Конспект наблюдения в уголке природы во второй младшей группе
Тема: Знакомство с комнатным растением - герань
Цель: Познакомить детей с комнатным растением, имеющим типичное строение (герань, с целью уточнить и закрепить название частей растения: листья, стебель, веточки, цветы. Познакомить с правилами поливки растений. Учить составлять модель комнатного растения из отдельных частей.
Задачи: 1. Учить детей изображать знакомое комнатное растение.
2. Развивать чувство цвета и ритма.
3. Воспитывать интерес к природе и умение отражать ее составляющие через художественное творчество.
Демонстрационный материал: Горшок с цветущей геранью, лейка с водой, палочка для рыхления почвы, персонаж – Дюймовочка.
Предварительная работа: разучивание подвижной игры «На окне в горшочках» с воспитателем;
Ход наблюдения:
Вводная часть:
Ребята, сегодня к нам в гости пришла Дюймовочка. Поздороваемся с ней. Посмотрите она нам принесла подарок. Сашенька ответь пожалуйста, что же принесла нам Дюймовочка?
Ребята, это комнатное растение называется герань. Все вместе по приветствуем его, улыбнемся ему, покажем, что мы рады.
А теперь мы рассмотрим наш подарок.
Основная часть:
Подойди поближе встань,
Полюбуйся на Герань.
Красные цветочки, круглые листочки.
Очень весело цветет,
Хоть высоким не растет.
В чем растет герань?
Какой у герани стебель?
А как вы думаете, на что похожа герань, на травку или деревце?
Что располагается на стебле?
Сколько веточек на стебле много или мало?
На веточках растут листочки, какой они формы? Какого цвета?
Осторожно погладьте листочки пальчиками. Что можно сказать про листочки?
Что еще есть у герани?
Какого он цвета?
У герани много маленьких цветочков, собранных в зонтик.
Ребята, Дюймовочка предлагает вам с ней поиграть, давайте встанем в кружочек и сядем на ковер.
Физкультурная минутка «На окне в горшочках»
На окне в горшочках.
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись.
Солнцу улыбнулись.
К солнышку цветочки
Повернут цветочки.
Развернут бутоны
В солнышке утонут.
Заключительная часть:
Это комнатное растение – герань. Оно растет дома в горшочке. У нее прямой, зеленый стебель с веточками. На веточках круглые, зеленые листочки. Листочки у герани неровные, с мелкими волосками – мохнатенькие, мягкие, имеют запах. Цветочек живой, ему обязательно нужна вода, дадим ему попить.
Ребята посмотрите, как при поливе вода уходит в землю.
Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.
А теперь герань отнесем в уголок природы, поставим его поближе к окошку, потому что герань очень любит солнышко.
Какое растение появилось у нас в группе?
Как за ним надо ухаживать?
Дюймовочка прощается с вами, она обязательно к вам вернется и познакомит вас с новым комнатным цветком.
Конспект наблюдения в уголке природы в средней группе
Цели: 1. Уточнить знания детей о том, что растение – живой организм и ему для удовлетворения потребности роста нужны свет, тепло, питание.
2. Познакомить с новым комнатным растением- геранью душистой (стебель сочный, зеленый, листья глубоко разрезные, покрыты мелкими волосками, издают приятный запах, растения лекарственное, им можно лечить ухо.
3. Закрепить знания названий знакомых комнатных растений, об их особенностях внешнего строения (фикус, герань цветущая, колеус, фиалка, огонёк-бальзамин).
4. Учить сравнивать листья растений по следующим признакам:
• Окраске,
• Форме,
• Величине, характеру поверхности,
• Количеству.
5. Закрепить и дополнить знания детей о правилах ухода за растениями:
• Чистка ворсистых листьев душистой герани, фиалки сухой кисточкой.
• Протирание широких листьев влажной рукавичкой.
• Опрыскивание мелких листьев.
• Поливка в горшок и в поддон.
6. Продолжать учить определять состояние почвы на ощупь, знать, что сухая почва - твердая, рассыпчатая, светлая; мокрая – вязкая, темная.
Задачи: 1. Развивать речь, мышление.
2. Упражнять детей в употреблении
предлогов: под, над, за, напротив, между;
наречий: вверху, внизу, сзади, впереди.
3. Воспитание чувств эмоциональности, отзывчивости, бережного отношения к растениям.
4. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Словарная работа: Растение, герань –душистая, герань - цветущая, бальзамин – огонёк, колеус, фикус, ворсистый, гладкий, удлиненный, мясистый, волнистый, разрезные, чистка, опрыскивание, поддон, рассыпчатая, вязкая.
Демонстрационный материал: герань, бальзамин, колеус, фикус.
Ход наблюдения.
Вводная часть.
1. - Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
- Ой, кто-то ещё к нам стучится (влетает бабочка).
Бабочка: - Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Спасибо вам, что вы меня впустили. На улице холодно, а у вас тепло, так красиво! Я знаю загадку, но не знаю отгадку, вы мне помогите отгадать.
Основная часть.
«Без рук, без ног, но двигается,
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет» (растения)
Бабочка: - Какие вы молодцы! У вас так много растений! Все они такие красивые! А вы много о растениях знаете? Я тоже хочу узнать.
2. – Дети, давайте расскажем бабочке и нашим гостям о строении растения.
- Из каких частей состоит растение? (ствол, стебель, лист, цветок, корень).
- У какого растения самый высокий ствол? (у фикуса).
- А у колеуса ствол или стебель? (стебель).
- Их много или один? (много).
- А у фикуса стволов? (один).
- У какого растения ещё есть стебель? (колеус, огонёк, герань – цветущая).
- У фиалки тоже есть стебель, только он очень короткий.
- Листья у растений разные по форме, величине, окраске, поверхности? Или одинаковые?
- У какого растения самый большой лист?
- Какой он формы? (овальный).
- Какая поверхность листа у фикуса? (гладкая).
- У какого растения самый маленький лист? (у огонька).
- У какого растения круглые листья? (у фиалки, герани – цветущей).
-У какого растения самые разноцветные листья? (у колеуса). Кто и что расскажет о листе колеуса?
- Где листья с ворсистой поверхностью? (фиалка).
- Что еще есть у растений? (цветы).
- Как называются растения, которые цветут? (цветущие).
- Назовите цветущие растения? (фиалка, огонёк, герань – цветущая).
- Цветы у растений одинаковые или разные? (разные по окраске, форме, величине).
- Что ещё мы забыли? (корень).
- А где находиться корень? (в земле).
- У всех ли растений есть корень? (у всех).
Бабочка: - Ой, сколько вы много знаете, но вот я не пойму, как растения двигаются без ног?
Дети: - Двигается - это значит растет. С начало растение маленькое, а потом вырастает большое, как фикус
Бабочка: - А как оно дышит безо рта?
- Растение дышит при помощи листьев, через почву корнями.
Бабочка: - Как растение питается?
- Растение питается при помощи корня. Мы поливаем, а корень пьет водичку.
- Бабочка, ты теперь всё поняла?
Бабочка: - Да, теперь я хорошо знаю отгадку!
- Нужен ли растениям свет? (да, растениям нужен свет, растения тянутся к свету, поворачиваются, поэтому их надо поворачивать другой стороной к свету).
