СКУЛЬПТУРА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скульптура - (от лат. сл. sculptura, от sculpo –высекаю, вырезаю); Plastike- ваяние, пластика; от plaso- леплю.
Скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерна и осязаема.
СКУЛЬПТУРА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Скульптура по использованию:
самостоятельная;
часть архитектурного ансамбля;
часть архитектурного декора.
Материал: глина и обожженная глина (керамика - терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс, камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), стекло, пластилин и др.
Техника скульптуры: лепка, рубка, чеканка, высекание, резьба, ковка, сварка и т.д.
Скульптура по жанру:
Портрет (бюст; в полный рост);
Бытовой (жанровая сцена, двухфигурная, многофигурная композиция);
Исторический;
Символический;
Аллегорический;
Анималистический.
СКУЛЬПТУРА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа).
СКУЛЬПТУРА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Выразительность скульптуры:
построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений;
четкость и цельность силуэта;
фактурная обработка поверхности и детали.
Лаокоон с сыновьями. Агесандр, Полидор,
Афинодор. Древняя Греция
РОД СКУЛЬПТУРЫ
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
Род скульптуры, является одним из древнейших видов изобразительного монументального искусства, имеющих культовое, мемориальное назначение.
К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы.
Памятник де Ришельё в Одессе. И.Мартос. Ампир
РОД СКУЛЬПТУРЫ
К монументальной скульптуре мемориального характера формы (триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями).
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Конный памятник Петру I. Э.М.Фальконе
СКУЛЬПТУРА, КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ТИПЫ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЫ:
Памятник - произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие.
Стела - вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.
Обелиск - четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.
Ростральная колонна - отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей.
РОД СКУЛЬПТУРЫ
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом.
Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно).
Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.
РОД СКУЛЬПТУРЫ
Монументально-декоративная скульптура
включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, садово-парковая скульптура).
Скульптурный ансамбль в одном из частных садов юга России
РОД СКУЛЬПТУРЫ
СТАНКОВАЯ
Род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр).
Статуя - скульптурное изображение фигуры человека или животного, имеющее полный трехмерный объем и величину, близкую к натуральной или большую.
Грозящий Амур, 1755—57гг. Э.М.Фальконе. Мрамор. 48 х 34 х 22 см Лувр, Париж. Рококо
РОД СКУЛЬПТУРЫ
Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине.
Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.
Давид. Микеланджело Буанорроти
РОД СКУЛЬПТУРЫ
МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА
Это вид станковой скульптуры, отличающейся небольшими размерами.
Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом
К мелкой пластике относятся также глиптика и медальерное искусство. Предназначена главным образом для украшения интерьера.
В ней используются самые разнообразные материалы: камень, глина, металл, фарфор, стекло, полудрагоценные и драгоценные камни и т. п.
РОД СКУЛЬПТУРЫ
МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА (Скульптура малых форм)
Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику.
ЖАНР СКУЛЬПТУРЫ
Портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого.
Виды портрета:
портрет-характер, показывающий природные свойства человека;
портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей;
портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека;
портрет-символ.
Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура.
Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре.
ЖАНР СКУЛЬПТУРЫ
Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.
ЖАНР СКУЛЬПТУРЫ
Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.
ЖАНР СКУЛЬПТУРЫ
Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).
Смерть Сократа, 1875г. М.М. Антокольский. Реализм
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Возникновение скульптуры связано с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями.
Это изображения животных, женщин (прародительница человеческого рода), грубоватость форм.
Бычок. Неолит
середина III тыс. до н. э.
Идол. Неолит,
вторая половина III тыс. до н. э.
Женская статуэтка 23-21 тыс. лет до н.э.
Птичка. Поздний палеолит
22-21 тыс. лет до н.э.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Значение Скульптуры - имела ритуальное и магическое. Скульптура служила увековечиванию строгой общественной иерархии, власти богов и царей.
Скульптура приобрела:
грандиозность масштабов;
каноничность (др.Египет);
яркость раскраски (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия);
в рельефах введены многочисленные мелкие детали, в том числе элементы пейзажа.
Скульптура древней Индии
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
АНТИЧНОСТЬ
Вид скульптуры:
Круглая;
Рельефная.
Тема: Герои и образы античной мифологии.
Цель: Воплощение в своих образах идеал красоты, гармонично развитой личности.
Афродита с Эротом(конец IV в. до н.э. Танаагра)
Центральная плита рельефа, украшающего трон Афродиты
(вторая четверть V в. до н. э.)
Дискобол. Мирон
(высокая классика)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
ЭПОХА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Вид скульптуры:
Рельефная;
Скульптура малых форм.
Задача:
Идеализация образов, которая усиливает духовную насыщенность образов).
Характер: религиозно-мистический.
Тайная вечеря. Скульптурная капитель церкви Сен Поль в Иссуаре. Середина XIIв.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
ЭПОХА РЕНЕССАНСА
Скульптура освобождается от религии (от религиозно-мистического содержания). Скульптура приобретает реалистические тенденции. В скульптурных образах воплощается яркие человеческие характера, проникнутые духом жизни и утверждением.
Вид скульптуры:
Круглая;
Рельефная;
Скульптура малых форм.
Скульптурная группа «Пьета».
Микеланджело Буаноротти
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
XIX век
В скульптуре утверждаются сюжеты взятые из современной жизни, крестьянская тема.
2-я пол. 19 века- распад синтеза архитектуры и искусства, упадок монументально-декоративной и монументальной скульптуры.
к.19 века- н.20 века- стиль «модерн»- возрождается синтез искусств
Задача скульптуры- оформление фасадов, интерьеров.
Вид:
Круглая;
Рельефная (станковая, декоративная).
Основное значение - пластическая выразительность форм.
Вечный идол. Огюст Роден
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКУЛЬПТУРЫ
XX век
Скульптура развивается и приобретает противоречивый характер. В скульптуре – применяются различные нетрадиционные материалы (течения - кубизм, сюрреализм, конструктивизм и т.д.)
Скульптура- отрицание художественной пластичности форм.
Фигура человека, 1963г. Дейвид Смит
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.