Экологическое воспитание на уроках физики
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности.
Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений мотивов и поступков.
1. Разрушение озонового экрана планеты, защищающего нас от гибельных ультрафиолетовых лучей.
2. Выпадение кислотных дождей, связанных с выбросами в атмосферу SO2 и NO4, а также поступление в почву тяжелых металлов. Возникает отравленный поверхностный слой.
3. Потепление климата, который может приблизиться к тому, что существовал в третичный период.
Экологи выделяют три крупнейшие проблемы современности.
Тема урока | Экологический аспект |
Диффузия | Проникновение вредных веществ в почву. Распространение вредных газов. |
Способы уменьшения и увеличения давления | Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и тракторов. |
Сообщающиеся сосуды | При объяснении работы шлюзов рассказать о вредном воздействии плотин. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода. (загрязняется, цветёт) |
Воздушная оболочка земли | Чистота атмосферы, вредные выбросы. |
Плавание судов | Нефтеперевозки . Чистота воды |
7 класс
Примеры теплопередачи в природе и технике | Тепловое загрязнение |
Энергия топлива | Выбросы в атмосферу. Парниковый эффект. |
испарение | Испарение аммиака, формальде-гидов, бензина |
ДВС | Различные выбросы в атмосферу шум, вибрация, разрушение почвы. |
Паровая турбина | Выбросы, вибрация |
Электризация веществ | Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое электричество. |
Источники электрического тока | Выделение вредных газов из аккумуляторов. |
Действия эл. тока | Вредные действия тока на живой организм. |
Магнитное поле | Вредное действие магнитного поля. |
Электрический двигатель | Вибрация, шум, магнитное поле |
Источники света | Вредное действие мощного или высокочастотного света на глаза |
Глаз | Вредное действие на глаза химических веществ, ультрафиолетового излучения |
8 класс
Резонанс | Вредность вибрации |
Источники звука, звуковые колебания | Вредоносные воздействия шума |
Ультразвук и инфразвук | Действие инфразвука на человеческий организм |
Электромагнитное поле | Вредное действие электромагнитных полей на организм. |
Радиоактивность | Вредность радиоактивности. |
Ядерный реактор. Атомная энергетика | Радиоактивные выбросы |
9 класс
Для ознакомления учащихся с конкретными экологическими сведениями можно изготовить следующие таблицы. Экологические таблицы и дополнительные материалы к ним можно использовать фрагментарно при изучении той или иной темы курса физики, а также на специально организованных занятиях, посвященных вопросам экологии или при повторении учебного материала.
Экологические таблицы по физике.
Антропогенное воздействие | Результат | следствия |
Сжигание угля и нефти | Накопление в атмосфере СО, парниковый эффект. | Потепление климата, повышение влажности (в районах выше 45° широты), усиление процесса опустынивания земли (ниже 45° широты). |
Выброс в атмосферу фреонов | Фреоны, попавшие в атмосферу, под действием УФ-излучения Солнца разлагаются, при этом освобождается хлор, служащий катализатором разложения озона. | Разрушение озонового слоя в атмосфере Земли. |
атомной Ядерные взрывы. Производство энергии | Реактивные загрязнения, изменение электропроводности воздуха вследствие его ионизации | Изменение электрического заряда Земли, изменение её магнитного поля; возникновение гроз без молний (снижают концентрацию озона в атмосфере). |
Вырубка лесов | Уменьшение концентрации кислорода в атмосфере. | “Кислородный голод”. |
Мелиорация почвы | Засоление почвы | Снижение урожайности |
Антропогенное воздействие на окружающую среду
“Мой дом – моя крепость”, – гласит популярная английская пословица. В своем доме каждый человек должен быть уверенным в том, что ничто не угрожает его здоровью. Однако, для этого надо знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать. Краткие сведения об этом приведены в таблице 2.
Фактор опасности | Опасное действие | Как оно возникает | Как уменьшить это действие |
Радон | Повышенная радиация | Радон просачивается в помещение вместе с воздухом из грунта. | Герметизация полов, вентиляция подпола и проветривание комнат. |
Радиоактивность стройматериалов | Стройматериалы (особенно вулканического происхождения – гранит пемза, туф) содержат радиоактивные породы. | Не допускать использования радиоактивных стройматериалов, контролировать уровень радиации в помещениях. | |
Бытовой уголь (для отопления и приготовления пищи.) | Радиация золы и дыма | Уголь содержит радиоактивные примеси | Контролировать Радиоактивность угля. |
Электромагнитные волны | Ухудшение здоровья человека. | Их излучают линии электропередач, электропроводка, радио– и телеаппаратура | Не строить дома ближе сотен метров от ЛЭП, ограничивать время работы радио– и теле– устроиств , стараться на быть в непосредственности близости от них.. |
Питьевая вода | Попадание в организм примесей твердых частиц, растворенных вредных веществ. | Загрязнение источников кислотными дождями, промышленными стоками. | Использовать фильтры для очистки воды |
Акустический фон | Ухудшение здоровья в случае превышения шумового фона на 20–30 дБ и наличия в нем инфа– и ультразвуков | Вследствие работы транспортных магистралей промышленных предприятий. Громкого звучания музыки и т.п. | Установка третьего стекла в окнах или шумоизолирующих стеклопакетов. |
Физика и экология жилища.
Фактор разрушения почвы | Как он возникает | Его опасное действие. | Как уменьшить влияние этого фактора. |
Механическая обработка | В результате давления транспортных и тяговых средств | Ухудшение качества почвы, вынос песчаных и глинистых слоев на поверхность, уплотнение почвы, истирание в пыль её верхнего слоя. | Применять минитракторы и тракторы средней мощности, безотвальную машину. |
Загрязнение отходами производства | Вследствие выброса без должной очистки отработанных вод, растворов, шлаков и т.д. | Появление в почве из-за химических реакций сильных ядов–диоксидов. | Устанавливать очистные сооружения, не сжигать мусор на пашне. Не обрывать землю вблизи вредных производств, автомагистралей, железнодорожных путей. |
Химизация | Из-за применения удобрений и ядохимикатов. | Из-за применения удобрений и ядохимикатов.. | Использование органические удобрения, накоплять гумус в почве. |
Водная мелиорация | При постоянном поливе | Подъем грунтовых вод и засоление почв | Применять мелиорацию грамотно (на научной основе). |
Физика и экология почвы
Бытовые приборы | Факторы опасности | Как его уменьшить |
Электробритва | Электромагнитное поле большой интенсивности. | Уменьшить время её работы, а лучше пользоваться механической бритвой |
Микроволновая печь | Электромагнитное поле, рентгеновское излучение | Не подходить близко к включенной печи |
Электронная трубка компьютера или телевизора | Ограничить время работы, учитывать, что излучение максимально по бокам и сзади приборов. | |
Радиотелефон | Узкополосное электромагнитное излучение | Меньше разговаривать по нему |
Электрическое одеяло | Электромагнитное поле | Использовать только для нагревания постели. Но не спать под ним |
Звукотехника | Низкочастотные звуки | Избегать громкого звучания аппаратуры |
Физика и экология быта
Министерство образования Российской Федерации
Барнаульский государственный педагогический университет
Стаценко А.В.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ.
Вступление.......................................................................4
Краткие экологические сообщения ...............................5
Доклады по экологии на различные темы физики.....28
Демонстрационный эксперимент
с экологическим содержанием ....................................32
Таблицы на разные темы по физике
с экологическим уклоном ............................................35
Методические рекомендации к применению
пособия .........................................................................44
Литература ....................................................................45
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.