3. Внесение нового растения – душистая герань.
Он зеленый и резной.
Я пахучая, полезна
Подружитесь вы со мной
На окошке не цвету
Заболеют у вас ушки
Я вас срочно полечу.
- Дети, это душистая герань. Стебель у герани – душистой сочный, зеленый. Листья глубоко разрезные, похожи на клиновые листочки.
- Какого цвета листья? (зеленые).
- Потрогайте листочки, они покрыты мелкими волосками (дети трогают).
- Листья ворсистые. (повторяют хором)
- А как приятно пахнет душистая герань! Понюхайте! (Даю детям понюхать). Вот поэтому её и назвали «Душистая герань». Это растение лечебное.
Листочками душистой герани можно лечить уши. Мы подружимся с этим растением.
- А есть ли у душистой герани цветы? (нет, душистая герань не цветет, мы будем любоваться её красивыми листьями и приятным запахом).
- Дети, у нас так много растений, многие вы знаете. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будите называть растения.
Он на дерево похож.
Ствол высокий, так хорош,
Лист широкий у него,
Угадайте, кто же он?
(фикус)
Я резной весь расписной
Полюбуйся на меня.
Все зовут меня крапивкой,
Только не кусаюсь я
У меня другое имя
Отгадайте, кто же я?
(колеус)
Это низенький цветок
Лист округлый и мясистый
Край у листиков волнистый
Цветы мелкие такие
И как небо – голубые.
(фиалка)
У меня цветочков шапка
И цвету я круглый год.
Лист мой круглый, окаймленный
Ствол мой сочный и зеленый.
(герань – цветущая)
Хрустит за окошком морозный денек
Стоит на окошке цветок – огонёк
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и в правду зажглись огоньки.
(бальзамин)
Бабочка: - Дети, я с вами хочу поиграть. Я буду летать, садиться, прятаться, а вы будите отвечать, куда я села, куда я спряталась.
- Над каким растением летает бабочка? (над фиалкой).
- На цветок какого растения села? (на цветок фиалки).
- Куда полетела бабочка? (она полетела вниз).
- Куда она спряталась? (за горшок).
- А теперь куда? (под лист фикуса).
- Вот она вспорхнула и полетела где? (вверху).
- Она полетела к какому растению? (к душистой герани).
- Между какими растениями села бабочка? (между огоньком и фиалкой).
- Где теперь бабочка? (впереди колеуса).
- Летала, летала и села на против кого?
- А потом где? (сзади Лены).
Бабочка:- Молодцы, дети, правильно вы отвечали.
- Бабочка, а наши дети тоже умеют играть. Посмотри!
Физкультурная пауза «Бабочки»
Наши дети все превращаются в бабочек. (Под стульчиком надевают шапочки бабочек).
- Сколько у нас бабочек? (много).
Все бабочки полетели, летают красиво, вдруг подул сильный ветер и бабочки полетели к самому высокому растению, чтобы укрыться от ветра. Как называется это растение? (фикус) Покажите какое оно высокое?
Ветер утих, бабочки расправили свои крылышки и опять полетели. Загремел гром, полил дождь, бабочки полетели к
пушистому растению, чтобы спрятаться под его листьями от дождя, к душистой герани (колеусу). Бабочки присели, им страшно, они крылышками закрылись.
Дождь прошел, и бабочки опять полетели к цветущим растениям, чтобы напиться нектара. Подлетели они к цветкам и стали своими тонкими хоботками пить нектар с цветков.
- С каких цветков пьют бабочки нектар? (с цветков фиалки, бальзамина, цветущей герани).
Напились и полетели бабочки в свои домики.
6. Рассматривание карточек «Помощники растений»
1. Почва
- Для чего нужна почва земле? (чтобы сажать растения в землю).
- А если не сажать растения в землю, растение будет расти? (нет, оно засохнет).
- Почему растение растет в земле, не вянет? (почва кормит растение).
2. Вода
- Для чего нужна вода? (поит растение, дает влагу).
3. Воздух
- Почему на этой карточки нет рисунка? Что мы вокруг себя не видим? (воздух).
- Для чего нужен воздух растениям? (чтобы они дышали).
4. Солнце
- Для чего нужно солнце? (оно дает тепло и свет).
- Какие помощники нужны растениям для их роста? (почва, вода, воздух, солнце).
- А кого мы забыли? (человека).
- Что делает человек? Какую помощь он оказывает растениям? (ухаживает за растениями: поливает, рыхлит, сажает, протирает листья, опрыскивает).
- сколько всего помощников? (пять).
Бабочка: - А почему на улице растения не растут, а в грунте растут, и листья не сбрасывают? (в грунте тепло и мы за ними ухаживаем).
7.Как дети ухаживают за растениями
- Давайте расскажем, как мы ухаживаем за растениями.
- Как узнать, какое растение нуждается в поливке, а какое нет? (сухая почва – твердая, рассыпчатая, светлая, а сырая – вязкая, тёмная).
- Все растения поливают в горшок? (нет).
- Какое растение поливают в поддон? (фиалку).
- Почему фиалку поливают в поддон? (чтобы вода не попала, чистые, красивые; чистые листья больше вдыхают воздуха).
- Какие растения нельзя мыть, опрыскивать? (ворсистые).
- вот я вам сейчас покажу, как у этих растений очищают пыль с листьев кисточкой (показываю).
8.Трудовые поручения
- А сейчас мы покажем бабочке, нашим гостям, как мы умеем трудиться.
- У меня на столе что лежит? (инвентарь для труда).
- Для чего нужны рукавички? Какими рукавичками протирают сухими или влажными?
- Для чего нужны фартуки? (чтобы не испачкать свою одежду).
- Чем опрыскивают растения? (водой).
- Из чего опрыскивают? (из пулевизатора).
- Какое растение надо поливать?
- Почему колеус поливать не надо?
- А фикус поливать надо? Почему?
Желающие дети протирают листья фикуса, опрыскивают бальзамин.
- Какие растения будите очищать кисточкой?
Двое детей очищают пыль кисточкой.
- Как хорошо вы потрудились. Посмотрите, какие растения стали чистые, красивые. Вам нравится? А тебе бабочка?
- Молодцы наши дети!
- Бабочка, а ты запомнила, что наши дети делали на занятии? (нет).
Бабочка: - Нет.
- Дети, давайте напомним нашим гостям, бабочке, что мы сегодня делали на занятии.
1. Без ног растение растет.
Питается безо рта.
И дышит, и водичку пьёт,
Нужны им солнце, воздух и вода.
2. У растения есть ствол,
Стебель есть и листья,
А ещё много цветов
И корней невидимо.
3. Мы как бабочки летали
Крыльями махали
Хоботками тонкими
Нектар собирали
4. Потрудились мы на славу
Так растения хороши
Заблестели, засверкали
Напоили от души.
Бабочка: - Потрудились вы прилежно
Всех за всё благодарю.
А теперь прощаться будем
«До свиданья» - говорю.
Заключительная часть.
- Бабочка, на улице холодно, куда же ты полетишь? Ведь ты замерзнешь? Оставайся у нас здесь тепло, да и растений много. Наши дети добрые, они любят растения, животных, насекомых. Мы тебя не обидим.
- Оставим, дети, бабочку? (да).
