Целью данного эксперимента являлось повышение функциональных возможностей дыхательной, седечно-сосудистой систем; улучшение памяти, внимания, умстенной работы, самочувствия, настроения, стрессовой устойчивости. Эксперимент проводился в течение 30 дней под наблюдением врача с использованием специального оборудования и рекомендованных методик и проб. Составлены сравнительные таблицы.ppt
Эксперимент на
Эксперимент на
дыхательном
дыхательном
тренажере
тренажере
Учитель биологии МБОУ СОШ №207 Ковалева Марина Ремовна
Цель: повышение функциональных
Цель: повышение функциональных
возможностей дыхательной, сердечно-
возможностей дыхательной, сердечно-
сосудистой систем; улучшения памяти,
сосудистой систем; улучшения памяти,
внимания, умственной работы,
внимания, умственной работы,
самочувствия, настроения,
самочувствия, настроения,
стрессоустойчивости.
стрессоустойчивости.
Задачи:
Задачи:
- определить умственную
- определить умственную
работоспособность,
работоспособность,
- изучить внимание, память испытуемых,
- изучить внимание, память испытуемых,
- оценить функциональные резервы
- оценить функциональные резервы
сердечно-сосудистой системы,
сердечно-сосудистой системы,
- изучить влияние задержки дыхания на
- изучить влияние задержки дыхания на
частоту дыхания,
частоту дыхания,
- оценить уровень физического развития
- оценить уровень физического развития
испытуемых,
испытуемых,
- провести тренировки на дыхательном
- провести тренировки на дыхательном
тренажере
тренажере
ГИПОКСИЧЕСКИГИПЕРКАПНИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ГИПОКСИЧЕСКИГИПЕРКАПНИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ОРГАНИЗМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНАЖЕРА ДЫХАНИЯ
ОРГАНИЗМ С ПОМОЩЬЮ ТРЕНАЖЕРА ДЫХАНИЯ
В лаборатории экспериментальных воздействий
В лаборатории экспериментальных воздействий
института физиологии АН РК сконструирован
института физиологии АН РК сконструирован
оригинальный и очень простой по устройству
оригинальный и очень простой по устройству
дыхательный тренажер. Устройство позволяет
дыхательный тренажер. Устройство позволяет
создавать гипоксически-гиперкапнические условия
создавать гипоксически-гиперкапнические условия
путем увеличения физиологически невентилируемого
путем увеличения физиологически невентилируемого
объема дыхательного воздуха (мертвое
объема дыхательного воздуха (мертвое
дополнительное пространство), а также
дополнительное пространство), а также
дополнительное сопротивление дыханию.
дополнительное сопротивление дыханию.
Преимущества данного устройства перед другим
Преимущества данного устройства перед другим
заключается в возможности целенаправленно
заключается в возможности целенаправленно
регулировать объем, а, следовательно, концентрацию
регулировать объем, а, следовательно, концентрацию
вдыхаемых газов, силу гипоксически-
вдыхаемых газов, силу гипоксически-
гиперкапнического воздействия индивидуально для
гиперкапнического воздействия индивидуально для
каждого испытуемого. Разработана схема тренировок.
каждого испытуемого. Разработана схема тренировок.
Прибор апробирован на различных категориях
Прибор апробирован на различных категориях
населения города Алматы и в экспериментах над
населения города Алматы и в экспериментах над
животными.
животными.
методики
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ И РЕСПИРАТОРНОЙ
СИСТЕМЫ
ПРОБА С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ВДОХЕ (ПРОБА ШТАНГЕ)
ПРОБА С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ВЫДОХЕ (ПРОБА ГЕНЧИ)
КОМБИНИРОВАННАЯ ПРОБА (ПРОБА СЕРКИНА)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ С
ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРЕНИЯ ПУЛЬСА (ПУЛЬСОМЕТРИЯ
ПРОБА С ПРИСЕДАНИЯМИ ИЛИ ПОДСКОКАМИ (ПО МЕТОДИКЕ ЯНКЕВИЧЕ, 1975)
ПРОБА С ПРИСЕДАНИЯМИ (ПО МЕТОДИКЕ Г.Н.АПАНАСЕНКО, 1988)
ТРЕНАЖЕР ДЫХАНИЯ
ТРЕНАЖЕР ДЫХАНИЯ
ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ:
ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ:
лечения и профилактики заболеваний
лечения и профилактики заболеваний
легких;
легких;
повышения функциональных
повышения функциональных
возможностей дыхательной, сердечно-
возможностей дыхательной, сердечно-
сосудистой систем и физической
сосудистой систем и физической
работоспособности у практически
работоспособности у практически
здоровых людей, особенно у лиц,
здоровых людей, особенно у лиц,
ведущий малоподвижный образ жизни;
ведущий малоподвижный образ жизни;
повышения физической выносливости и
повышения физической выносливости и
результативности у спортсменов.
