Экскурсия — как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Оценка 4.9

Экскурсия — как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Оценка 4.9
docx
08.06.2024
Экскурсия — как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
saveleva_alena_sergeevna_publikatsiya.docx

ЭКСКУРСИЯ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Савельева Алена Сергеевна

МБДОУ «Детский сад №3 комбинированного вида»

Аннотация: В статье рассматривается экскурсия, как средство патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. Наиболее эффективными методами и формами являются такие, где дети сами были бы активными участниками, где бы широко применялась наглядность. Поэтому одной из самых интересных форм и является экскурсия. Экскурсия в детском саду– это увлекательное мероприятие. Она имеет, безусловно, познавательную ценность, и получение новых впечатлений.

Ключевые слова: экскурсия, патриотическое воспитание, виртуальная экскурсия.

 

EXCURSION AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE.

Savelyeva Alena Sergeevna

MBDOU "Kindergarten No. 3 combined type"

Resume: The article examines an excursion as a means of patriotic education in preschool children. The most effective methods and forms are those where children themselves would be active participants, where visualization would be widely used. Therefore, one of the most interesting forms is the excursion. A tour of the kindergarten is a fun activity. It has, of course, cognitive value and new impressions.

Key words: excursion, patriotic education, virtual excursion.

 

Дошкольный возраст -время становления личности и именно в эти годы необходимо заложить крепкий фундамент, на котором в последующем будет строится социально и физически здоровая личность. В.А. Сухомлинский писал, что, детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

С самого рождения ребёнок знакомится с самыми важными людьми в его жизни: мамой, папой, дедушкой, бабушкой. Это и есть для него его малая родина. С каждым годом границы малой Родины расширяются, происходит накопление ими социального опыта жизни в своем дворе, на своей улице, в своем городе. Всё, что он видит вокруг изумляет его и вызывает отклик в его душе. Эти эмоции и впечатления о происходящем вокруг, играют немаловажную роль в становлении личности маленького патриота.

Процесс воспитания чувства патриотизма у детей- процесс постепенный и длительный. Воспитать маленького патриота может только патриот. Главная ответственность за этот процесс возлагается на семью. Ведь в первую очередь ребенок подражает своим родителям. Если в семье чтят семейные традиции, уважают и помнят своих предков, хранят историю своей семьи, любят свою страну, то и ребенок пойдет по стопам своей семьи.

Педагог в ДОУ при воспитании патриотизма у дошкольников, должен также быть личностью с глубокими убеждениями. Процесс воспитания патриотизма систематический, требующий из года в год, организацию работы в разных видах деятельности.

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастных особенностей детей:

  • экскурсии и целевые прогулки.;
  • рассказ воспитателя;
  • наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
  • беседы о родном городе, стране, ее истории;
  • показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
  • прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
  • использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
  • ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
  • знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
  • организация тематических выставок;
  • участие в общественных и календарных праздниках;
  • участие детей в посильном общественно-полезном труде.

 

 Рис. 1 Формы работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.

 

В младшем дошкольном возрасте проводится работа над воспитанием любви к своей семье, к детскому саду. Проводятся тематические мероприятия к праздникам День матери, День отца, 8 Марта и т.д.

Самой эффективной является та образовательная ситуация, в которой ребенок может не только услышать новое, но ещё увидеть и ощутить. Поэтому одной из самых интересных форм патриотического воспитания в среднем и старшем дошкольном возрасте является экскурсия.

Во время экскурсии ребенок сам становится активным участником образовательного процесса. Экскурсия позволяет получить дошкольникам новые знания и впечатления.

 

 

Рис. 2 Сущность экскурсии

 

В работе по этому направлению педагогу рекомендуется составить план экскурсий на учебный год, опираясь на объекты ближнего окружения, на тематическое планирование, календарь памятных дат своего региона. Необходима последовательная работа от ближнего к далекому. Рекомендуется посещение памятников и мемориалов воинской славы, краеведческого музея. Нередко краеведческие музеи предлагают циклы тематических занятий для дошкольников. Дети на таком занятии, могут превратиться в маленьких археологов, подержать фрагмент зуба мамонта, познакомится с бытом людей во времена Древней Руси; узнать, как наши прапрабабушки гладили белье, в какие дворовые игры играли дети в то время; а также погрузится в тяжелые страшные годы Второй мировой войны.

Перед экскурсией рекомендуется проводить предварительную работу, которая включает в себя технику безопасности, беседу, рассказ, рассматривание фотографий, презентаций. После экскурсии необходимо закрепить полученные знания и систематизировать их: повторить информацию, сказанную на экскурсии, оформить фотовыставку, лэпбук.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт требует поиска инновационных подходов в воспитании и образовании детей. Информационно – компьютерные технологии могут служить незаменимыми помощниками в построении образовательно – воспитательного процесса. Виртуальная среда является востребованной и привычной в жизни современных детей. К тому же в нынешних эпидемиологических условиях во всем мире, такая среда является безопасной для ребенка, ведь с помощью неё он может познавать мир, не выходя из детского сада. В этом педагогу помогут виртуальные экскурсии. Эта форма работы является более доступной, но не менее познавательной, требует минимальных финансовых и временных затрат.

Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Такая экскурсия помогает расширить границы объектов экскурсий. С помощью неё дошкольники смогут увидеть жизнь людей в холодных или, наоборот, в жарких странах, сравнить их быт, условия жизни, традиции с нашими; узнать о животном и растительном мире других географических широт; получить ответы на вопросы: «Зачем белый медведь закрывает нос?» или «Где спит рыбка?»; попасть в подводное приключение по глубинам моря; посетить не выходя из детского сада мировые музеи и выставки, увидев работы известных художников и скульпторов, и еще очень много всего интересного и необычного.

В наше время количество и глубина материала, который может быть использован педагогом, непрерывно растёт. Что позволяет создавать свои собственные экскурсии и не зависеть от внешних неблагоприятных факторов.

Таким образом, с помощью экскурсий расширяется кругозор детей, дети знакомятся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, помогает детям ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства, что, естественно, оказывает большое воздействие на детей. 

 

Список литературы.

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Издательство: Центр педагогического образования, 2014 г.

2.     Сухомлинский В. А. Родина в сердце / сост. А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов ; фотоочерк А. А. Кулешова. М. : Молодая гвардия, 1978. 175 с.

3.     Экскурсии в образовательной деятельности в ДОО. 3-7 лет. ФГОС | Степанова В. А.


 

Скачано с www.znanio.ru

ЭКСКУРСИЯ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ЭКСКУРСИЯ – КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО

Отечества, их красоты и величия

Отечества, их красоты и величия

Рис. 1 Формы работы по патриотическому воспитанию в

Рис. 1 Формы работы по патриотическому воспитанию в

Рис. 2 Сущность экскурсии

Рис. 2 Сущность экскурсии

Информационно – компьютерные технологии могут служить незаменимыми помощниками в построении образовательно – воспитательного процесса

Информационно – компьютерные технологии могут служить незаменимыми помощниками в построении образовательно – воспитательного процесса

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2024