-Тебе будет хорошо у нас.
Бабочка: - Спасибо, дети, я останусь у вас. Мне так понравились вы, все такие добрые, милые. Я буду с вами дружить.
- Вот и кончилось наше занятие, теперь дети прощаются с гостями.
Наблюдение в уголке природы в старшей группе
Тема: «Сравнение рео с геранью»
Цель: Научить узнавать и называть комнатные растения, учить их описывать, отмечать существенные признаки внешнего вида, замечать и называть, чем они похожи, чем отличаются.
Задачи: Укрепить интерес к уходу и наблюдениями за ними.
Учить детей устанавливать связь между внешним видом растения и уходом за ним, воспитывать, способность сочувствовать растениям, наделять их «настроением» в соответствии с внешним видом, оценивать отношение к ним детей и взрослых.
Закрепить знания об уходе за комнатными растениями.
Словарная работа: рео, герань,
Демонстрационный материал: 3 знакомых детям комнатных растения
Раздаточный материал: лейка с водой, опрыскиватель, палочка для рыхления почвы.
Организация: Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом, на котором стоят растения.
Ход наблюдения.
Вводная часть. Воспитатель (обращает внимание детей на растения, стоящие на столе).
(карточка №1)
Пожалуйста, запомните:
Не лесные, комнатные
Растения найдёте вы,
Если эту карточку
Правильно прочтёте вы.
Они вьются.
Вверх растут.
Иногда они цветут.
Щётки вовсе не нужны,
Чтоб от пыли очищать.
- Вы, конечно же, узнаете их? Назовите их, пожалуйста.
Дети: Это – герань и рео.
Воспитатель: Давайте рассмотрим наши растения.
- Какие листья у герани?
Посмотрите, какого они цвета, величины, формы? (Светло-зеленого цвета, круглой формы, по величине небольшие, рассечены.)
- Погладьте листья, какие они? (Мягкие, бархатистые) .
- А какие же листья у рео? Расскажите все о них. (С одной стороны ярко-зеленые, с другой – фиолетовые листья овальной формы, заостренные на конце, гладкие, мягкие) .
- Одинаковые ли листья у наших растений? Что у них разного? (Цвет, величина, форма листка) .
- О листьях рассказали. Теперь расскажите, какие стебли у этих растений?
Какой стебель у герани? (Прямой, кустистой формы, зеленый) .
- А какой стебель у рео? (Мягкий, лежит, вьется, зеленый, тоненький, хрупкий).
- Одинаковые ли стебли у наших растений? (Нет). Да, стебель есть у всех растений, но они разные.
- Ребята, а герань и рео, цветущие растения? (Герань долго цветет крупными красочными соцветиями. Рео цветет мелкими белыми цветочками в пурпурных «лодочках») .
- Чем похожи эти растения, что у них общего? (У всех есть стебель, листья, корни.)
- Чем они отличаются друг от друга? (Стебли разной толщины, листочки разной формы и окраски, расположены по-разному.)
- Для чего нужны листочки растениям? (На каждом листочке есть множество маленьких отверстий, через которые растения дышат. Вот почему нужно всегда следить за тем, чтобы листики были чистыми.)
- Для чего нужен стебель? (на стебле растут листья, по стеблю в них поступают питательные вещества из земли.)
- Для чего нужны растению корни? (Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а еще корни удерживают растение над землей.)
- Для чего нужны комнатные растения? (Чтобы в группе и дома было уютно и красиво. Они очищают воздух, которым мы дышим. Растения выделяют кислород. Там, где много растений, людям легче дышится.) .
Основная часть. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто это там стучится? Ой, ребята, да это Незнайка пришел к нам в гости! Проходите, пожалуйста.
Входит Незнайка с цветком в руках, здоровается со всеми, оглядывает группу.
Незнайка: Как у вас уютно, как много цветов, какие они красивые! Вы сорвали их в цветнике летом на участке?
Воспитатель: Нет, Незнайка, эти растения не из цветника, они растут у нас в группе и называются комнатными растениями.
Незнайка: А я купил вот этот цветок, ой, нет, комнатное растение, в цветочном магазине, но, пока шел, забыл, как оно называется. И еще не знаю, как за ним ухаживать. Может быть, вы мне расскажите?
Воспитатель: Не огорчайся, Незнайка, наши ребята тебе помогут. Они очень хорошо знают это растение, оно есть у нас в группе. Поставь свое растение на стол, а сам присаживайся к детям. (Ставит горшок с цветком на стол.)
Незнайка: Вот спасибо, я буду очень внимательно слушать, и запоминать все, о чем вы будете рассказывать.
Воспитатель: Ребята, как называется это растение? (Фиалка) .
Воспитатель: Вспомните, какой формы листья, какого цвета цветочки, есть ли стебелек, как нужно поливать это растение. (Невысокое травянистое растение с сильно укороченным стеблем и прикорневыми черешковыми листьями, собранными в розетку. Листья округлые, мясистые, опушенные, край листа ровный. Фиалка обильно и продолжительно цветет. Растение не выносит прямых солнечных лучей, сквозняков. Опрыскивания не переносит. Пыль на листочка нужно убирать щеточкой, аккуратно. Поливать его нужно очень осторожно теплой водой, так как корни у фиалки слабые, поверхностные, заливка или пересушка земли губительна для растения.)
Воспитатель: Незнайка, теперь ты знаешь, как за фиалкой ухаживать.
Незнайка: А, как называются эти растения?
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, как называются эти растения. (Герань, рео.)
Воспитатель: Незнайка, а ребята знают еще и стихи про эти цветы.
(Герань)
Подойди, поближе стань,
Полюбуйся на герань.
Красные цветочки, круглые листочки.
Очень весело цветет,
Хоть высокой не растет!
(Фиалка)
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодета ты!
Мы любуемся тобой!
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, какое настроение у цветов?
(карточка №2)
У герани, какое настроение? (Дети показывают карточку «плачущее».)
- А как вы узнали, чего ей не хватает? (Дети должны обнаружить, что земля сухая, не хватает влаги.)
Воспитатель: Плохо этому растению живется. Ребята, как же ему помочь? (Полить.) Что надо сделать, прежде чем поливать? (Узнать, какая вода холодная или теплая). А какая вода для растения самая лучшая? (Комнатной температуры, дети поливают растение.)
- А теперь, какое у нее настроение? (Дети показывают карточку «веселое».)
Воспитатель: Давайте определим настроение у рео. (Дети показывают карточку «хмурое».)
- А, что этому растению не хватает? (Дети определяют, что на листьях пыль.)
Незнайка: Ну и что, чем же растению может пыль помешать? Разве растение дышит, ведь у него нет носа и рта. (Ответы детей: оно дышит листьями.)
Воспитатель: Как же помочь растению? (Обтереть пыль с листьев.)
Незнайка: Вот вам таз с горячей водой, мыло, мочалка и полотенце. Мойте. (Дети объясняют Незнайке, что листья у растения нельзя тереть мочалкой, нужно обтирать пыль мягкой тряпочкой или опрыскивать.)
Воспитатель: И это растение вас благодарит. Какое теперь настроение у нее? (Дети показывают карточку «веселое») .
Воспитатель: Незнайка, а что это за палочка торчит из земли рядом с фиалкой?
