Петергоф
Петродворец изначально возник потому, что Петр I регулярно путешествовал из строящегося Петербурга в строящийся Кронштадт - сначала по берегу, потом на корабле. Для отдыха царя на территории нынешнего Петродворца были построены "заезжие светлицы", с которых и началось строительство города.
Впервые это место упоминается в "Походном журнале" Петра Великого 13 сентября 1705 года, но только в 1714 году у него возник замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю. Надо сказать, что Петергоф можно было бы в буквальном смысле называть "Петра твореньем". До наших дней сохранились собственноручные рисунки императора, чертежи с его пометками и исправлениями, прочие документы, подтверждающие, что Петр не только занимался общей планировкой петергофского ансамбля, но и разрабатывал отдельные детали архитектурных сооружений и фонтанов.
Работы по созданию новой резиденции велись с ошеломляющей быстротой. Уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, причем к этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, а также построены дворцы "Монплезир" и "Марли". По замыслу Петра, Петергоф должен был, с одной стороны, равняться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось блистательно осуществить.
Отправляемся знакомиться с резиденцией. Добро пожаловать.
Верхний сад
Пройдя через ворота, мы сразу же попадаем в небольшой верхний сад с пятью фонтанами, расположенный на террасе с южной стороны Большого дворца, распланированный в 1724 году Леблоном, Браунштейном и Гарнихфельдом. Окончательное оформление получил в царствование Анны Иоанновны.
Парк окаймлён 4 рядами подстриженных лип, образующих уютные зелёные коридоры. Они прерываются прямоугольными боскетами – «городками» разной формы –квадратными или круговыми. В петровское время в них росли фруктовые деревья и ягодные кусты, располагались овощные грядки.
В композицию сада включены также 4 восьмигранные трельяжные беседки- малые, с конусной кровлей, и большие, завершенные куполами, а также четыре крытые аллеи – берсо. Берсо образованы рядом деревянных арок, оплетенных зеленью. Входы в Берсо украшены трельяжными купольными павильонами – люстгаузами. Это места для уединений.
Композиция Верхнего сада вторит архитектурным членениям Большого дворца. На центральной оси сада, совпадающей с центральной осью дворца, расположены три фонтана: "Межеумный", "Нептун" и "Дубовый". Два других фонтана находятся в квадратных прудах напротив боковых флигелей дворца - Гербового и Церковного.
В самом начале пути от ворот Верхнего сада расположен фонтан "Межеумный". Его бассейн представляет собой круглую чашу диаметром 30 метров, выполненную из светлого доломита. Центром композиции является дракон, окруженный четырьмя резвящимися дельфинами. Не многие знают, что эта скульптурная группа представляет собой лишь сохранившуюся и не раз реставрированную часть от общего замысла, выполненного в 1737 году Б.К. Растрелли. По проекту великого скульптора в центре композиции была установлена фигура Персея на коне с головой Медузы в руках, защищавший Андромеду от дракона, вокруг них располагались фигуры дельфинов. Скульптурная группа аллегорически символизировала победу России над шведами. Скульптурные украшения фонтана "Межеумный" менялись несколько раз за историю его существования, что нашло отражение в его названии - "межеумный" означает "неопределенный".
Следующий за "Межеумным" находится фонтан "Нептун" - один из самых больших водометов Петергофа, уступающий по скульптурному убранству лишь Большому каскаду Нижнего парка. Фонтан "Нептун" - основная доминанта в композиции Верхнего сада Петергофа. Интересно, что скульптурная группа "Нептуна" была выполнена в 1650-1660 годах для "фонтана мира" в честь окончания войны между Германией и Швецией, но из-за отсутствия финансирования фонтан так и не был построен, а скульптура пролежала на складе до конца 18 века, пока не была куплена Павлом I и отдана в Петергоф. Фигурный бассейн фонтана "Нептун" представляет собой чашу длиной 92 метра, шириной 33 метра. На трехъярусном постаменте возвышается бронзовая фигура бога морей - Нептуна. Постамент украшен маскаронами и гербами города Нюрнберга. Там же мы видим фигуры морских коней, тритонов, наяд и мальчиков, погоняющих дельфинов. Всего около 40 крупных фигур и мелких деталей, выполненных с большим мастерством. На южной стороне бассейна - мраморный каскад, украшенный бронзовой статуей Аполлона Бельведерского, что дает название каскаду - каскад Аполлона. Во время Великой Отечественной войны фонтан "Нептун" постигла та же участь, что и многие другие шедевры дворцово-паркового искусства - скульптуры были демонтированы и увезены в Германию, где они были найдены в 1947 году и возвращены в Петергоф на прежнее место.
Перед центральной частью Большого дворца расположен фонтан "Дубовый". Конфигурация и размеры этого бассейна, выложенного светлыми и темными гранитными плитами, точно совпадают с бассейном фонтана "Межеумный". Центром композиции фонтана "Дубовый" является мраморная скульптура Амура, возвышающаяся на туфовой горке, расходящейся шестью лучами. На каждом луче помещен бронзовый дельфин. Изначально в 1735 году в центре было установлено свинцовое дерево (дуб, перенесенный в последствие в Нижний парк), три тритона и шесть дельфинов, выполненные скульптором Б.К. Растрелли. Декор фонтана неоднократно менялся, но его название сохранилось неизменным до наших дней - "Дубовый".
