11 класс
Экономика и государство
Цель: рассмотреть роль государства в экономике
Задачи:
Образовательные: - объяснить основные понятия: экономический субъект и налоги; - раскрыть условия, которые создаёт государство в экономике; - расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной экономике; - выяснить причины необходимого участия государства в экономике
Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к труду; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к особенностям экономики в современной России; способствовать повышению экономической культуры учащихся.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся логического, критического и творческого мышления;
Планируемые результаты обучения:
Предметные: - понять смысл понятия налоги;
- овладеть опытом решения проблем;
- овладеть опытом проектной деятельности;
Метапредметных: - умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и ко-ординация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Личностных: - Стимулировать способность иметь собственные мнения. - Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру. - Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Оборудование: Презентация « экономика и гос.», учебник, видеофрагмент «Налоги», раздаточные материал; схемы по теме
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I.Орг. момент (отметить отсутст., проверка д.з ( фронт. опрос), озв. цели, задачи и тему урока).
II. Мотивация целевой этап.
III. Изложение нового материала
Вначале урока учащиеся вспоминают, какие сферы жизни общества существуют (политическая, экономическая, социальная, духовная), отмечают взаимосвязь всех сфер и делают вывод, что государство как важнейший институт политической системы тесно взаимосвязано со всеми сферами, в том числе с экономической.
Выясним, для чего экономике необходимо государство.
Переходим к следующей странице. Появляется текст, после его прочтения учащиеся отвечают на вопросы:
1) Какую роль и функции первоначально выполняло государство?
2) К каким последствиям могут привести экономические кризисы?
Просматриваем видеосюжет «Забастовки». После его просмотра учащимся задаются вопросы:
3) Каким образом государство борется с экономическими кризисами и безработицей?
4) Какие функции стало выполнять государство в современное время?
Далее учащиеся рассматривают на экране иллюстрации: «Образование», «Энергетика», «Космическая промышленность», «Армия» и отвечают на вопрос: Почему данные институты общества и отрасли промышленности должны принадлежать государству?
Ответ: Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.
Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.
Лекционный материал
Экономические функции государства
В настоящее время практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Для осуществления этой роли оно использует разные рычаги воздействия на экономику.
Какова роль и функции государства в рыночной экономике?
Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.
Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике:
Экономическая политика строится на сочетании перспективных и текущих целей.
К перспективным целям российской экономической политики относится:
К текущим целям:
В экономической политике выделяют:
За государством в современном обществе сохраняются следующие экономические функции.
Экономические функции государства
С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идет по следующим направлениям:
В государственной экономической политике можно выделить два главных направления.
Основные направления
государственной экономической политики
Стабилизационное |
Структурное |
Направлено преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики |
Направлено преимущественно на обеспечение сбалансированного развития экономики |
Включает в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику |
Использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий |
Существуют экономические задачи, которые наилучшим образом могут быть решены именно государством.
Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свертыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.
Почему государству приходится заниматься производством общественных благ?
Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
К общественным благам относятся оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков. Эти блага одинаково доступны для всех людей, они не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим, и за пользование ими не взимается плата.
Производство общественных благ берет на себя государство, потому что оно невыгодно для частных производителей, а развитие таких сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.
Экономисты называют ситуации, выходящие за границы рыночных отношений и не регулируемые ими, нерыночными ситуациями (внешними эффектами).
Внешние эффекты – связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.
Экономическая деятельность одних может вызвать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.
Внешние эффекты
Положительные |
Отрицательные |
Возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара (например, загрязнение вод реки вредными сбросами) |
Возникают в случае появления у лиц (не участвующих в производстве) выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара (например, благоустройство территории) |
Задача государства – исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путем прямого и косвенного регулирования.
Регулирование рынка
Прямое |
Косвенное |
Предполагает использование преимущественно административных методов:
|
Предполагает использование преимущественно экономических методов:
|
Косвенному регулированию принадлежит приоритет в рыночной экономике.
IV.Подведение итогов (Рефлексия)
Тест
1.Что представляет собой экономическая политика государства?
а/ процесс реализации его экономических функций;
б/ государственная монополия на государственную деятельность;
в/производство общественных благ;
г/ компенсация побочных эффектов производства.
2.Общественные блага - это-
а/ связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц;
б/ товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах;
в/ компенсация внешних эффектов;
г/ осуществление контроля за экономикой.
3.Главные направления, существующие в государственной экономической политике-
а/внешнее и внутреннее;
б/прямое и косвенное;
в/стабилизационное и структурное;
г/ административное и дисциплинарное.
4.Позиция монетаристов заключается в том, что:
а/ нужно освободить экономику от опеки государства;
б/необходимы правительственные меры в экономике;
в/нужно увеличить норму обязательных резервов в банках;
г/ нужно уменьшить учетную ставку процента в банках.
5.Государственный бюджет имеет форму:
а/ закона;
б/рекомендации;
в/декларации;
г/конвенции.
6. Функции государства в рыночной экономике:
1) стабилизация экономики;
2) закрытие убыточных предприятий;
3) планирование производства;
4) защита прав собственности;
5) регулирование денежного обращения;
6) определение ценовой политики;
7) перераспределение доходов через налогообложение;
8) производство общественных благ.
7. Найдите в приведенном ниже списке способы воздействия на экономику, которые использует государство в условиях рыночной экономики:
1) налогообложение;
2) правовое регулирование;
3) централизованное установление цен;
4) кредитование предприятий;
5) определение объемов производства.
8.Налоги — это
1) добровольные платежи, осуществляемые гражданами для обеспечения функционирования государства
2) обязательные платежи, взимаемые с граждан и предприятий в государственные и местные бюджеты
3) плата за использование государственной собственности
4) обязательные платежи, взимаемые только местными органами власти в местные бюджеты
9.Вставьте пропуски
Прочитайте приведенный далее текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже в единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым пропуском букву, соответствующую выбранному вами слову.
(1) ……в………. направлена на достижение количественного равенства доходов и расходов государства. Рост государственных расходов и недобор налогов приводит к (2) ……д…... В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать (3) ………е, которые могли бы быть использованы фирмами, а это сдерживает (4) ……г…... Государство может решить эту проблему дополнительной (5)…б….. Но выпуск новых бумажных денег, не обеспеченных товарами, ведет к (6) …ж…. Большинство правительств в подобных условиях предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется (7) ………а………
А. государственный долг.
Б. эмиссия.
В. бюджетная политика.
Г. экономический рост.
Д. дефицит бюджета.
Е. кредиты.
Ж. инфляция.
Вопрос: Какие ф-нкции гос. выполняет в экономике?
Домашнее задание: Параграф ;выполнить самостоятельн. работ. Самостоятельно разобрать п. 5 плана « Гос. бюджет»
Индивид. задание (доклады по теме)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.