результативности у спортсменов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Корпус устройства «дополнительного мертвого
Корпус устройства «дополнительного мертвого
пространства» - ДМП (полый, разъемный с
пространства» - ДМП (полый, разъемный с
лабиринтной системой воздухоносных каналов).
лабиринтной системой воздухоносных каналов).
Количество воздухоносных каналов, шт. 10
Количество воздухоносных каналов, шт. 10
Объем ДМП одного канала, мл. 150%
Объем ДМП одного канала, мл. 150%
Регулирование объема ДМП ступенчатое
Регулирование объема ДМП ступенчатое
Диапазон регулирования объема ДМП, мл. от 150% до
Диапазон регулирования объема ДМП, мл. от 150% до
1500%
1500%
Резистивное сопротивление на постоянном потоке
Резистивное сопротивление на постоянном потоке
воздуха 25 л/мин на вдохе – выдохе, мм вод. ст.
воздуха 25 л/мин на вдохе – выдохе, мм вод. ст.
Габаритные размеры корпуса устройства ДМП:
Габаритные размеры корпуса устройства ДМП:
Длина, мм. 260 не более
Длина, мм. 260 не более
Ширина, мм. 40 не более
Ширина, мм. 40 не более
Высота, мм. 260 не более
Высота, мм. 260 не более
Масса изделия, кг. 0,7 не более
Масса изделия, кг. 0,7 не более
Тренажер для дыхания
Тренажер для дыхания
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП
УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП
РАБОТЫ.
РАБОТЫ.
Лечебный эффект при проведении тренировок с
Лечебный эффект при проведении тренировок с
тренажером постигается за счет увеличения в дыхательной
тренажером постигается за счет увеличения в дыхательной
среде содержания углекислого газа, что является
среде содержания углекислого газа, что является
значительным гиперкапническим-гипоксическим стимулом
значительным гиперкапническим-гипоксическим стимулом
дыхательного центра. Дыхательная среда с нужной
дыхательного центра. Дыхательная среда с нужной
концентрацией углекислого газа создается во внутреннем
концентрацией углекислого газа создается во внутреннем
пространстве устройства ДМП при дыхании через него. Это
пространстве устройства ДМП при дыхании через него. Это
пространство, заполненное дыхательной смесью, в
пространство, заполненное дыхательной смесью, в
газообмене участия не принимает и образует, так
газообмене участия не принимает и образует, так
называемое, «дополнительное мертвое пространство»
называемое, «дополнительное мертвое пространство»
(ДМП).
(ДМП).
При дыхании через дополнительное мертвое пространство
При дыхании через дополнительное мертвое пространство
создаются гипоксически-гиперкапнические условия, и
создаются гипоксически-гиперкапнические условия, и
возрастает резистивное сопротивление дыханию, как на
возрастает резистивное сопротивление дыханию, как на
вдохе, так и на выдохе. Эти условия способствуют
вдохе, так и на выдохе. Эти условия способствуют
оптимизации временных и объемных параметров
оптимизации временных и объемных параметров
дыхательного цикла: длительности вдоха и выдоха,
дыхательного цикла: длительности вдоха и выдоха,
соотношению между дыхательным объемом и мертвым
соотношению между дыхательным объемом и мертвым
пространством.
пространством.
МЕДИЦИНСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
МЕДИЦИНСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ.
ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ.
Перед проведением тренировок дыхания нужно
Перед проведением тренировок дыхания нужно
провести компьютерную диагностику дыхательной
провести компьютерную диагностику дыхательной
системы учащегося. Измерить артериальное давление,
системы учащегося. Измерить артериальное давление,
пульс. Эти показатели необходимы для оценки
пульс. Эти показатели необходимы для оценки
эффективности проводимой тренировки.
эффективности проводимой тренировки.
Тренировка дыханием ДМП проводится с группой по 2-3
Тренировка дыханием ДМП проводится с группой по 2-3
человека. Занятия должны проводить в отдельном
человека. Занятия должны проводить в отдельном
кабинете, ежедневно в течение 30 дней в одно и то же
кабинете, ежедневно в течение 30 дней в одно и то же
время.
время.
Испытуемые удобно усаживаются на стул, на нос
Испытуемые удобно усаживаются на стул, на нос
накладывается зажим, дыхание осуществляется через
накладывается зажим, дыхание осуществляется через
загубник. Продолжительность занятия 20-30 минут.