Неподалеку от "Дубового" фонтана симметрично расположены мраморные статуи мифологических покровителей природы - Зефира, Флоры, Помоны и Вертумна. Они были выполнены в 1757 году скульптором А. Бонацца в Падуе.
Струи еще двух фонтанов бьют из петровских Квадратных прудов, которые предназначались для накопления воды, подававшейся в Большой каскад Нижнего парка. Бассейны Квадратных прудов были украшены бронзовыми дельфинами и мраморными фигурами Аполлона и Венеры Италийской.
Большой Петергофский дворец.
Пройдя через Верхний сад, мы выходим к роскошному зданию, которое объединяет Верхний сад и Нижний парк и является архитектурной доминантой всего Петергофского ансамбля перед нами большой Петергофский дворец.
Большой дворец - самое крупное и значительное архитектурное сооружение дворцово-паркового ансамбля Петродворца.
Дворец был построен в 1714-1724 годах на границе Верхнего сада и Нижнего парка, на естественном уступе высотой в 16 метров. Хорошо видный с моря, он возвышается над всеми фонтанами, каскадами и статуями центральной части петергофского комплекса. Длина дворца по фасаду составляет почти 300 метров. Средняя, трехэтажная часть здания выделяется фигурной кровлей. На самой высокой точке кровли (17 метров) установлена золоченая ваза с цветочными гирляндами и фигурами крылатых гениев. К средней части с двух сторон примыкают боковые части, тоже трехэтажные, но с шатровой, более низкой кровлей. Два самых больших трехэтажных флигеля, связанные со средней частью дворца, обращены в сторону Верхнего сада. Одноэтажные застекленные галереи замыкаются двумя двухэтажными корпусами - Гербовым и Церковным.
Причины постройки дворца: во-первых, необходимо было достойно завершить «парадные ворота» Петергофа. Во-вторых, в 1712 году Пётр обвенчался с лифляндкой Мартой Скавронской, ставшей русской императрицей Екатериной Алексеевной, а для двора императрицы нужен был дворец вместительней скромного монплезир.
Первоначальный проект Большого дворца, выполненный по рисункам самого Петра I, относится к 1714 году. В том же году началось строительство дворца, которое продолжалось до 1725 года. строительство осуществлялось И. Браунштейном, затем Ж.Б. Леблоном. Последний создал Дубовую лестницу, Кабинет Петра, увеличил окна и двери большого парадного зала на втором этаже, фронтоны были украшены рельефами (Н. Пино), балкон был удлинен на всю длину среднего ризалита.
С 1747 года дворец начали перестраивать по проекту В. Растрелли. Сохранив внешний облик здания, архитектор увеличил его центральную часть, пристроил два боковых флигеля и соединил их остекленными галереями с боковыми корпусами - Гербовым и Церковным. Внутри дворца была устроена анфилада парадных залов, украшенных в духе барокко золоченой резьбой, живописными плафонами, зеркалами и наборным паркетом. В последующие годы переделкам подвергались лишь интерьеры Большого дворца.
Во дворце и связанном с ним корпусе «под гербом» свыше 50 парадных помещений.
В 70-х годах 18 века архитектор Ю. Фельтен, работавший в Петергофе, заново оформил интерьеры трех залов дворца - Чесменского, Тронного и Белой столовой. Пышность барокко сменилась строгими лепными композициями.
Среди парадных залов, гостиных таких как танцевальный голубая приёмная и салонов Большого дворца особое место занимает кабинет Петра I, отделанный светлым дубом. На стенах и створах дверей кабинета - резные дубовые панно, исполненные по проекту Н. Пино французскими и русскими резчиками. Сюжеты панно - единая аллегорическая композиция, которая прославляет деяния Петра, военные победы России, расцвет наук и искусства.
Центром Большого дворца можно назвать парадный Портретный, или Картинный, зал, который был создан в 1716-1724 годах Ж. Леблоном и Н. Микетти. Зал занимает всю среднюю часть дворца, а из его окон можно любоваться как Морским каналом, так и Верхним садом. В середине 18 века Портретный зал был украшен богатой золоченой резьбой по рисункам Б. Растрелли. В 1768 году Ж. Вален-Деламотт практически полностью закрыл стены зала картинами художника-портретиста П. Ротари, разделив 368 картин золочеными планками.
В неповторимых интерьерах Большого дворца отразились все основные стили 18 века - барокко, рококо, классицизм.
Большой каскад
В ансамбле центральной части Нижнего парка особое место занимает Большой каскад. Он расположен на крутом склоне перед Большим дворцом и является самым грандиозным фонтанным сооружением в мире.
В XVIII в. его называли «Большой грот с каскадами». Скульптурное оформление Большого грота и каскадов отличается исключительным разнообразием и пышностью: на гроте и под аркадами, по сторонам водопадных уступов, на гранитных бортах ковша установлены бронзовые статуи, бюсты, вазы, гермы, барельефы, маскароны — всего 250 скульптур и декоративных украшений. И здесь же из 64 фонтанов взлетают к небу более 140 искрящихся пенных струй.
Изысканный силуэт дворца, причудливые узоры водяных струй, золоченые статуи, зелень деревьев и кустарников — этот замечательный синтез архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства создает поистине сказочное зрелище.
