Элементы самообразовательной деятельности учащихся на занятиях биологии. Разноуровневые биологические диктанты.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 03.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Самостоятельная работа с книгой является средством овладения обучающимися глубокими знаниями, формирование у них активности и самостоятельности, развития умственных способностей. Поэтому педагоги призваны привить ребятам умение самостоятельно добывать и применять знания, эффективно работать. От этого во многом зависит результативность учебно-воспитательного процесса, главная цель которого заключается в формировании всесторонне развитой личности, готовой к активной трудовой деятельности.
Иконка файла материала Элементы самообразовательной деятельности обучающихся на занятиях по биологии.docx

Элементы самообразовательной деятельности учащихся на занятиях биологии. Разноуровневые биологические диктанты.

Понятие «самообразование» - это овладение знаниями по инициативе самой личности, а также самостоятельный выбор форм, удовлетворяющий познавательным потребностям и интересам.

Под познавательной самостоятельностью понимают такое качество личности, характеризующееся ее стремлениями и умениями без посторонней помощи получать знания, овладеть средствами деятельности и решать познавательные задачи. В энциклопедии образования познавательная самостоятельность определяется как: «Сформированность потребности и умения самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой познавательной ситуации, самому видеть вопрос, задачу».  

Значительное влияние на формирование познавательной самостоятельности студентов имеет осознанная самостоятельная работа. Ученые доказали, что при систематическом выполнении самостоятельных работ на должном дидактическом уровне качество и прочность усвоенных обучающимися знаний повышается, формируются их познавательные возможности, мыслительная деятельность, умения и навыки.

Самостоятельная работа с книгой является средством овладения обучающимися глубокими знаниями, формирование у них активности и самостоятельности, развития умственных способностей. Поэтому педагоги призваны привить ребятам умение самостоятельно добывать и применять знания, эффективно работать. От этого во многом зависит результативность учебно-воспитательного процесса, главная цель которого заключается в формировании всесторонне развитой личности, готовой к активной трудовой деятельности.

В приобретении умение работать с книгой существенную роль играет знание преподавателем и студентом структуры познавательной деятельности. Для успешной самостоятельной работы с книгой надо знать, какие действия входят в ее состав и в какой последовательности они выполняются. Следует отметить, что самостоятельная работа только тогда дает значительный положительный эффект, когда учитываются мотивы обучения.

Поэтому особого внимания заслуживает работа обучающихся с учебником, научной и справочной литературой, в процессе которой прививаются умения и навыки работать с книгой:

        составлять план прочитанного;

        конспектировать прочитанное;

        сопоставлять содержание текста с объяснением преподавателя;

        сравнивать и обобщать материал нескольких параграфов;

        разбираться в выводах и формулах;

        делать выводы из обработанного материала;

        выделять в тексте основные структурные элементы знаний;

        систематизировать изложенные факты, классифицировать понятия и другие элементы научных знаний;

        самостоятельно изучать небольшие разделы текста;

        работать с рисунками, таблицами, графиками и получать с них необходимую информацию.

В работе с дополнительной литературой:

        пользоваться содержанием и указателями;

        работать с каталогом, составлять библиографию по вопросу, который интересует в данный момент;

        использовать справочные материалы.

Составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации – это также является важной формой самостоятельной работы на занятии. При использовании такого вида работы регулярно, студенты лучше усваивают материал, у них повышается интерес к предмету и качество знаний. При этом, у сильных ребят появится возможность больше времени уделить дополнительной литературе, а у тех обучающихся, кто чуточку слабее – увеличится шанс получить положительную отметку и сохранить уверенность в своих силах.  

Значительное место в учебно-воспитательном процессе занимают практические и лабораторные занятия. Главная их задача - закрепление, перевод в долговременную память теоретических знаний, формирование навыков и умений по биологии, овладение аппаратом научных исследований.

Использование  самостоятельной   работы  обучающихся с компьютерной презентацией для изучения нового материала и выполнение компьютерных тестов также является одним из направлений самообразования студентов. 

Игра наряду с трудовой и учебной деятельностью является важным средством организации самостоятельного обучения студентов. Используются для повышения мотивации изучения биологии и позволяют в доступной форме повторить сложный материал или проявить эрудицию с новым. На занятиях биологии часто используются такие игровые моменты и игры как:

• викторина

• найди ошибку

• убери лишнее

• настольные лото и домино по биологии

• имитационные игры: “Поле чудес”, “Пойми меня”

• ролевые игры

• разгадывание и составление кроссвордов

Идея проектной деятельности состоит в том, чтобы научить студентов ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, активно заниматься ее поиском, используя все возможные источники, в том числе Интернет-сайты. Учебный проект значим и для самих обучающихся как возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности.

Так, одной из форм самообразования можно предложить подготовку разноуровневых диктантов, которые составляются и проводятся самими первокурсниками. Предварительно, за день до проведения самостоятельной работы проверяю структуру содержания вопросов, правильность ответов.

Примеры биологических диктантов:

Тема: «История эволюционных идей»

1.Термин «эволюции» был введен в науку в ХVIII в. швейцарским зоологом (Шарлем Бонне)

2. Под «эволюцией» в биологии понимают (процесс исторического изменения живых существ и их сообществ).

3.Метафизическое направление в биологии называют (креационизм-создание, творение).

4.В создание системы природы внес выдающийся шведский ученый (К. Линней).

5.Заслуги К. Линнея (принцип двойных названий, понятия вид, род, реформировал ботанический язык, создал первую научную систему живой природы).