Незнайка: Разве не понятно? Палочка для того, чтобы растение опиралось на нее. Ребята, а вы как думаете? (Чтобы землю рыхлить.) Вот еще! Зачем же землю рыхлить? (Чтобы корни у растения лучше росли, чтобы вода быстрее к корням подходила).
Дети осторожно рыхлят почву вокруг растения, но около стенки горшка.
Заключительная часть. Воспитатель: Незнайка, ты запомнил, как ухаживать за растением?
Незнайка: Да, я поставлю его на подоконник, где светло, тепло, буду осторожно поливать.
Воспитатель: А чтобы ты хорошо запомнил, как нужно ухаживать за растениями, ребята прочтут тебе стихотворение.
Чтоб растение росло,
И питалось, и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять
И опрыскивать.
Надо помнить нам всегда:
Ему плохо в холода.
И во тьме не может жить.
Лучик света должен быть.
Много правил и забот
Знает мудрый цветовод!
Незнайка: Спасибо, ребята, я узнал много нового о комнатных растениях. Ну, а теперь мне пора идти домой. До свидания ребята.
Незнайка уходит.
Конспект наблюдения в уголке природы с детьми подготовительной группы
Тема: «Этот чудесный лук»
Цель: Определить с детьми условия, при которых лук будет расти на зелень. Уточнить представления о луке; воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.
Задачи
Словарная работа: Витаминизация, фитонциды, авитаминоз.
Демонстрационный материал: две луковицы, две майонезные баночки, разноцветные кружки; игрушку-луковицу.
Раздаточный материал
Предварительная работа: Наблюдение в микроскоп «шелуха лука», чтение сказки «Чипполино» Дж.Родари, беседа с родителями о пользе для детей витаминов, эксперименты дома, папка-передвижка о здоровье, посадка лука в домашних условиях, впечатление детей. Посадка мини-огорода в группе: овес, бобы, фасоль, горох, наблюдение запись в дневниках, наблюдение запись в дневниках, крашение яйца в шелухе лука, рефераты о луке.
Ход наблюдения.
Вводная часть.
Воспитатель:
• Кто скажет, что это такое? (Лук.)
• Что можете сказать про эту луковицу? Какая она? Чем покрыта? Какого цвета? Какого она размера, формы?
• Что надо сделать, чтобы луковица стала расти? (Посадить.)
• Куда надо посадить? (В землю.)
• Как по-другому можно вырастить лук, не сажая в землю? (Посадить в воду.)
Основная часть.
• Как надо сажать лук? Где, что у него вырастет?
• Потрогайте обе луковицы, какие они?
• Давайте одну луковицу посадим в воду. Как мы ее посадим? Какую воду нальем (Холодную, отстоянную.)
• Другую луковицу посадим в баночку без воды и посмотрим, что с ней будет.
• Куда лучше поставить баночки с луком? (На Окно.) Почему? А что нужно для роста лука, кроме воды и света? (Тепло.)
• Есть ли тепло в нашей группе?
• Давайте на баночки приклеим условные обозначения – кружки: голубой – вода, желтый – свет, красный – тепло. На одну баночку – все кружки; а на другую, без воды, наклеим голубой кружок. Дети приклеивают кружки и ставят лук на окно.
Заключительная часть.
• Теперь давайте зарисуем, что мы сделали с луком?
• Ребята, посмотрите, что это? Игрушка – Луковица-Чипполино.
• Давайте поставим ее тоже на окно и посмотрим, что с ней произойдет.
Помощь и поручения: посадка лука, уход за посаженным луком.
Наблюдение 2
Цель: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста лука. Развивать наблюдательность детей, учить видеть изменения в состоянии лука и рассказывать о них, используя при этом зарисовки календаря.
Вводная часть.
Воспитатель:
• Настал день наблюдения за луком, так как прошла еще одна неделя.
• Изменился ли лук в баночке с водой? Что изменилось?
Основная часть.
• Какие стали перышки? Что с ними произошло? (Они подроcли, появились новые.)
• Измерим их длину. Сравним с зарисовкой в календаре пре- дыдущей недели.
• Потрогайте их, какие они?
• Понюхайте, чем пахнут? (Сорвать одно перышко и дать по- нюхать.)
• Когда лук сильнее пахнет, когда растет или когда сорван?
• Попробуйте на вкус. Какой лук: сладкий или горький?
• Что стало с корнями? Их стало больше или меньше, они стали длиннее или короче. Давайте их измерим. Сравнить с предыдущей зарисовкой в календаре.
• Что стало с водой? Для чего она нужна? Будет ли лук расти без воды? Чем можете доказать? Вторая баночка без воды – лук не растет.
• А растет ли лук у нас в ящике? Почему думаете, что растет? А ему нужна вода?
• А почему мы не видим корни у лука, который растет в ящике, где они? Может быть их нет? Давайте проверим и вытащим луковицу из земли.
• Так есть ли корни? Какие они? Почему грязные?
• Что же нужно для роста лука?
• Изменился ли лук во второй баночке? Почему?
• Потрогайте две луковицы. Какие они стали? Почему?
• Полезен ли лук людям? Чем?
• Про какой овощ так говорят:
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям,
Я ваш друг Я простой.
Зеленый лук
• Про лук еще говорят: Лук – от семи недуг. Так надо ли есть лук?
• А как наша игрушка? Изменилась ли она? Подросла ли? Почему нет?
Заключительная часть.
• Давайте зарисуем изменения, которые произошли с луком, в альбом.
• А так как наш лук уже вырос и стал большим, мы его можем срезать. Он очень полезный и нужный. В обед его съедим.
• Дома у вас вырос лук? Его тоже надо срезать и вместе с родителями его скушать. Лук полезен для здоровья.
Помощь и поручения: уход за посаженным луком.
Итог: чтобы лук вырос большим и полезным продуктом, за ним нужен постоянный уход
Конспект наблюдения в природе в младшей группе
Тема: «Наблюдение за птицами зимой».
Цель наблюдения в природе в ходе прогулки: углубление знаний о жизни птиц в зимний период, развитие умения и желания помогать им.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить детей с птицами: учить узнавать и называть воробья и синицу; знакомство с особенностями поведения птиц: летает, прыгает, поет, клюет; учить детей выполнять необходимые действия (насыпать корм, получая результат; заботиться о пернатых, не тревожить понапрасну.
Развивающие: развивать у детей навыки основных движений: ходьба, бег по сигналу, бег врассыпную с ориентировкой в пространстве и желание играть самостоятельно; совершенствовать умение действовать с предметами: лопаткой, веничком.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к поэтическому слову, желание помогать взрослым, играть сообща, помогать друг другу.
Индивидуальная работа: Организация игр: катание на санках, качание на качелях, ходьба по прямой дорожке с перешагиванием через лопатки.
Ход наблюдения.
I. Наблюдение, рассматривание птиц, подкормка.
Вводная часть. На участке экологической тропы «Птичья столовая» наблюдаем за птицами. Синица подвижна, имеет красивое оперенье: желтая грудка с черным галстуком. Воробей - птичка неприметная, перья серые, коричневые. Воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями, клюют зёрнышки.