В центральной части Большого каскада находится Нижний (Большой) грот. Его наружная стена прорезана пятью высокими арками с замковыми камнями, украшенными золочеными маскаронами. Ограничивают площадку перед Нижним гротом две каскадные лестницы из семи ступеней, декорированные золочеными барельефами, кронштейнами и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами. В центре площадки - фонтан «Корзина», воды которого по трем водопадным ступеням устремляются в ковш. Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной балюстрадой перед террасой Верхнего (Малого) грота. В архитектуре фасада последнего явно подчеркнуто стилевое единство с архитектурой Большого дворца.
Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал самому Петру I. На склоне террасы он предполагал соорудить два грота и две каскадные лестницы, воды которых низвергались бы в прямоугольный водоем, соединенный каналом с морем. Строительство канала началось в 1715 году, а Нижнего грота - в мае 1716 года. Прибывший тогда в Петергоф французский архитектор Ж.-Б. Леблон предложил для увеличения потока воды устроить водометы на восьми ступенях каскада, изменить форму ковша, придав ему полукруглые очертания, расширить канал и укрепить его берега.
После смерти Леблона в 1719 году строительством руководил И.-Ф. Браунштейн, а уже в следующем году его сменил итальянский архитектор Н. Микетти. Грот украсили камнем и раковинами, балюстраду - вазами. Немного позднее на террасе над Нижним гротом появились два маскарона «Вакх» и «Нептун», а между ними в нишах - мраморные бюсты, аллегорические изображения четырех времен года. Здесь же был создан Верхний грот. Микетти уменьшил до семи число ступеней каскада и украсил их барельефами.
В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов. Хотя Большой каскад начал действовать, работы на нем продолжались: вскоре на его ступенях появились фигуры Персея, Актеона, Галатеи, Меркурия и два новых маскарона. В 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва», затем в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К.-Б. Растрелли. На этом создание декора каскада было в основном завершено.
На протяжении дальнейших шестидесяти лет каскад и грот неоднократно ремонтировали: заменяли деревянные пьедесталы на каменные, меняли кордоны бассейнов, перезолачивали скульптуру.
В 1799 году император Павел I распорядился заменить свинцовые фигуры на бронзовые. Четырнадцать статуй - Германик, три Фавна, два Меркурия, Ганимед, Церера, две Венеры, Дискобол, Амазонка, Флора и Антиной - были выполнены по гипсовым слепкам с античных оригиналов, хранившихся в Императорской Академии художеств; группа «Вакх с сатиром» воспроизводила известную работу Микеланджело. Несколько скульптур отлили по оригинальным моделям лучших скульпторов России того времени - Ф. Щедрина, Ж.-Д. Рашетта, Ф. Шубина, И. Прокофьева, И. Мартоса; частично была сохранена и старая пластика К.-Б. Растрелли - барельефы ступеней, фигуры лягушек, маскароны. В нишах Верхнего грота по-прежнему стояли четыре мраморных бюста. Скульптурная группа «Самсон» композиционно завершала этот грандиозный фонтанный ансамбль. Библейский богатырь Самсон могучим усилием разрывает пасть льву, из которой вырывается мощный столб воды. Восемь золотых дельфинов выбрасывают водяные струи у ног героя. Решение о сооружении этого фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой 27 июня 1709 года. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Сампсония, что дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы. Скульптура символизирует победу России над Швецией, на гербе которой был изображен лев.
Для того чтобы получить столб воды максимальной высоты, по требованию фонтанного мастера П. Суалема от Бабигонского пруда проложили специальный деревянный трубопровод длиной более четырех километров. Группа была отлита из свинца К.-Б. Растрелли в 1735 году. На следующий год все работы по созданию водомета завершились, и он взметнулся на высоту двадцати метров.
Свинцовая скульптура «Самсона» уже через десять лет потребовала значительной реставрации, а к концу XVIII столетия появилась необходимость ее замены. Один из крупнейших русских скульпторов М. Козловский, положив в основу композицию Растрелли, создал новую модель в формах классицизма: героическая тема зазвучала в ней с особой силой. В 1802 году бронзовый «Самсон» Козловского был установлен на сложенный из гранитных глыб пьедестал. У ног героя, как и прежде, резвились восемь дельфинов, а в нишах у подножия пьедестала разместились четыре полуфигуры львов, обращенных по сторонам света. К июлю 1806 года весь каскад предстал в обновленном виде.
Кроме скульптурной группы «Самсон» на Большом каскаде привлекают внимание у подножия каскадных лестниц фонтанные композиции и скульптуры «Волхова» (И. Прокофьев) и «Невы» (Ф. Щедрин). Обе созданы в 1805 г. и аллегорически напоминают о том, что петровские победы позволили осуществить строительство Ладожского канала, соединившего Волхов и Неву.
Скульптуры, расположенные выше по обе стороны водопадных лестниц — это своеобразный парад мифологических образов, прославляющих в аллегорической форме победы России, ее возрастающую мощь и влияние в Европе. Барельефы на водопадных уступах также посвящены этой тематике. В качестве примера можно назвать скульптуры Персея — сына громовержца Зевса и красавицы Данаи. Персей держит отрубленную голову медузы Горгоны. Скульптор Ф. Щедрин изваял отрубленную голову, придав ей портретное сходство с Карлом XII, королем Швеции. Аллегорический намек вполне понятен.
