Презентация предназначена для преподавателей русского языка и литературы, для учащихся 11 классов. Помогает правильно научиться писать эссе на свободную тему, подготовиться к итоговой аттестации и ЕНТ по русскому языку и литературе, научит детей правильной письменной речи, образному выражению своих мыслей.электронная презентация для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 11 классах.
Тема урока:
пишем эссе
Учитель русского языка и литературы,
средней школы № 7
г. Каражал, Карагандинской области
Чёрная Е. А.
Цель урока: развивать
такие навыки как
самостоятельное
творческое мышление
и письменное
изложение
собственных мыслей
Ожидаемый результат:
знают составные части
эссе,
умеют создавать
тексты в форме эссе,
могут писать эссе на
свободную тему
РАЗМЫШЛЕНИЕ О
ВАЖНОСТИ
ВНИМАНИЯ К
БЛИЖНЕМУ
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЕ К
НАПИСАНИЮ ЭССЕ
I. Вступление.
С чего можно начать эссе:
● риторический вопрос (вопрос, не
требующий ответа).
● общие сведения об обсуждаемой
проблеме.
● проблемный вопрос.
● ссылка на авторитетное мнение по
вопросу, близкому к обсуждаемой
проблеме.
● создание определенного
эмоционального настроя.
Важно помнить, что основная цель
вступления - подвести к формулировке
II. Формулировка
проблемы:
Слово "проблема" (или "вопрос") обязательно должно
прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему
с авторской позицией к этой проблеме. Проблема
формулируется либо как вопрос, либо сочетанием
слова «проблема» с существительным в родительном
падеже
Можно использовать следующие речевые клише:
• Автор поднимает проблему...
• Автор затрагивает важную проблему...
• Автора текста размышляет над проблемой...
• В тексте поднимается проблема…
• Проблема, которую рассматривает автор,
заключается в том, что...
III. Комментарий к проблеме.
Вам требуется поразмышлять над
некоторыми вопросами,
• насколько актуально то, о чем
пишет автор, и почему;
• кому и в каких
ситуациях приходится
сталкиваться с подобной
проблемой;
• если это возможно, коснитесь
«истории вопроса», т.е. коротко
расскажите о том, как эту
проблему рассматривали,
пытались решить другие авторы;
• есть ли по этому вопросу иная
•
Клише:
Несомненна актуальность поднятой
автором проблемы, потому что…
• Проблема, затронутая автором текста,
без сомнения, сложна и серьёзна, так
как…
• Острота и значимость данной
проблемы не вызывают сомнения,
ведь…
• Актуальность поставленной автором
текста проблемы подтверждается тем,
что, несмотря на многочисленные
попытки решить её, она до сих пор
волнует писателей, публицистов и,
конечно, нас – читателей…
• Поднятая нравственная проблема
актуальна, злободневна, так как…
IV. Авторская точка
зрения.
Позиция автора - это вывод, к
которому приходит автор,
раздумывая над какой-либо
проблемой.
V. Согласие/несогласие с
автором и аргументация.
Цель аргументации — убедить в чем-
либо, укрепить или изменить мнение.
Сначала пишется согласие или
несогласие с авторской точкой зрения,
а далее нужно привести два аргумента
(1 из литературы и 1 из жизненного
опыта или 2 из литературы), третий – не
засчитывается.
Для согласия/несогласия с позицией
автора:
• Я разделяю (не разделяю) точку
зрения автора на проблему …
• Я придерживаюсь (не придерживаюсь)
того же мнения на проблему …, что и
автор.
• Я согласна (не согласна) с автором в
том, что …
• Мне близка позиция автора тем, что …
VI. Заключение:
В заключительной части
нужно подвести итог всему
сказанному, сделать обобщение,
вывод. Как и вступление,
заключение должно быть
органично связано с основным
текстом.
Речевые клише для
заключения:
• Таким образом, на основании
вышеизложенного можно сделать
вывод…
• Подводя итог, хочется сказать…
• Обобщая сказанное, можно сказать,
что… Из этого следует, что…
• Этот текст ещё раз убедил меня в том,
что…
• В заключение я должна(ен) сказать,
что старания автора не прошли даром –
они пробудили в моей душе желание
лучше осмыслить проблему…
• Этот текст заставил меня ещё глубже
задуматься над проблемой...,
переоценить её важность в нашей
жизни…
РЕФЛЕКСИЯ
Какую цель мы поставили на
сегодняшнем уроке?
Достигли ли мы целей, которые
ставили в начале урока?
Мне было интересно …
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно …
Д З: выполнить
начатую работу в
классе до конца