) классифицировать грибы и ягоды по признаку: съедобные-несъедобные.
Задачи:1. Закрепить умение детей классифицировать грибы и ягоды, раскладывая их в корзинки на съедобные-несъедобные.
2. Развивать зрительный анализатор по средством рассматривания серии картинок «Грибы, Ягоды»; внимание, устную речь детей.
3. Воспитывать у детей осторожное обращение с грибами и ягодами, которые им плохо известны.
Правила игры: Разложить картинки грибов и ягод в корзинки на съедобные и несъедобные.
Игровые действия: Дети берут картинку с изображением грибов, называют их и определяют съедобные или несъедобные они.
Необходимо правильно разложить картинки грибов и ягод на съедобные и несъедобные (ядовитые), не допуская ошибки.
Подведение итогов: Проверить разложенные картинки по группам «съедобные и несъедобные», похвалить если всё правильно разложено, а если допущена ошибка рассмотреть по какой причине была допущена ошибка.
Предупредить детей быть внимательными, потому как эта ошибка может навредить здоровью.
Экологические лабиринты «Помоги животным дойти до …….»
Цель: Формирование у детей гуманного эмоционально - положительного, бережного отношения к животным. Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.
Задачи:
Закреплять ориентировку и понятия: вверх, вниз, влево, вправо.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животным
Воспитывать у детей бережное отношение к животным.
Ход проведения:
Детям раздаются картинки-лабиринты с изображением животных.
Ребёнок должен помочь (провести) животное по дорожке, чтобы
добраться до своего дома, до морковки, выбраться из норки и т.д.
Эколого-математические пазлы «Кто спрятался в лесу»
Цель игры:
систематизировать знания детей о диких животных, их повадках, месте обитания, питании и т.д.;
закреплять навыки счета в пределах 5 (средний возраст) и 10 (старший возраст);
развивать память, внимание, логическое мышление, речь.
выполнять задания поискового характера;
Ход проведения: дети должны сложить пазлы по цифрам. Когда ребёнок сложит пазл, он увидит животное, которое спряталось. Далее идёт беседа о животном.
Дидактическая игра – бродилка «Путешествие со Смешариками»
Цель:
Организовать деятельность детей по закреплению знаний по экологии.
Задачи:
Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Закреплять элементарные правила безопасного поведения в природе.
Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
Правила игры: Играют от 2 до 5 человек. Дети по очереди кидают кубик. Сколько выпало на кубике - столько ходим и берём любую карточку с вопросом. Отвечают на вопрос - забирают карточку себе, нет – карточку не берём. Необходимо набрать как можно больше карточек, Кто больше набрал карточек и пришёл к финишу, тот и побеждает.
Карточки – схемы «Как выглядет это место сверху»
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Обучать ориентироваться на местности с помощью карточек-схем.
Формировать пространственные представления: слева, справа, сзади, впереди.
Ход проведения: детям предлагают выбрать карточку-схему, рассмотреть и ответить на вопрос: «Какая из картинок соответствует нарисованной местности»
Раскраски «Береги природу»
Цель: воспитание осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи:
Формирование у детей познавательного интереса к миру природы, желания сохранять природу.
Формировать умение владеть элементарными графическими умениями, штриховать различные фигуры уверенными движениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.