В течение XIX века Большой каскад дважды капитально ремонтировался и перестраивался. Но работа не была завершена.
Незавершенная реставрация каскада не замедлила сказаться: уже в начале XX столетия он имел весьма запущенный вид. Однако восстановительные работы провели только в 1928 году.
В годы Великой Отечественной войны скульптурная группа «Самсон» была похищена фашистами, и отыскать ее в Германии не удалось. Скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов воспроизвели ее по фотографиям и заново отлили в 1947 г. А в 1956 г. по оригиналу XVIII в. были восстановлены все восемь дельфинов.
Новая жизнь Большого каскада началась в 1995 году после проведения семилетних реставрационных работ. Скрупулезно изучались различные документы: чертежи архитекторов и мастеров фонтанного дела, гравюры и акварели XVIII-XX веков, архивные источники и мемуарная литература.
Покидая Большой дворец и Каскад, остановимся ещё у одного маленького фонтана которой спрятан за Воронихинской колоннадой. Перед нами один из самых своеобразных памятников фонтанного искусства первой половины 18 века фонтан Фароритка
Фонтан "Фаворитный" или "Фаворитка" расположен за западной Воронихинской колоннадой. Это один из самых оригинальных и любимых детьми фонтанов. Мало того, что композиция фонтана все время находится в движении, так этому имеется еще и акустическое сопровождение: в глубоком бассейне кружатся четыре медные ярко расписанные маслом утки, которых постоянно пытается догнать собачка Фаворитка. Струйки воды вылетают из утиных клювов и пасти собачки. И происходит действо под непрерывный аккомпанемент утиного кряканья и собачьего лая.
Фонтан "Фаворитный" был изготовлен за три месяца и пущен 27 сентября 1725 года. Фонтан стал настолько популярным, что его копия была установлена в Летнем саду.
Во время Великой Отечественной войны уцелела только одна уточка, по ее подобию были выполнены все остальные.
Фонтан "Фаворитный" - единственный сохранившийся до нас с 17 века "фабульный" фонтан. Его декоративное убранство представляет собой "ожившую" иллюстрацию к басне Ж. Лафонтена "Утки и пудель" - "Собачка Фаворитка гоняется за утками на воде; тотда утки ей сказали так: ты напрасно мучися, ты силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать".
Фонтан китовый
Дальше. пройдя по Берёзовой аллее, на Песочном пруду мы увидим фонтан «Китовый».
Это один из самых поздних фонтанов. Он был сооружен в 1739-1740 годах по проекту И. Бланка, И. Давыдова и К. Оснера. В центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «рыба-кит», по сторонам - свинцовые «морские Быки»
В последнем годуXVIII века обветшавший скульптурный декор был снят, и Ф. Стрельников создал фонтан, который сохранялся жо 1885 года. Длительное время бассейн не был украшен ничем. Лишь в 1963году фонтан возобновили.
Львиный каскад
Далее свернув на Марлинскую аллею на нашем пути возникает Львиный или Павловский каскад.
Львиный каскад расположен на аллее, ведущей к Эрмитажу, что и предопределило его прежнее название - Эрмитажный каскад.
По замыслу Петра I первый, Эрмитажный, каскад здесь возник в 1801 году. Он был построен из пудостского камня по проекту А. Воронихина. Каскад представлял собой П-образный бассейн с водопадными уступами, декорированный восьмью фонтанными вазами и двумя бронзовыми фигурами львов.
В 1854-1857 годах А. Штакеншнейдер на месте обветшавшего Эрмитажного каскада построил П-образный гранитный бассейн длиной 30 метров, шириной 18,5 метра. Бассейн был окружен колоннадой из 14 восьмиметровых колонн из сердобольского гранита с мраморными деталями.
Между колоннами каскада установили 12 беломраморных чаш - одноструйных фонтанов, вода из которых через 22 маскарона вытекала в бассейн. В центре бассейна установлена статуя "Нимфа Аганипа" работы Ф. Тольстого. Два бронзовых "сторожевых" льва располагаются по обе стороны от колоннады.
Сад Бахуса
Следуя дальше по Марлинской аллее, мы выходим к большому прямоугольному бассейну, на дальнем берегу которого стоит маленький и изящный дворец Марли. Пойдём по левому берегу бассейна и остановимся у сада Бахуса и каскада «Золотая гора»
Сад Бахуса напоминает первые европейские сады – виноградники и фруктовые сады греческих поместий. Две статуи итальянской работы XVIII века «Земля» и «воздух» украшают сад. А шесть фонтанов – 4 «Тритона» и 2 Менажерных –символизируют водную стихию.
Каскад «Золотая гора»
Античную тему продолжает каскад «Золотая гора» или (Марлинский).