6.Систематика наука (наука о классификации живых организмов).

7.Создатель первой теории эволюции (Ж.Б.Ламарк).

8.Данные геологии послужившие предпосылкой эволюционной теории Ч.Дарвина ( наука о вымерших живых организмов).

Тема: «Теория эволюции Ч.Дарвина»

1.Наследственность это- (передача наследственных признаков из поколении в поколение)

2.Изменчивость это (приобретение новых признаков или различий в пределах вида).

3. Процесс создания человеком пород животных и сортов растений называется (искусственный отбор)

4.Неопределенная или индивидуальная форма изменчивости (появление у отдельной особи нового проявления признака, которого не было у предковых форм)

5.Формы борьбы за существование (межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными факторами внешней среды).

6. Результат борьбы за существование (выживает сильнейший)

7. Критерии вида ( морфологический, генетический, физиологический, биохимический, экологический, географический)

7. Элементарная единица эволюции (популяция)

8.Результат естественного отбора (адаптация организмов)

9.Формы адаптации (окраска, маскировка, мимикрии, биохимическая, физиологическая, поведенческая)

10. Характер адаптации (относительный)

11. Пути видообразования (географический и экологический)

12. Пути эволюции (биологический прогресс и биологический регресс)

13. Главные направления эволюции ( ароморфоз (арогенез), дегенерация (катагенез), идиоадаптация(аллогенез)

14.Органы имеющие одинаковое происхождение, но выполняющие разные или сходные функции называют (гомологичными)

15. Органы имеющие разное происхождение, но при этом выполняющие одинаковые функции называют (аналогичными)

16.Органы утратившие в результате эволюции свое первоначальное значение (рудименты)

17. Частичный возврат к предкам (атавизмы)

18.Наука, занимающаяся остатками, отпечатками, слепками живых организмов (палеонтология)

19.Историческое развитие организма (филогенез)

 «Основные функции растительного организма».

I-II уровень( max-6баллов).

1.      Какой газ выделяет растение во время фотосинтеза?    ( кислород )

2.      Выделяют растения воду?                                                        (да )

3.      Как называются образования для транспирации на листках растений ?  (устьица)

4.      В какое время суток идет фотосинтез?                                  ( днем).

5.      По чему движутся вода с минеральными веществами?                ( по сосудам)

6.      По ситовидным трубкам движутся………….     ?    (органические вещества)

7.      Точное ли такое утверждение: « Свет растению необходим, чтобы жить» ?     (нет)

8.      Во время какого процесса идет поглощение кислорода?         (дыхания)

9.      Фотосинтез идет в каких органоидах клетки листа?       ( в хлоропластах )

10.  Какой прием обработки грунта нужен для обогащения кислородом, уничтожения сорняков  ?       ( рыхление )

11.  Как иначе называется процесс обмена веществ?    ( метаболизм )

12.  Что прорастает в семени ?      ( зародыш)

Ремарка: Ценность каждого правильного ответа – 0,5 балла.

III уровень ( max – 3балла )

1.      Как называется боковая образовательная ткань в древесном растении?     (камбий)

2.      Когда вносят органические удобрения ?        ( осенью )

3.      Процесс транспирации связан с поглощением раствора минеральных веществ корнем ?        (да )

4.      Что необходимо ещё для прорастания семени, кроме температуры, влаги в грунте и воздуха ?        ( живой зародыш )

5.      Назвать противоположный процесс дыханию?     (фотосинтез )

6.      Какое значение имеет дыхание в жизни растения ?    ( для образования энергии )

7.      В каких местах произрастания развивается длинная корневая система ? (в пустынях)

8.      Какое явление в жизни растений прекращает процесс транспирации?  (листопад)

9.      О чем идет речь: клетки живые, содержимое клетки отодвинуто в сторону, между клетками есть отверстия, по которым сочится раствор органических веществ  ?           ( ситовидные трубки )

10.  Почему нельзя держать семена в закрытой банке?  ( нет воздуха для дыхания )

Ремарка : Ценность каждого ответа  -- 0.3 балла.

IV уровень  (max – 3 балла )

1.      Какое явление будет наблюдаться у комнатного растения, если его долго не поливать           (листопад )

2.      Что заставляет верхушку корня расти вниз      ( всемирное тяготение )

3.      Почему клубни картофеля на солнце                ( лейкопласты превращаются в хлоропласты )

4.      Какой процесс напоминает «питьё коктейля через трубочку»       ( поступление в растение раствора минеральных веществ благодаря корневому давлению )

5.      Колючки у верблюжьей колючки – это полезное или вредное приобретение с точки зрения верблюда   ( полезное )

Ремарка  :  Ценность каждого ответа – 0,6 баллов.

Контроль правильных ответов ведется с «голоса» студента, который проводит диктант. Оценивание идет путем взаимопроверки в парах. Затем суммируется количество баллов по четырем уровням; выставляется итоговая оценка по самостоятельной работе.

Самостоятельная работа требует умственного напряжения, а это важно, так как это развивает творческую активность обучающихся. Атмосфера увлеченности, ощущение посильности задачи даёт возможность ребенку преодолеть стеснительность, чувствовать себя уверенно, что благотворно сказывается на результатах обучения. Благодаря использованию самостоятельной работы на занятиях биологии, у студентов развивается познавательный интерес к предмету, они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, научно - практических конференциях по биологии и имеют неплохие результаты. Самостоятельная работа способствует формированию умения учиться без посторонней помощи. Приобретенное умение самостоятельно учиться, несёт в себе возможность в любой момент увеличить запас знаний.