Основная часть. Беседа с детьми. Включение поэтического слова. С помощью стихотворений дать представление о птицах: воробье и синице.
«Воробей»
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холода не испугался,
С нами на зиму остался.
«Синичка»
К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: «У вас тепло…
А мне холодно, обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,
А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить.
- Чем мы будем кормить птиц?
- Кто хочет насыпать зернышек в кормушку?
«Загадка»
Непоседа, невеличка - желтая почти вся птичка. Любит сало, семечки. Как называют эту птицу?
«Обобщающие вопросы»
- Каких птиц мы видели у кормушек?
- Надо ли помогать птицам? Почему?
Элементарный бытовой труд
Сгребание снега на прогулочном участке лопатками, расчистка веранды.
Заключительная часть. Подвижные игры
«Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять в умении действовать по сигналу;
развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
«Птички в гнездышках»
«Мы сейчас превращаемся в птиц, (чертит круги на снегу). Вот какие гнёзда у птичек! Заходите в гнёзда!». Дети входят в круги и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели, птички зёрнышки искать». Птички выпрыгивают из гнезда и летают. По сигналу «Птички, домой» дети бегут в круг.
Конспект наблюдения на прогулке в средней группе
Тема: Пришла весна
Цель: дать представление о ранней весне, о том, какие изменения про изошли с солнцем.
Задачи: Продолжать наблюдение за солнцем. Закреплять знания о том, что с приходом весны происходят изменения в природе, солнце – главный источник света и тепла для всего живого на Земле, оно всходит на востоке и заходит на западе.
Ход наблюдения.
Вводная часть.
Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, рукава шубы, стволы деревьев. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.
Основная часть.
Художественное слово
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей ...
Я. Колас
Солнце дарит всем весну,
Вытаяли стежки.
Р. Бородулин
Дни повеселели,
Солнышку не спится.
Г. Ладонщиков
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло. А. Барто
Скоро снова солнце встанет
И возьмется припекать.
Е. Благинина
Загадки
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
Доброе, хорошее,
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)
Один костер
Весь свет согревает. ( Солнце)
Голубой платок,
Красный колобок. (Солнце)
Дидактические игры
· «Когда это бывает?» - воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится.
· Цель - закрепить представления о сезонных изменениях в природе.
· «Отгадай-ка» - дети описывают предложенный предмет.
Цель - научить описывать предмет, не глядя на него, вьщелять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Выложи сам» - выложить солнышко из цветных льдинок.
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Очистить дорожку от снега.
Б. Скольжение по ледяной дорожке.
Заключительная часть.
Подвижные игры
· «Пустое место».
· Цель - развить быстроту, ловкость.
· Ход игры.
Играющие встают в круг, выбирают водящего. Он, пробегая мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону. Кто первый добежит до свободного места, тот его и занимает, а опоздавший - водит.
· «Веснянка»
· Цель - координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
· Ход игры.
Солнышко, солнышко,
Дети идут по кругу,
взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Бегут по кругу.
Прилетели сто грачей,
«Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
Н. Нищева
Конспект наблюдения на прогулке в старшей группе
Тема: наблюдение за насекомым (шмелем)
Цель: расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.
Задачи:
- Развивать у детей наблюдательность и любознательность.
- Формировать представления об окружающем мире, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
- Активизировать самостоятельную деятельность детей;
- Обеспечивать двигательную активность детей в процессе игр и индивидуальной работы.
Ход наблюдения.
Вводная часть.
Отправляясь в свой полёт,
Он гудит, как самолёт!
Пролетая над полями,
Над душистыми цветами,
Собирает с них пыльцу
И несёт её к крыльцу.
Быстро в норку заползает
И на время затихает...
Кто же этот странный зверь?
Это наш мохнатый...
Основная часть.
Понаблюдать, как красиво, жужжа, порхает над
цветами шмель.
Предложить рассмотреть внешний вид шмеля, части
тела, узнать, чем он питается, какую пользу приносит растениям.
Сказать детям, что шмель, перелетая с цветка на цветок, переносит цветочную пыльцу.
Загадать детям загадку:
На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий ...
Цель: Расширять знания детей о внешнем виде шмеля и его значении.
Вопросы к детям: - Кто мне опишет внешний вид шмеля?
- Какую пользу шмель приносит растениям?
- Что делает шмель, перелетая с цветка на цветок?
Наблюдение провожу по подгруппам.
Провожу после наблюдения беседу о пользе насекомых в природе.
2. Труд в природе.
Предложить детям собрать мусор (палки, ветки, бумажки) на участке.
Методы и приемы: показ, объяснение, напоминание, оценка.
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Привлекать детей к уборке детского сада и заботе об окружающей природе.
3. Индивидуальная работа с детьми: «Классики»
Цель: Упражнять детей в прыжках в длину.
Продолжать учить детей ориентироваться среди цифр.
Методы и приемы: показ, индивидуальная помощь, положительная оценка.
Заключительная часть.
4. Игры с детьми.
Дидактические игры» «Звуковое лото», «Сложи слово».
Цель: Накапливать словарь детей. Развивать речь.
Подвижные игры: «Салочки», «Прятки», «Догонялки», «День-ночь»,
«Бездомный заяц», «Мышеловка».
Цель: Совершенствовать бег детей. Развивать внимание, скорость, ловкость.
Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе
Тема: наблюдение за кленом.
Цель: расширять знания детей об особенностях клёна в осеннее время; формировать способность выражать мнение о наблюдаемом в своей речи.
Задачи:
Продолжать формировать представления детей о характерных признаках природы осенью в ходе беседы с воспитателем, отгадывания загадок.
Продолжать закреплять знания детей о деревьях и кустарниках, растущих на территории детского сада, учить различать их по характерным признакам.
Продолжать учить детей давать развернутые, аргументированные ответы.
Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) в процессе беседы, отгадывания загадок, чтения стихов на протяжении всего занятия.
Развивать пантомимические движения, умения понятно передавать действие без слов при проведении игры «Листопад»
Способствовать развитию музыкального восприятия при прослушивании музыкальных заставок на тему: «Звуки природы: ветер, дождь, шорох листьев".
Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всего занятия.
Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что- то новое.
Воспитывать гуманное, бережное отношение к растительному миру.
Приобщать детей к труду.
Словарная работа: листопад
Раздаточный материал: ведёрки, грабельки, шишки для индивидуальной работы.
Предварительная работа: Беседы на темы: «Времена года», «Деревья и кустарники осенью». Рассматривание серии картинок «Времена года», «Деревья», «Кустарники», «Плоды».
Индивидуальная работа: "Попади в дерево" (метание шишек)
Ход наблюдения.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на осеннюю прогулку. Прежде, чем мы начнем свой путь, отгадайте загадки:
Пришла без красок и без кисти.
И перекрасила все листья.
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я (осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (осень)
Воспитатель: Правильно, в загадках говорится об осени.
Воспитатель: А какие виды осени вы знаете? (ответы детей)
Основная часть.
-Ребята, давайте рассмотрим клён.
(Дети смотрят)
-Послушайте стихотворение про клён.
Весь в морщинах ствол у клёна
Всё же сильным кажется:
Может был он чемпионом
По поднятью тяжестей.
-Понравилось ли вам стихотворение? Что вы представили?
-Какого цвета кора?