Необычайно эффектный каскад "Золотая гора" расположен в западной части парка у дворца "Марли". 14-метровой каскад со статуей Нептуна на верхней стене был разработан архитектором Н. Микетти по подробнейшим указаниям Петра I Вода этого каскада падает по 21 широкой ступени из белого мрамора. Отвесы ступеней обиты листами золоченой бронзы, от чего каскад и получил название золотая гора. Над верхней ступенью каскада высеется аттик с мраморными статуями тритона, Нептуна, Вакха и двумя вазами, а ниже размещены золочёные маскароны морских чудовищ роботы Растрелли. Ниже можно увидеть статуи Андромеды и Нимфы с цветком, также превращенные в фонтаны. Вода падает в бассейн где расположена статуя Флоры. Каскадные ступени окаймлены массивными лентами облицованных пудостским камнем парапетов, на которых на невысоких выступах расставлено 12 мраморных статуй. Завершил строительство каскада архитектор М. Земцов в 1732 году, который добавил скульптуру на аттике и в бассейне, а под ступенями навесил медные золоченые листы, создававшие интересную игру света сквозь зеркало падающей воды. У подножия каскада "Золотая гора" симметрично расположены два одинаковых фонтана - "Менажерные" (т.е. экономные). Менажерные" фонтаны были созданы в 1722-1724 годах.
Марли (1720—1723 годы)
Следуя далее мы выходим к самому скромному из всех Петровских дворцов дворцу Марли.
Марли – самый маленький из дворцов Петергофа – был предназначен для отдыха членов царской семьи или именитых гостей. Он назван в честь одноименного дворца близ Парижа. Но его внутреннее убранство выполнено скорее в голландском стиле. На каждом из двух этажей дворца по восемь залов, среди которых особенно красивы Дубовый и Чинаровый кабинеты, Кухня, облицованная цветными изразцами. Замечательны также виды из всех окон дворца. С восточной стороны сверкает гладь Большого пруда, с западной, позади дворца, устроен полукруглый пруд, разделённый тремя мостиками на 4 сектора. В царствование Петра 1 для этих прудов были доставлены из Пруссии язи, головли, судаки и сазаны. В Большом Марлинском пруду рыба по звону колокольчика подходила к самому берегу, откуда ей бросали корм.
Строительство Марли началось в 1720 году, после завершения работ по выемке грунта из большого пруда. Проект дворца подготовил архитектор И. Браунштейн. Первоначальный замысел постройки бал скромен: здание преполагалось одноэтажным, и уже на следующий год работы должны были быть завершены. В 1721 году 4 июня палаты были построены с отделкой. Однако, осмотрев будущий дворец, Пётр I нашёл его слишком малым и потребовал надстроить ещё этаж.
С середины XVIII столетия дворец, предназначенный для проживания «знатных особ», превратился в своеобразный музей- хранилище. Здесь находился гардероб Петра, опись которого была составлена в 1797году, подарки, поднесённые Петру, живопись, мебель, предметы быта, связанные с именем Петра
Сад Венеры
С северного края большого Марлинского пруда расположен ещё один плодовый сад – сад Внеры.
Фруктовый сад Венеры был распланирован в 1721-1724 годах. Чтобы защитить его от моря и ветров был возведен земляной вал, к которому примыкала подпорная каменная стена высотой более 3 метров. Стена эта была ритмично разделена контрфорсами на 76 полуциркульных ниш и тянулась на четверть километра. По гребню земляного вала была проложена аллея, с которой можно было одновременно охватить взглядом залив и все три сада Марлинского ансамбля.
Сад Венеры строго геометричен, в плане он представляет собой вытянутый вдоль стены и пруда прямоугольник, разделенный пополам продольной аллеей, и разбитый на шесть частей поперечными дорожками. В западной части сада Венеры, у самой стены, в 18 веке находилась голубятня, а в восточной его части располагался большой трельяжный павильон.
Эрмитаж
Далее от северного края Марлинского пруда мы пройдём к заливу по короткой аллее, и вскоре увидим ещё один маленький дворец, как бы стоящий на границе земли, моря и неба. Эрмитаж в переводе с французского значит «приют отшельника», Во Франции XVII-XVIII веков так назывались сооружения для уединения. Был предназначен для развлечений императора и его ближайших друзей.
Эрмитаж в Петергофе послужил прототипом всех российских "эрмитажей", построенных в 18 веке.
Строительство Эрмитажа велось по проекту Браунштейна в 1721-1725 годах. Двухэтажное здание Эрмитажа высотой 11 метров стоит на сплошном массивном стилобате, подчеркивающем его легкость и изящество. Павильон окружен глубоким и широким рвом, стенки которого выложены из кирпича и окаймлены поребриком из светлого камня. Ров наполнялся водой, и через него был перекинут разводной мост.
Отличительной особенностью Эрмитажа являются окна и застекленные двери, занимающие собой большую часть фасадов. Вследствие этого второй этаж кажется почти прозрачным, а весь павильон напоминает хрустальную шкатулку.
Павильон был предназначен для увеселительного и уединенного времяпрепровождения лиц из ближайшего окружения "царской особы". В Эрмитаже обсуждались важные государственные дела. Эрмитажный зал служил литературным салоном.
На первом этаже Эрмитажа располагались вестибюль, кухня и буфетная с механизмом подъемного стола. За дубовой перегородкой находилась лесенка на второй этаж. Второй этаж представлял собой один зал 80 квадратных метров.
Второй этаж занимает парадный зал, украшенный картинами западноевропейских мастеров XVII-XVIII века в «шпалерной» развеске. Именно в этом зале за особым столом проходили закрытые обеды императрицы и ее приближенных. Особенность стола на четырнадцать персон заключается в подъемном механизме, которым он снабжен. При помощи канатов и блоков опускалась и поднималась средняя часть стола и все тарелки.
