Оборудование: Компьютерный класс, проектор.
Цели урока:
Обучающая цель: формирования умения и навыков работы с электронными таблицами;
развивающая цель: развитие у школьников теоретического и творческого мышления, познавательного интереса, формирование информационной культуры, потребности приобретения знаний и навыков делового взаимодействия;
мотивационная цель: повышение интереса к изучению предмета.
Задачи урока:
воспитательная: развить у обучающихся навыки самостоятельности в работе;
учебная: изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами;
развивающая: развивать логическое мышление, память, внимательность.
План урока:
1. Организационный момент
2. Мотивационное начало урока
3. Работа за компьютерами
4. Объяснение нового материала
5. Подведение итогов. Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих учащихся, запись даты и темы в тетрадь.
2. Мотивационное начало урока.
Сегодня мы познакомимся с различными видами ссылок в ЭТ, но вначале урока вспомним, что такое электронные таблицы, основные элементы электронных таблиц, основные моменты работы с электронными таблицами.
Вопрос учителя |
Ответ учащихся |
1. Что такое ЭТ? |
1. Компьютерные программы, предназначенные для хранения и обработки данных, представленных в табличном виде |
2. запуск программы |
2. Из главного меню Пуск —> Программы —> Microsoft Excel |
3. Документ в Excel |
3. рабочая книга |
4. Каждая рабочая книга состоит из … |
4. нескольких листов |
5. листы состоят из … |
5. столбцов и строк |
6. пересечение строк и столбцов образуют … |
6. ячейки |
7. обозначение столбцов, и возможное их количество |
7. латинскими буквами, 256 |
8. обозначение строк, максимально возможное количество строк |
8. цифрами, 65536 |
9. из чего состоит номер ячейки? |
9. объединение номеров столбца и строки без пробела между ними (А1, ВС46) |
10. обозначение текущей ячейки |
10. широкая рамка вокруг ячейки |
11. как сделать активной (текущей ячейку)? |
11. щелкнуть по ней мышкой |
12. перемещение по таблице происходит с помощью … |
12. стрелок |
13. для ввода данных необходимо … |
12. выбрать нужную ячейку, ввести данные, нажать Enter |
14. чтобы выделить целый столбец или строку … |
14. необходимо щелкнуть по его имени |
15. как выделить диапазон ячеек? |
15. Схватив мышью с начала диапазона протянуть до последней ячейки диапазона |
16. какую информацию можно вводить в ячейки? |
16. текст, числа, даты, формулы |
17. Как ввести формулу? |
17. всегда начинается со знака равенства. |
3. Работа за компьютерами
Сейчас мы с вами, рассмотрим, как происходит копирование данных в ЭТ. Для этого выполним небольшую работу.
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 |
1 |
1 |
=A2+B2 |
|
|
|
3 |
2 |
2 |
|
|
|
|
4 |
3 |
3 |
|
|
|
|
5 |
4 |
4 |
|
|
|
|
6 |
5 |
5 |
|
|
|
|
Давайте проанализируем, что у нас получилось при копировании формулы? В ячейке С2 что записано? В ячейке D2, E2? Ответы ребят: При копировании в строку у нас меняются обозначение столбцов.
В ячейке С2 что записано? В ячейке С3, С4? Ответы ребят: При копировании вниз, меняется значение строк.
Молодцы! На этом этапе я хочу предложить вам выполнить еще одну небольшую работу. Для этого перейдите, пожалуйста на Лист 2, и создайте следующую таблицу:
|
A |
B |
C |
1 |
Курс евро |
40 |
рублей |
2 |
Страна |
Цена в евро |
Цена в рублях |
3 |
Англия |
600 |
|
4 |
Болгария |
250 |
|
5 |
Бельгия |
420 |
|
В ячейку С3 записываем формулу: =В1*В3. Копируем формулу вниз. Что произошло? Давайте выяснять? Почему получились другие ответы?
Ответы ребят: Надо умножать на постоянное число, а у нас число изменилось.
Как сделать, чтобы число не менялось? Нам надо значение ячейки В1 зафиксировать, т.е. сделать абсолютной, не изменяющейся.
Вот здесь мы с вами и подошли к теме нашего урока «Абсолютные и относительные ссылки».
4. Объяснение нового материала
Вернитесь к ячейке С3, в строке формул поставьте курсор мыши и нажмите клавишу F4, что произошло? Появился знак доллара, он нам говорит о том, что ячейка В1 зафиксирована. Скопируйте снова формулу. Все получилось.
Запишем в тетрадку следующие моменты:
1. Абсолютные ссылки в формулах используются для указания фиксированного адреса ячейки («замораживания ячейки»). При перемещении или копирование формулы абсолютные ссылки не изменяются. (пример $A$2, $CH$65000)
2. Относительные ссылки при перемещении или копировании формулы автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки в которую скопирована формула. При смещении положения ячейки на одну строку в формуле изменяется на единицу номера строк, а при перемещении на один столбец на одну букву смещаются имена столбцов.
3. Существуют еще смешанные ссылки, в которых координата столбца относительная, а строки – абсолютная (например, A$1), или, наоборот, координата столбца абсолютная, а строки – относительная (например, $B1).
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
С этими ссылками мы с вами еще поработаем на следующем уроке. А сейчас вашему вниманию я хочу предложить игру «Веришь – не веришь». Я буду задавать вопросы, касающиеся нашей темы, а вы будете отвечать только «Да» или «Нет».
Верите ли вы, что:
1. Можно изменить размеры столбцов и строк электронной таблицы. (ДА)
2. В программе Excel более 400 встроенных функций. (НЕТ)
3. Существует ячейка с адресом 23А. (НЕТ)
4. С помощью программы Excel можно проводить тестирование. (ДА)
5. Программа Excel используется банковскими служащими. (ДА)
6. При написании формулы обязательно используется знак +. (НЕТ)
7. В ячейку можно вставить картинку. (НЕТ)
8. С помощью программы Excel можно ретушировать фотографии. (НЕТ)
9. В программе Excel 65536 столбцов. (ДА)
10. Основным документом MSExcel является лист. (НЕТ)
11. Формула может содержать адреса ячеек. (ДА)
12. С помощью программы Excel можно строить диаграммы. (ДА)
Домашнее задание: п. 4.2.3., записи в тетрадях
6. Рефлексия
Спасибо за урок!
Учитель: Лукиянова С.Н.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.