-Потрогайте кору, погладьте её.
-Какая она? Сравните её с корой другого дерева.
-Возьмём в руки по листочку. На что похож листок? Какой он на ощупь?
-Почему осенью листья опадают?
Заключительная часть.
Подвижная игра "Раз, два, три к дереву беги"
Цель: закрепить знания детей о птицах
Задачи:
Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
Воспитывать чувство любви к родной природе.
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивать интерес к жизни птиц;
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
Развивать речь детей, обогащать их словарь;
Учить понимать образный смысл загадок.
Развитие словаря:
1. Продолжать развивать связную речь детей;
2. Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
3. Активизировать словарь: "гнездо", "скворечник", "грач", "чирикают", "ласточка".
Демонстрационный материал: "Птицы", Гнездо, скворечник, Звуковая фонограмма "Явления природы".
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
2. Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов "Год в лесу", Л. Н. Толстой "О животных и птицах"; Борис Павлов "Кто поет в зимнем лесу"; Виталий Бианки "Птичьи разговоры"; Геннадий Снегирев "Про птиц и зверей".
3. Прослушивание аудиокассет "Наедине с природой", "Звуки окружающего мира", "Природа, птицы и животные".
4. Рассматривание книжных иллюстраций.
5. Загадывание загадок.
6. Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Птички в гнездышках".
Ход НОД.
Вводная часть. Уточнение времени года, перечисление признаков весны.
Воспитатель: "Как приятно проснуться, встать
синее небо в окно увидать
и снова узнать, что повсюду весна,
что солнце и утро прекраснее сна. "
Весной все оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной это то, что именно весной к нам из теплых стран прилетают птицы.
Основная часть.
Сюрпризный момент: Прилетела птичка. Рассмотреть общее строение.
Воспитатель: Ребята, давайте порадуем птичку споем ей песенку:
"Маленькая птичка прилетела к нам
маленькой птичке зернышек я дам
маленькая птичка зернышки клюет
маленькая птичка песенки поет
чив, чив, чив песенки поет. "
Птичка говорит:"Я летела в гости к малышам, да случайно услышала, как вы здесь о весне и о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки наблюдательные. Всё вокруг видят, всё подмечают, что весной на улице происходит.
А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим.
Закройте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.
Звучит музыкальная запись "Звуки и голоса природы": шум дождя, шелест листвы, капель, голоса птиц.
После прослушивания дети рассказывают какие весенние звуки они слышали.
Воспитатель: Вы слышали голоса птиц, а теперь отгадайте загадки про птиц.
1. Вот вещунья-белобока а зовут ее (сорока) Каждая загадка сопровождается показом картинки с изображением птицы.
2. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей. Кто же это? (воробей)
3. Кто присел на толстый сук и стучит тук-тук, тук-тук. (дятел).
4. На шесте дворец, во дворце певец. А зовут его (скворец).
5. Прилетает к нам с теплом путь проделав длинный лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).
6. Черный, проворный кричит крак червякам враг (грач)
7. Кто на елке, на суку счет ведет ку-ку, ку-ку (кукушка)
Физкультминутка "Птица и птенцы".
Воспитатель: Ребята, а где живут птицы, давайте вспомним
А вот посмотрите на этот птичий домик, как он называется (гнездо). Давайте посмотрим из чего птицы его строят.
Значит гнездо строят сами птицы. А вот скворечник, кто в нем живет?
А кто же его построил? Правильно, человек.
Дидактическая игра "Закончи предложение"
1. Погода весной (какая)
2. Ручьи весной (что делают)
3. После зимы наступает (что)
4. Птицы вьют (что)
5. Солнце весной (какое)
6. Сосульки весной (что делают)
7. Листочки на деревьях (что делают)
8. Весной травка вырастает (какая)
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось?
А о чем мы с вами говорили на занятии? (ответы детей)
Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей (птичкой) поблагодарим ее и скажем До свидания.
Ой, посмотрите, птичка оставила нам волшебную шкатулку, там наверное сюрприз для вас (смотрят и находят конфеты).
Конспект НОД по экологическому развитию детей средней группы
Тема: «Наш дом — Земля»
Цель: формирование обобщенных представлений детей о планете Земля и ее обитателях.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширить и уточнить представления детей о многообразии природы, формировать понимание роли человека в ее сохранении.
2. Развивающие:
- развивать речь детей, наблюдательность, любознательность. Умение слышать вопрос и отвечать на него краткими и полными предложениями;
- способствовать обогащению и активизации словаря.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Словарная работа: экологический светофор, планета
Демонстрационный материал: аудиозапись песни «Трава у дома», «Голоса птиц», макеты экологического светофора, полянки с насекомыми, деревьев с птицами, картинки на экологическую тематику, природоохранительные знаки.
Раздаточный материал: Ящички с землей для посева семян, лейки с водой, фартуки, совочки, семена садовых цветов.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, заучивание стихотворений, чтение отрывков из книги «Жалобная книга природы».
Ход НОД.
Вводная часть.
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Звучит тихая музыка «Земля в иллюминаторе»
Дети послушайте, пожалуйста, песню.
Как вы думаете, кто поет эту песню? (Космонавты).
Кто знает, что такое иллюминатор? (Окошко в ракете).
И что же видят космонавты, когда летят в ракете? (Нашу планету).
Как называется наша планета? (Земля).
Правильно, дети, наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с вами живем.
Основная часть. А кто же еще живет на нашей Земле кроме людей? (Животные, птицы, рыбы, насекомые, растения).
А для чего они нам нужны?
Что было бы, если на Земле ничего этого не было?
Что нужно делать для того, чтобы все живое на Земле сохранялось, не погибло? (Беречь, охранять, т. е. соблюдать правила в природе). А вы знаете эти правила?
Я предлагаю вам отправиться в лес, и там проверим ваши знания. Согласны? Пойдем пешком, т. к. лес наш недалеко: По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем….
Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся с лесом.
Физминутка «Здравствуй, лес!»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (руки развести в стороны)
Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою? (покачивают над головой поднятыми руками).
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица? (повороты вправо-влево, всматриваясь вдаль).
Все открой – не утаи! (руки развести в стороны).
Ты же видишь (прижать ладони к груди)
Мы – свои! (широко развести руки в стороны).
Садитесь поудобнее на полянки, давайте послушаем тишину. (Запись голоса птиц).
Что это за звуки? Как вы думаете, чем сейчас заняты птицы? (Делают гнезда).
И как должны вести себя в лесу и дети, и взрослые? (Не шуметь, не кричать; не трогать птичьи гнезда).
Правильно! Дети, а вы обратили внимание на экологический светофор? Он пришел сюда раньше вас, чтобы тоже посмотреть и послушать, как вы будете отвечать. Каким глазом он сейчас посмотрел на вас? (Конечно зеленым).
Ой, ребята, что это за листочек? Написано: Жалобная книга природы.
Давайте посмотрим, кто ее прислал.
1. Почему плачет белочка?
2. Почему на глазах у ромашки слезы?
Я захватила с собой правила поведения на природе. Выберите нужное правило и поместите его на картинку.
3. Вы узнали этих птиц? Почему так плохо скворцам?
4. Отчего грустит мухомор?
А сейчас давайте подойдем к следующей полянке.