Смена кушаний и тарелок производилась по звону колокольчиков, шнурки от которых находились у каждого прибора. При помощи этого же механизма гости могли отправлять записки с заказами на тарелках на кухню в первом этаже.
Особый интерес вызывала инженерная конструкция подъемного стола на 14 персон, что давало возможность вельможам трапезничать без присутствия слуг.
Музей «Императорские яхты»
После Эрмитажа мы пройдём по набережной и вскоре выйдем к музею императорские яхты
Музей посвящен истории императорских яхт в России с 18 по 20 в.Музей «Императорские яхты» располагается в стороне от основных туристических маршрутов, на берегу Финского залива, недалеко от пристани Он рассказывает о малоизвестной истории Петергофа как летней морской резиденцией российских императоров со специально оборудованной гаванью для стоянки императорских яхт, входивших в состав российского военного флота.
В музее представлены уникальные предметы «морского» обихода, такие как яхтенные сервизы, а также изображения, фотографии и модели яхт, которые были настоящими «плавающими императорскими резиденциями».
Экспозиция
музея рассказывает о самой большой и совершенной океанической яхте «Штадарт».
Екатерининский корпус
С западной стороны Монплезира мы увидим одноэтажное кирпичное здание на высоком цоколе с треугольным фронтом (завершение фасада здания). Окна и дверь здания украшены пилястрами коринфского ордера. Это Екатерининский корпус.
Екатерининский корпус – парадный дворец для проведения придворных обедов, балов, маскарадов, приемов. Его построил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли в 1747-1759 гг. по приказу императрицы Елизаветы Петровны в восточной части Нижнего парка, рядом с дворцом Монплезир. Название свое он получил в честь императрицы – Екатерины Великой. Отсюда, в ночь на 28 июня 1762 года, великая княгиня Екатерина Алексеевна тайно отправилась в Петербург, где в результате дворцового переворота ее провозгласили императрицей Екатериной II. Во внутренней отделке залов принимали участие архитектор Джакомо Кваренги и семья итальянских живописцев Скотти.
В парадных залах дворца представлена коллекция мебели из разных пород деревьев, выполненная по рисункам знаменитых архитекторов Фонтена и Персье, Г. Гамбса, А. Воронихина, К. Росси, В. Стасова. Поражает большое и разнообразное собрание бронзы, созданное ведущими мастерами Франции П. Ф. Томиром, П. Ледюром, П. Гутьером, А. Раврио и Л. Ленуаром-Раврио – часы, канделябры, чернильницы, бра. Уникальные личные вещи императоров и памятные предметы напоминают нам о прежних владельцах дворца – чайный сервиз Екатерины II, бумажник Павла I, табакерка Александра I, пресс, украшенный ядрами с Бородинского поля сражения и др.
Главной достопримечательностью Екатерининского корпуса является знаменитый Русский или Гурьевский сервиз. Изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, он насчитывал более 4500 предметов и использовался на парадных обедах в Зимнем дворце, а с 1848 года в Большом Петергофском дворце и в Екатерининском корпусе.
Монплезир
И вот мы подходим к любимому дворцу Петра 1 Монплезиру, которого можно назвать сердцем Петергофа по праву можно назвать дворец «Монплезир». Этот маленький дворец оправдывает своё название «моё удовольствие»
Монплезир – любимый дворец Петра I. Именно Петр I определил местоположение дворца, он располагается в нескольких шагах от беспокойных волн Финского залива, а также внутреннюю планировку и некоторые элементы декоративной отделки. Здание строили с 1714 по 1723 годы крупные архитекторы А. Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и лучшие строители, мастера, живописцы, скульпторы, лепщики, резчики того времени.
Дворец построен на голландский манер. Он стоит на небольшом мысу, выступающем в залив. Главный корпус венчает мансардная кровля с большой резной вазой. Две галереи с балюстрадами построены при императрице Елизавете. Они завершаются. люстгаузами – павильонами с шатровой кровлей, световыми фонариками, резными кронштейнами и малыми вазами.
Дворец соответствовал представлениям
императора о совершенном жилище просвещенного человека. Внутренняя планировка
здания отличается рациональностью. Парадных помещений во дворце 6 Парадный
зал, Лаковый (Китайский) кабинет, Кухня, буфетная, Секретарная, Спальня и
Морской кабинет. В Монплезире, как ни в одном другом архитектурном сооружении,
отразилось все то новое, что определило особенности культуры и искусства
петровского времени.
Художественные достоинства Монплезира обеспечили ему видное место в русском
искусстве: здесь представлена первая в России коллекция картин европейских
художников XVII-XVIII веков (картины приобретены самим Петром I); живописные
работы во дворце выполнялись французским художником Ф. Пильманом; кроме того,
Монплезир хранит коллекцию китайского фарфора, голландского фаянса, русского
стекла и кухонную утварь петровского времени. В оформлении интерьеров использованы
голландские изразцы, «китайские» лаковые панно, ткани, дубовые резные панели,
паркеты, мрамор. Орнаментально-скульптурное оформление интерьеров – это шедевр
декоративной лепки XVIII века.