загубник. Продолжительность занятия 20-30 минут.
Необходимо задать правильный ритм дыхания –
Необходимо задать правильный ритм дыхания –
глубокое и редкое.
глубокое и редкое.
До
эксперимента
Дата
Дата
рождени
рождени
яя
Вес Вес
РостРост
В покое
В покое
После нагрузки
После нагрузки
пр. пр.
ШтангеШтанге
пр. Генчи
пр. Генчи
После нагрузки
После нагрузки
пр. Серхина
пр. Серхина
ЧСС ЧСС
АДАД
ЧССЧСС
АДАД
Т1 на 2м
Т1 на 2м
вдохе
вдохе
1919
Т2 на 2м
Т2 на 2м
выдохе
выдохе
3232
На 2м
На 2м
вдохе
вдохе
2323
На 2м
На 2м
выдохе
выдохе
2525
1 Титов Артур
1 Титов Артур
30.12.94
30.12.94
2 Садырин Антон
2 Садырин Антон
13.03.94
13.03.94
3 Белымский
3 Белымский
Андрей
Андрей
4 Петрянин Глеб
4 Петрянин Глеб
5 Хопов Гриша
5 Хопов Гриша
18.04.94
18.04.94
17.06.94
17.06.94
16.01.94
16.01.94
6 Кайнаров Айдын
6 Кайнаров Айдын
5.05.94
5.05.94
7 Цуканов Данил
7 Цуканов Данил
7.08.94
7.08.94
8 Таценко Саша
8 Таценко Саша
9 Окшин Юра
9 Окшин Юра
2.03.94
2.03.94
26.11.94
26.11.94
10 Роганов Слава
10 Роганов Слава
8.12.94
8.12.94
3838
3535
4747
4343
4141
5353
4242
4848
3838
3939
Средние
Средние
42,442,4
146146
144144
153153
148148
144144
144144
155155
154154
144144
151151
148148
8080
9090
7575
9696
108108
8080
8585
8484
100100
104104
120/9
120/9
00
100/7
100/7
00
90/60
90/60
114114
140140
108108
120/70
120/70
110/60
110/60
3535
100/60
100/60
3535
90/60
90/60
100100
110/60
110/60
90/60
90/60
90/50
90/50
9696
9292
100/60
100/60
110/60
110/60
90/70
90/70
120120
120/70
120/70
80/50
80/50
90/60
90/60
9292
9696
90/50
90/50
110/60
110/60
90/60
90/60
108108
110/70
110/70
3030
3535
3232
6060
3535
3030
3737
1515
1616
1515
1717
1919
1717
3030
1515
3030
2525
4545
4040
2020
1818
5050
3030
2525
4545
4040
6060
4040
3535
4040
4040
3434
2323
3030
90,2
90,2
93/63
93/63
106,6
106,6
108/62
108/62
34,834,8
20,620,6
32,132,1
36,736,7
После эксперимента
Дата
Дата
рождени
рождени
я я
ВесВес
РостРост
В покое
В покое
После нагрузки
После нагрузки
пр. пр.
ШтангеШтанге
пр. Генчи
пр. Генчи
После нагрузки пр.
После нагрузки пр.
Серхина
Серхина
ЧССЧСС
АДАД
ЧССЧСС
АДАД
1 Титов Артур
1 Титов Артур
30.12.94
30.12.94
2 Садырин Антон
2 Садырин Антон
13.03.94
13.03.94
3 Белымский Андрей
3 Белымский Андрей
18.04.94
18.04.94
4 Петрянин Глеб
4 Петрянин Глеб
5 Хопов Гриша
5 Хопов Гриша
17.06.94
17.06.94
16.01.94
16.01.94
6 Кайнаров Айдын
6 Кайнаров Айдын
5.05.94
5.05.94
7 Цуканов Данил
7 Цуканов Данил
7.08.94
7.08.94
8 Таценко Саша
8 Таценко Саша
2.03.94
2.03.94
9 Окшин Юра
9 Окшин Юра
26.11.94
26.11.94
10 Роганов Слава
10 Роганов Слава
8.12.94
8.12.94
3939
3636
4848
4444
4444
5454
4343
5050
3737
4040
148148
145145
154154
151151
146146
147147
156156
157157
141141
153153
9090
9696
8080
9292
100100
9292
8080
9696
8080
112112
43,543,5
149,8
149,8
91,891,8
110/7
110/7
00
110/7
110/7
00
100/7
100/7
00
90/60
90/60
100/6
100/6
00
110/7
110/7
00
100/7
100/7
00
100/7
100/7
00
90/60
90/60
110/7
110/7
00
102/6
102/6
77
112112
126126
104104
8080
9696
128128
100100
120120
112112
128128
100/60
100/60
110/70
110/70
110/70
110/70
112/70
112/70
140/60
140/60
110/80
110/80
120/70
120/70
112/70
112/70
120/60
120/60
114/60
114/60
110,6
110,6
114,8/6
114,8/6
77
Т1 на 2м
Т1 на 2м
вдохе
вдохе
4848
Т2 на 2м
Т2 на 2м
выдохе
выдохе
2424
На 2м
На 2м
вдохе
вдохе
3131
На 2м
На 2м
выдохе
выдохе
2929
4242
4343
3838
4646
2626
6565
