Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Оно включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы .
В процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
•Формируется самостоятельность, целеполагание, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки,
укрепляется здоровье за счет
повышения общего уровня
двигательной активности.
Для качественной и продуктивной работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда, обеспечивающий возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается познавательный центр.
Основное оборудование лаборатории:
приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги: жатая, цветная, газетная, альбомная
красители: гуашь, акварельные краски;
медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
МИНИ - ПРОЕКТ: « Воздух – невидимка», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта». Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.
« Воздух – невидимка»
«Поиск воздуха»
«Он в мешке»
Мини-проект « Вода – волшебница» позволяет детям сравнить различные состояния воды. («Вижу - не вижу» , «Где вода?», «Игры с кубиком льда» , «Почувствуйте стакан», «Рукам своим не верю», «Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница –вода », «Что в банке?», «Где больше?»)
«Вижу - не вижу»
«Игры со снегом»
Проект «Зима» даёт детям возможность узнать свойства снега и льда. («Снег тает в тепле», «Цветные льдинки», «Сухой и мокрый снег», «Снег скрипит, остаются на нём следы?», «Свойства снега»
«Снег скрипит, остаются на нём следы?»
«Цветные льдинки»
«Снег тает в тепле»
Проекты «Овощи и фрукты – полезные продукты» и «Огород Айболита» дают знания о полезных свойствах овощей и фруктов, способности получать из них сок, его красящих свойствах, умении различать семена, даёт навыки проращивания семян («Вода, земля и свет для растений» , « Вкус овощей»)
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.