Исторические события, свидетелем которых явился Монплезир, позволяют относить его к особо почитаемым реликвиям отечественной истории. Здесь встречались сподвижники Петра: русские купцы, иностранные послы, шкиперы кораблей; проходили ассамблеи – съезды императорского двора, парадные приемы. Последний раз Петр I посетил Монплезир в октябре 1724 года. В 1725 году императрица Екатерина I торжественно принимала в Монплезире первых членов Академии Наук. Екатерина II в Парадном зале Монплезира устраивала ужины в узком кругу приближенных. С середины XVIII века к Монплезиру стали относиться как к мемориалу, связанному с именем Петра Великого. До сих пор здесь сохраняются личные вещи и дипломатические подарки Петра I.
Монплезирский сад
Монплезир окружен поистине чудесным ожерельем садов. С южной стороны уютный Монплезирский сад, украшенный цветниками и фонтанами. В центре сада бьёт мощный «Сноп». Его 24 струи напоминают колосья. 25 струя достигает высотой 4,5 метра.
Неподалёку от «Снопа» поставлены четыре фонтана «Клоша» (тритоны) с золочёными бронзовыми статуями Аполлона, Вакха, Фавна с козлёнком, Психеи. Вода входит в узкую щель под плинтом скульптуры, образуя прозрачный колокол. Поэтому фонтаны и называются «клоши» (и фр. Колокола)
В боковых аллеях стоят типичные для 18 века садовые диваны с решетчатыми сиденьями и спинками, украшенными масками тритонов. Но если подойти к дивану, то из этой маски вылетят водяные струи. Одновременно, перед восточным диваном. образуется «водяная аллея» из струй, которые бьют по обочине дорожки и смыкаются над головой посетителя.
Китайский сад
Теперь обойдём дворец против часовой стрелки позади восточного флигеля, Банного корпуса и Ассамблейного зала расположен Китайский сад с фонтанами “Раковина” и “Ваза”. Он выполнен в модном для XIX века китайском стиле. Главная особенность китайских садиков в том, что мастера старались сделать даже крошечный садик отражением большого мира. Здесь на небольшом пространстве сосредоточены разнообразные элементы садовых пейзажей: извилистые дорожки, куртины, вьющееся русло ручейка с перекинутыми через него горбатыми мостиками, цветочные клумбы, мраморные статуи. Искусственная горка оживляет плоский рельеф садика. Ее верхняя площадка акцентирована мраморной скульптурой “Амур и Психея”. В основании горки устроен небольшой грот, декорированный туфом и двумя мраморными раковинами. Поток, выбегающий из грота, сливается по зубчатым краям раковин. Он наполняет извилистое озерцо с туфовым островком, из которого бьет высокая струя. В отличие от регулярного Монплезирского сада Китайский распланирован в пейзажном стиле в 1866 году по проекту Э. Гана садовым мастером Ю. Бальтазаром. В его планировке применены композиционные принципы японско-китайской ландшафтной архитектуры.
Вольеры. (птичники)
В центре восточной части Нижнего парка стоят два изящных деревянных павильона – вольера, сооруженные по проекту архитектора Н. Микетти в 1721-1722 гг. Они являются, по словам известного искусствоведа И. Э. Грабаря, уникальными парковыми павильонами, подобных которым «нет больше ни у нас, ни в Европе». Вольер – крестообразный, вытяеутый в плане 12- гранный деревянный павильон с куполом, завершенным световым фонариком. Почти вся площадь его стан занята огромными застеклёнными окнами. Их фасады облицованы туфом, изгарью и морскими раковинами. Плавные линии купольной кровли и завершающего ее фонарика придают силуэтам павильонов особую выразительность. Внутри на куполе западного Вольера сохранилась темперная роспись на сюжет мифа о Диане и Актеоне, исполненная Л. Карваком Вольеры – одно из немногих не дворцовых строений петровского времени, на стенах которого можно увидеть подлинную живопись начала XVIII в., выполненную русскими мастерами под руководством французского художника Л. Каравакка. Огромные окна-двери наполняют вольеры светом и воздухом. Предназначались они для содержания в специальных клетках птиц. В XVIII веке в медных клетках услаждали слух гостей соловьи, чечетки, дрозды, снегири. Было много заморских птиц, главным образом, попугаев и канареек. В настоящее времяв Западном Вольере щебечут птицы наших лесов – зяблики, чижи, синицы, щеглы, овсянки, дубоносы, а также заморские «гости» - амадины, рисовки, белоголовые мунии, астрильды, канарейки. В Восточном Вольере слышны громкие крики самых разных попугаев – ара, жако, какаду, амазона, розеллы, кореллы, пионитесов и др. Возле Восточного Вольера восстановлен пруд, в котором плавают лебеди, канадские казарки, северные белолобые гуси, утки – огари, пеганки, багамские шилохвости, мандаринки.
Большая оранжерея
Пройдя дальше по Марлинской аллее к морскому каналу, мы скоро увидим перед собой здание оранжереи.
Большая Оранжерея, построенная в 1722-1725 годах архитекторами Браунштейном и Земцовым, вероятнее всего по чертежам Микетти. Высокие окна первого этажа, балюстрады и окна мансарды, украшенные 112 вазами трёх видов и размеров. Здесь зимовали редки экзотические растения, которые летом расставлялись в кадках и фигурных керамических вазах во дворах, цветниках, у фонтанных бассейнов и гротов. В оранжерейном саду бьет Оранжерейный фонтан, украшенный скульптурной группой, напоминающей фонтан самсон в миниатюре. Морское чудовище вцепилось когтями в бедро Тритона, но повелитель волн разрывает ему пасть, из которой вырывается восьмиметровая струя. Бассейн украшают четыре позолоченные черепахи. Из их ртов бьют водяные двухметровые струи.