4646
2121
5555
4343
2020
1919
2121
2323
3030
1919
1616
1616
3838
3232
4040
4343
5353
4040
4848
4343
2222
3939
2828
3636
2323
3535
2727
4242
1818
2020
1818
22,622,6
39,139,1
27,627,6
СРЕДНИЙ БАЛЛ ЗА I I И И II
СРЕДНИЙ БАЛЛ ЗА
II ЧЕТВЕРТЬ
ЧЕТВЕРТЬ
Белымский Андрей
Белымский Андрей
Кайнаров Айдын
Кайнаров Айдын
Окшин Юра
Окшин Юра
Петрянин Глеб
Петрянин Глеб
Роганов Слава
Роганов Слава
Садырин Антон
Садырин Антон
Таценко Саша
Таценко Саша
Титов Артур
Титов Артур
Цуканов Данил
Цуканов Данил
Хопов Гриша
Хопов Гриша
II
4.34.3
3.73.7
4.24.2
4.84.8
4.44.4
55
3.63.6
44
4.44.4
55
IIII
4.54.5
44
4.34.3
55
4.44.4
55
3.73.7
4.34.3
4.44.4
55
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА НА ДЫХАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССОВ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТА НА ДЫХАТЕЛЬНОМ
ТРЕНАЖОРЕ
ТРЕНАЖОРЕ
20162017 УЧ ГОД.
20162017 УЧ ГОД.
Фамилии
Фамилии
До эксперимента
До эксперимента
После эксперимента
После эксперимента
11
22
33
44
55
66
77
88
99
Белымский
Белымский
Кайнаров
Кайнаров
Окшин
Окшин
Петрянин
Петрянин
Роганов
Роганов
Титов
Титов
Таценко
Таценко
Хопов
Хопов
Цуканов
Цуканов
85 баллов
85 баллов
66 баллов
66 баллов
80 баллов
80 баллов
87 баллов
87 баллов
81 баллов
81 баллов
65 баллов
65 баллов
45 баллов
45 баллов
88 баллов
88 баллов
89 баллов
89 баллов
87 баллов
87 баллов
88 баллов
88 баллов
74 баллов
74 баллов
95 баллов
95 баллов
90 баллов
90 баллов
88 баллов
88 баллов
45 баллов
45 баллов
88 баллов
88 баллов
87 баллов
87 баллов
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ,
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ,
ПАМЯТИ.
ПАМЯТИ.
Фамилии
Фамилии
Белынский
Белынский
Кайнаров
Кайнаров
Окшин
Окшин
Петрянин
Петрянин
Роганов
Роганов
Титов
Титов
Таценко
Таценко
Хопов
Хопов
Цуканов
Цуканов
Садырин
Садырин
11
22
33
44
55
66
77
88
99
1010
Внимание
Внимание
До экспер.
До экспер.
Средний уровень
Средний уровень
После экспер.
После экспер.
Выше среднего
Выше среднего
Память
Память
До экспер.
До экспер.
Низкий уровень
Низкий уровень
После экспер.
После экспер.
Средний уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Высокий уровень
Высокий уровень
Высокий уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Средний уровень
Средний уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Средний уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Высокий уровень
Высокий уровень
Высокий уровень
Высокий уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Средний уровень Норм. уровень
Норм. уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Средний уровень
Средний уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Средний уровень
Средний уровень
Средний уровень
Средний уровень
Средний уровень
Средний уровень
Средний уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Средний уровень
Средний уровень
Норм. уровень
Норм. уровень
Результат:
Результат:
тренировки на дыхательном
тренировки на дыхательном
тренажере эффективно
тренажере эффективно
воздействуют на дыхательную,
воздействуют на дыхательную,
сердечно-сосудистую системы,
сердечно-сосудистую системы,
обеспечивают высокую
обеспечивают высокую
стрессоустойчивость, улучшают
стрессоустойчивость, улучшают
память, внимание, увеличивают
память, внимание, увеличивают
продуктивность умственной
продуктивность умственной
работы.
работы.