Кого вы видите здесь?
Как надо обращаться с насекомыми?
Какое правило здесь поставим?
Хорошо в лесу! Устали сидеть? Превращаю вас в кузнечиков. Волшебная палочка мне поможет. 1,2,3 – детей в кузнечиков преврати!
Динамическая пауза игра «Кузнечики».
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок! Прыг – скок!
Сели, травушку покушаем.
Тишину послушаем, тишину послушаем.
Тише, тише! Высоко
Прыгай на ногах легко!
А сейчас давайте поиграем в игру «Да – нет». Посмотрим, кто из вас хорошо умеет слушать и думать.
Словесная игра «Да – нет».
Если воспитатель в своих действиях поступает хорошо, дети говорят «Да», а если плохо, тогда «Нет»).
- Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)
- Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет)
- Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да)
- Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да)
- Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет)
- Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет)
- Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да)
- Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да).
Молодцы! А светофор, какой довольный; как он весело смотрит на вас. Наши дети выучили стихотворение, которое так и называется «Лесные правила». Давайте послушаем их.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки –
Убегут с лесной опушки.
Бабочки в лесу пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ветки дерева не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять:
В лес приходят отдыхать!
Нам пора возвращаться в детский сад.
Заключительная часть.
Куда мы сегодня с вами ходили?
Что больше всего запомнилось, понравилось?
Придете домой, и расскажите родителям о том, как надо охранять и беречь все живое вокруг нас.
Чтобы на нашей Земле стало еще красивее, мы с вами сегодня посеем семена цветов, которые потом высадим на клумбы. Одевайте фартучки. Что нам понадобится?
Земля у нас уже готова, а в этом пакетике что? (Семена).
Правильно. Вначале мы с вами хорошо польем землю, семена я высыплю на тарелочку, чтобы удобнее было их брать. Раскладывать на поверхности будем равномерно, присыплем сверху землей. Теперь слегка прижмем земельку, накроем целлофаном, чтобы семена быстрее взошли.
Молодцы! Вы все сегодня хорошо потрудились.
Конспект НОД по экологическому развитию в старшей группе
Тема: Свойства воды
Цель: формировать представления детей о свойствах воды.
Задачи:
создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
развивать тактильные восприятия;
стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми;
развивать эмпатию, желание помочь другим;
воспитывать аккуратность в работе.
Демонстрационный материал: замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой
Раздаточный материал: тряпочки для каждого ребенка, тарелочки.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.
Ход НОД.
Вводная часть. Воспитатель обращается к детям:
- Помогите разобраться, о чем идет речь в этом стихотворении:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода –
Неподвижна и тверда.
- Что же случилось с водой?
Ответы детей:
- она превратилась в лед;
- наверное, это было зимой, и она замерзла;
- вода превратилась в лед от мороза.
Основная часть
Воспитатель: Вот и я несла вам в садик бусы, уронила их в воду, а Дед Мороз заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать? После того, как дети предложат достать бусинки, воспитатель спрашивает:
- «А как можно достать бусинки?»
Дети выдвигают предположения.
Только после того, как будут высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции «хорошо - плохо»
можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, и бусинки освободятся; плохо – руки замерзнут);
можно отогреть в варежках (хорошо – лед тоже растает, и бусинки освободятся; плохо – варежки намокнут);
можно положить на батарею (долго ждать придется);
есть специальное сверло, которым бурят лед рыбаки, можно взять его;
можно отковырнуть ножом, только попросить взрослых, а то поранишься;
можно положить в теплую воду, там лед растает;
можно оставить просто в группе – у нас тепло.
Практическая часть.
Воспитатель вместе с детьми готовит все необходимое для проведения опыта, проверяет предположения:
поставить на батарею;
погреть в руках;
положить в теплую воду и др.
Выводы:
быстрее всего бусинки освободила теплая вода;
я своим теплом погрела, и бусинки оттаяли – только руки замерзли;
на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
Дети вытирают воду со столов.
Заключительная часть.
Фокус «Волшебное превращение бусинок»: воспитатель предлагает детям сложить бусинки на блюдце, накрывает салфеткой, капает «волшебной» пипеткой, поднимает салфетку, на блюдце вместо бусинок лежат конфеты. Воспитатель угощает детей конфетами.
Конспект НОД по экологическому развитию в подготовительной группе
Тема: Дикие животные леса
Цель: расширять и закреплять представления об особенностях внешнего вида диких животных.
Задачи:
Образовательная: закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Закрепить понятие «дикие животные», уметь различать их жилища.
Развивающая: развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Словарная работа: лось, медведь, кабан, рысь, олень, белка, хвойный лес, смешанный лес, лиственный лес.
Демонстрационный материал: иллюстрации лиственного, хвойного и смешанного леса, иллюстрация горящего леса, загрязненного и чистого леса, музыка леса.
Раздаточный материал: Листы с заданиями на каждого ребенка, карандаши, мяч. Карточки с загадками про животных, картинки или фотографии диких животных (заяц, белка, лось, олень, еж, медведь, кабан, волк, лиса, рысь). Картинки: морковь, капуста, кора дерева, ветки, яблоки, сено, мед, ягоды (малина, земляника, черника и др.), рыба, желуди, овца, теленок, заяц, куры, гуси, утки. Две таблички с рисунками мяса и травы. Листы с заданиями на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных. Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про диких животных.
Ход НОД
Вводная часть. Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в очередное экологическое путешествие? Давайте пригласим с собой наших гостей, но прежде нам нужно вспомнить, что мы изучаем на занятиях по экологии…
Дети: мы изучаем мир живой и неживой природы. Живая природа: человек, растения, животные, птицы, насекомые, рыбы. Не живая: солнце, луна, камни, песок, вода.
Основная часть:
Воспитатель: место в которое мы отправляемся, вы узнаете, когда отгадаете загадку: город этот не пустой, он дремучий и густой. (Лес.)
А что такое лес?
Дети: Это дом для животных и растений, там много деревьев.
Воспитатель: правильно, лес – это часть поверхности земного шара, покрытая древесными растениями. Какие деревья вы видите?
Дети: береза, рябина… лиственные.
Воспитатель: а как называется лес в котором растут лиственные деревья?
Дети: лиственный.
Воспитатель: правильно, а как называются эти деревья? (Показ картинки хвойного леса.) … Такой лес?
Дети: сосна, ель…Хвойный лес.
(Показ иллюстрации смешанного леса.)
Воспитатель: ребята, а как называется лес, если там растут и лиственные и хвойные деревья?
Дети: смешанный лес.
Воспитатель: Итак, лес бывает разный.
(Звучит музыка леса.)
Воспитатель: почему людям нравится быть в лесу?
Дети: потому, что там красиво, чистый воздух, птицы поют…
Воспитатель: да, ребята, лес – чудесное место, это необыкновенный мир тайн и загадок…. Кстати, о загадках… я вспомнила еще несколько загадок…
Интересно, сможете ли вы их отгадать?
По мере отгадывания загадок, на доску выставляются картинки животных.
Хвост пушистою дугой
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка.)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)
Хозяин лесной, просыпается весной
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц.)
На овчарку он похож
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной. (Еж.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по, лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось.)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь,
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.) (Олень.)
