Экологическое занятие «Друзья природы»
Цель: Формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
1. Познакомить с правилами поведения на природе;
2. Развитие коммуникативных качеств учащихся, умения работать в паре,
высказывать свое мнение, аргументировать его.
3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей на занятие.
Звучит мелодия «В мире животных». В это время выходит ученик и на фоне приглушенной музыке читает стихотворение.
Ученик:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…? (Природа)
2.Основная часть
Воспитатель
- Ребята, предлагаю вам совершить интересное путешествие. Для этого отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
Звучат звуки леса.
Лес – наш друг. Значение леса
- Лес…как много вобрали в себя эти три буквы.
Леса – настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому.
Лес - это жилище многих животных, в том числе и занесенных в Красную книгу.
Лес задерживает влагу, не дает ей испаряться очень быстро.
Лес является хорошим "укрытием" от ветров.
Леса очищают воздух от пыли и вредных веществ.
Игра: «Узнай следы животных»
Старичок – Лесовичок.
- Здравствуйте, ребята. У меня в лесу много тайн и чудес, много друзей среди птиц и зверей. Отгадайте первую тайну, кто поможет нам сегодня фантазировать, разгадывать лесные тайны и научат, как правильно вести себя в природе.
У детей на партах находятся листочки с изображением животных и их следов.
Задание: подумайте и ответьте, кому из животных принадлежат эти следы, соединив стрелками .
- Лисенок очень любит свой лес. Он раскроет нам вторую тайну и расскажут нам о том, какие бывают леса.
«Какие бывают леса»
Кусты и деревья, листочки на ветках.
Лиственный лес это, помните, детки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки.
Смешанным лес тот зовется, друзья,
Тут все деревья от А и до Я. (А. Кочергина)
Игра: «Что это за листья?»
Воспитатель
- Старичок – Лесовичок знает названия каждого дерева, кустика, цветка в своем лесу, но случилась беда. Листья перепутались. Помогите восстановить порядок в лесу.
Старичок – Лесовичок загадывает загадки.
Дети отгадывают загадки, находят у себя на столах веточки с листьями или плоды этого дерева и поднимают их вверх (работа в паре). Дети рассказывают, в каком лесу растут эти деревья.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена. (Береза.)
Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель.)
Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал. Год прошел - и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь.)
Не береза, не сосна —
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Учитель.
- Порядок в лесу восстановлен.
Физминутка.
Мы с вами входим в лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрите вправо, влево.
Руки подняли и покачали – это деревья в нашем лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся.
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели, заниматься тихо сели.
Воспитатель
Однажды один художник решил нарисовать лес. Вскоре на листе бумаги появились очень красивые деревья. Наш художник остался доволен и лёг спать. Проснувшись утром, он увидел, что все деревья в лесу засохли. А рядом с картиной стоял Старичок Лесовичок. Он сказал: «Лес – это не только деревья».
- Ребята, давайте оживим наш лес. Чего не хватает на нашей картинке? (Дети отгадывают загадки. Отгадки появляются на картинке)
Ну а кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (СОЛНЦЕ)
Нет ног, а идут,
Глаз нет, а плачут. (ТУЧКИ)
Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился, шапочкой накрылся. (ГРИБ)
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают
Мёдом угощают. (ЦВЕТЫ)
В ярком платье модница –
Полетать охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – ожидает. (БАБОЧКА)
В дупле живет
Да орешки грызет. (БЕЛКА)
(Оценка ответов)
- Значит, лес – это не только деревья, но и солнце, цветы, бабочки и многие другие живые организмы.
«Правила поведения в лесу»
Работа в парах.
У каждой пары детей на партах по 5 знаков-символов. Обсудите и по очереди назовите правила поведения в лесу, согласно знакам:
1. Не рви цветы.
2. Не разоряй муравейники.
3. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
4. Нельзя брать яйца из гнезд.
5. Не разводи костер в лесу.
6. Не сбивай грибы, даже не съедобные.
7. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
8. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
9. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Что бы вы ещё хотели добавить к этим правилам? (обсуждение правил, ответы детей)
4. Итог
- Что узнали нового? Какие правила запомнили?
- Кто является хозяином Земли? (Человек.)
- Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.