Эта скульптурная группа ещё одна аллегория борьбы России за Балтийское море. Она была исполнена из свинца в 1726 году по модели Растрелли одновременно с постройкой Усовым фонтанного бассейна. Через 150 лет её заменили скульптурой. Изготовленной по рисунку Иенсена.
Пирамида
Повернём на восток пройдём по Никольской аллее и скоро предстанет необыкновенный фонтан могучие струи воды, взлетающие на высоту 8 метров, образуют сверкающие ступени - перед нами фонтан пирамида.
Площадка фонтана "Пирамида" в восточной части Нижнего парка спланирована с таким расчетом, что ее не видно с аллей. Сверкающая водяная пирамида внезапно открывается взору посетителя, когда он подходит к самому фонтану. Водомет был создан в 1724 году архитектором Н. Микетти по поручению Петр I. Один из красивейший из фонтанов Петергофа, "Пирамида" состоит из четырех каскадов, ориентированных строго по сторонам света, и имеет глубоко символическое значение. В начале XVIII века в русской армии существовала традиция - в конечных пунктах своего движения и в местах сражений устанавливать обелиски, по форме напоминающие пирамиды. Водяная пирамида на берегу Финского залива являлась своеобразным памятником победам русских войск в Северной войне.
Римские фонтаны
Налюбовавшись пирамидой, мы поворачиваем на запад и немного пройдя выходим на Римские фонтаны.
История Римских фонтанов неразрывно связана с историей Каскада "Шахматная гора". Первые фонтаны появились перед каскадом в 1739 году. Они были выполнены по проекту И. Бланка и И. Давыдова.
Фонтаны были сделаны из дерева, облицованного свинцом, и повторяли композицию каменных фонтанов на площади перед собором Св. Петра в Риме. Отсюда и пошло их название - Римские фонтаны.
В 1763 году по проекту Б.Ф. Растрелли Римские фонтаны были обновлены и передвинуты на Березовую аллею, где мы и можем их видеть сегодня.
В 1798-1800 годах деревянные Римские фонтаны были перестроены в граните и мраморе.
Шахматная гора
Неподалёку расположен каскад драконов или Шахматная гора.
Каскад "Шахматная гора" расположен на склоне естественного берегового уступа. Каскад получил свое название за раскраску четырех прямоугольных уступов, сверкающих в солнечную погоду, будто гигантские зеркала.
Три дракона словно охраняют вход в верхний грот каскада. Драконы извергают потоки воды, которые стремительно скользят по скатам каскада и, пробежав по склону 32 метра, обрушиваются в бассейн, закрывая водяной завесой арку нижнего грота.
По сторонам каскада расположены десять беломраморных статуй, выполненных в начале 18 века итальянскими мастерами.
Первый каскад ("Малый мраморный" или "Руинный") здесь решено было строить в 1721 году на месте одного из первых декоративных сооружений парка - Малого грота. В течении шести лет архитекторы Браунштейн, Земцов, Усов и гидравлик Туволков пытались воплотить идею Петра I, но проект так и не был осуществлен.
В 1737 году по проекту архитектора Земцова каскад был достроен и декорирован тремя деревянными фигурами драконов. С тех пор он стал называться "Драконова гора".
В середине 18 века сливные скаты были расписаны черными и белыми квадратами, откуда пошло новое название каскада - "Шахматная гора".
В 1875 году по рисунку Бенуа в Берлине были отлиты металлические фигуры драконов.
Каскад "Шахматная гора" ориентирован на самую большую в Нижнем парке площадь, от которой, подобно вееру, расходятся лучами пять аллей.
На этом завершается наша удивительная прогулка по уникальному городу фонтанов.
Фонтаны на карте |
Музеи на карте |
1 "Межеумный" |
1 Большой дворец |
2 "Нептун" |
2 Особая кладовая |
3 "Дубовый" |
3 Музей фонтанного дела |
4 "Венера Италийская" |
4 Гроты |
5 "Аполлон" |
5 Музей Коллекционеров |
6 "Большой каскад" |
6 Музей "Императорские велосипеды" |
7 "Самсон" |
7 Музей семьи Бенуа |
8 "Чаша" (Итальянский) |
8 Музей игральных карт |
9 "Чаша" (Французский) |
9 Монплезир |
10 "Фаворитный" |
10 Банный корпус и Кухня |
11 Аллея фонтанов |
11 Екатерининский корпус |
12 "Оранжерейный" |
12 Вольеры |
13 Каскад "Шахматная гора" |
13 Музей "Императорские яхты" |
14 "Римские фонтаны" |
14 Дворец Марли |
15 "Водяная дорога" |
15 Эрмитаж |
16 "Пирамида" |
|
17 Шутиха "Елочки" |
|
18 Шутиха "Дубок" |
|
19 Шутиха "Зонтик" |
|
20 "Солнце" |
|
21 Шутихи "Скамейки" |
|
22 "Колокола" |
|
23 "Сноп" |
|
24 "Адам" |
|
25 "Ева" |
|
26 "Китовый" |
|
27 Каскад "Львиный" |
|
28 Каскад "Золотая гора" |
|
29 "Менажерные" |
|
30 "Клоши" ("Тритоны") |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.