Висит - висит висюкан,
Под ним стоит хрюхрюкан,
Висюкан упадет, хрюхрюкан подберет. (Кабан.)
В одежде богатой
Да сам слеповатый
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот.)
Шерсть как шелк у киски,
А на ушках кисти.
Только вряд ли скажешь «брысь»
Посерьезней киски … (Рысь.)
Вы правильно все отгадали. А скажите мне про каких животных мы с вами отгадывали загадки?
Дети: про диких животных.
Воспитатель: а почему их называют дикими?
Дети: потому что они живут в лесу.
Воспитатель: У каждого есть свой дом, как и у людей. И мы сейчас с вами поиграем в игру «Кто где живет?».
Дети садятся за столы и выполняют задание: «Соедините линией животное и его жилище, раскрасьте силуэты животных».
Воспитатель: отлично, вы и с этим заданием справились… Ребята, а какое у нас сейчас время года?
Дети: весна.
Воспитатель: а что весной делают звери?
Дети: выводят потомство.
Воспитатель: правильно и мы с вами поиграем в игру «Животные и их детеныши».
Проводится дидактическая игра «Животные и их детеныши» с мячом. (Дети выбирают ведущего, который называет зверя, бросает мяч любому ребенку, ребенок ловит мяч, бросая его ведущему отвечает как называют его детенышей.)
Воспитатель: а чтобы поиграть в следующую игру нам нужно разделиться на две команды: травоядные и хищники. Мы с вами поиграем в игру «Кто чем питается?».
Проводится дидактическая игра «Кто чем питается?» (Дети берут с доски картинки животных и кладут на свой стол, а затем выбирают картинку, на которой нарисована пища для животного. (Картинки на которых нарисована пища для травоядных и хищников лежат вперемежку на третьем столе.) Проверяется правильность выполнения задания.
Воспитатель: ребята, а пока мы с вами играем, в нашем лесу случилась беда! Посмотрите!
Дети: горит костер, деревья горят!
Воспитатель: а что же случилось?
Дети: люди не потушили костер и лес загорелся.
Воспитатель: что теперь будет с этими растениями?
Дети: они сгорят и погибнут.
Воспитатель: а что будет с животными?
Дети: они уходят, боятся пожара!
Воспитатель: да, животным приходится уходить из своего дома чтобы уцелеть и не погибнуть в пожаре. Те, которые успевают уйти – спасаются, остальные – погибают. Пожар уничтожает гнезда, жилища и корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от, казалось бы, простого костра?! А для человека лесной пожар страшен?
Дети: да, в сгоревшем лесу нет ни животных, ни растений.
Воспитатель: для людей опасен и дым лесных пожаров. Из-за его воздействия происходит обострение многих болезней.
Показ иллюстраций загрязненного леса.
Воспитатель: что вы видите?
Дети: люди оставили после себя мусор в лесу и не убрали за собой.
Воспитатель: посмотрите ребята и скажите, какой лес вам нравится больше? Чистый или загрязненный?
Дети: чистый.
Воспитатель: а почему?
Дети: в грязном лесу неприятно находиться.
Воспитатель: скажите, а почему еще в лесу нельзя мусорить?
Дети: потому что лес – это дом для растений и животных, будем мусорить, растения погибнут, животные поранятся острыми банками, стеклом.
Воспитатель: а что еще нельзя делать в лесу чтобы не навредить его обитателям?
Дети: ломать ветки, обижать животных, насекомых, кричать, пугать…
Воспитатель: ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы все узнали как нужно себя вести в лесу?
Дети: рассказать всем.
Воспитатель: правильно.
Заключительная часть. Чем занимались на занятии? Что нового узнали? Какие правила запомнили?
Проект по экологии в средней группе
Тема: Волшебница вода.
Тип проекта: исследовательско - творческий.
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Возраст детей: 4-5 лет.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: 01.08.2016 г. по 31.04.2017 г.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель:
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, то есть воспитание эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.
Задачи:
1. Систематизировать и расширять представления детей о воде и о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного для природы и для самого ребенка поведения.
4. Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.
5. Воспитывать экологически грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.
5. Формировать бережное отношение к своему здоровью.
Предполагаемый результат:
1. Расширение знаний детей о свойствах воды и её роли для окружающего мира.
2. Развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса детей.
3. Осознание необходимости бережного отношения к воде, как природному ресурсу, имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
4. Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
5. Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.
Итог проекта:
1. Презентация проекта «Волшебница - вода»
2 .Создание экспериментального уголка в группе.
Актуальность.
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня–образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого– ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – исследование воды.
Этапы реализации:
I этап- мотивационный (август 2016 г.)
Задачи:
Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.
• Анкетирование родителей «»
• Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми в свободное время.
II этап- проектно- организованный (сентябрь-октябрь 2016 г.)
Задачи:
Разработать проект «Волшебница вода»
• Разработка этапов проекта.
• Разработка перспективного плана работы с детьми.
• Разработка перспективного плана работы с родителями.
• Разработка комплекса занятий с детьми.
• Создание условий, необходимых для реализации проекта.
III этап - практический (ноябрь 2016 г. - март 2017 г.)
Задачи:
1. Проведение организованной работы с детьми в соответствии с планом
• Беседы.
• Наблюдения.
• Дидактические и подвижные игры.
• Игры эксперименты.
• НОД.
2. Работа с родителями.
• Консультация для родителей: «Экспериментируем дома»
• Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.
• Экологическое развлечение «Приключение Капельки»
• Анкетирование.
• Показ презентации «Волшебница - вода»
• Мастер класс «Экспериментируем разными материалами»
IV этап- заключительный (апрель 2017 г.)
Экологическое развлечение «Приключение Капельки»
Перспективный план работы с детьми
Месяц Формы работы
Ноябрь Обсуждение «Где живут капли воды в детском саду».
Куда делась вода?
НОД «Что мы знаем о воде?»
Рассматривание капелек воды через лупу.
Опыт «Что утонуло»
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Опыт «Опыт по определению вкуса воды.»
Музыка: Слушанье: шум прибоя, шуршание ручья, шум дождя.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Декабрь Беседа «Зачем человеку нужна вода?»
Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Жила-была Река»
Подвижная игра «Ручеек»
Дидактические игра: «Ходит, плавает, летает»
Коллективная работа «Аквариум»
Игра-эксперимент «Тонет- не тонет»
Пальчиковая гимнастика «Водичка»
Январь Игра - эксперимент «Шарики в воде»
Чтение художественной литературы: Х. Андерсен «Снежная королева»
Художественное творчество: «Обитатели моря»
Музыка: слушание Шаинский. «Снежинки спускаются с неба».
Подвижная игра «Море волнуется раз»
Февраль Р. н. сказка «Снегурочка»
Рассматривание снежинок.
Рисование «Снеговик»
Опыт: «Очистка грязной воды»
Подвижная игра: «Караси и щука»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Изготовление альбома «Для чего нужна вода»
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Март Викторина «Почему нужно беречь воду?»
Художественное творчество: «Морское дно»
(пластилинография)
ЧХЛ Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели»
Опыт: «Очистка грязной воды»
Дидактическая игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Подвижная игра «Рыбка»
Изготовление панно «Кому нужна вода»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.