Задание по ЕНФГ. кейм Насекомоядные растения

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 02.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кейс-задания удобны для организации групповой и индивидуальной работы, а также соответствуют требованиям ФГОС и школьной программы по биологии. Подборка заданий поможет учителю биологии обеспечить учащимся положительные эмоции, сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. Каждое задание рассчитано на 10-15 мин и может быть использовано как на одном из этапов урока, так и для организации индивидуальной или групповой деятельности обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности. Пособие предназначено для учителей естественнонаучных дисциплин, студентов и преподавателей естественнонаучных специальностей педагогических ВУЗов, слушателям курсов повышения квалификации учителей, а также школьникам, интересующемся естественнонаучными проблемами.
Иконка файла материала Кейс Насекомоядные растения.docx

Кейс                                          Насекомоядные растения

Жирянка

Это насекомоядное растение. Для ловли насекомых она использует свои листья. На верхней стороне листа находятся многочисленные железки на ножках, выделяющие сахаристую слизь и  сидячие  железки, которые выделяют слизь, содержащие ферменты для переваривания добычи. Листья привлекают насекомых своими блестящими капельками слизи. Насекомое опускается на лист  и прилипает к его поверхности. Дёргаясь, пытаясь вырваться, оно раздражает поверхность листа, отчего он начинает медленно скручиваться, и захваченное таким образом насекомое переваривается.

 

Примеры ловчих аппаратов насекомоядных растений

 

 

 

 

 

 

Росянка круглолистная

Листья у росянки небольшие, не более 1 см  длиной, округлые, собраны в прикорневую розетку. Покрыты длинными волосками, выделяющими клейкую жидкость, из-за этого  растение выглядит как бы покрытым капельками росы, отсюда и название. Мелкие насекомые (комары, мухи и другие), привлекаемые видом  блестящих капелек, садятся  на листья   и приклеиваются к ним. Лист начинает медленно сворачиваться  и выделять ферменты, которые помогают переварить насекомое.

                

 

 Хищная пузырчатка

В стоячих водоемах  на болотах  встречается еще одно растение-хищник – пузырчатка  обыкновенная. Это растение плавает у поверхности воды. У пузырчатки нет корней. Но у некоторых сегментов листовой пластины имеются  пузырьки, которые частично заполнены воздухом. В этих пузырьках есть вход и нет выхода  для мелких живых организмов, такие как рачки, личинки комаров. Пленниками могут стать даже мальки рыб. Когда жертвы попадают  в пузырек, они погибают, разлагаются  и питательные вещества достаются коварной  пузырчатке.

                   

 Венерина мухоловка

Это насекомоядное растение. Ее ловушки состоят из листьев, по форме напоминающих  раковины двухстворчатого моллюска с длинными  зубчиками по краям. По ободку створок  вдоль внутреннего края располагаются железы. Они вырабатывают приятно пахнущий нектар, привлекающий насекомых. Каждая из двух  внутренних плоских поверхностей ловушки снабжена  чувствительными волосками. Если насекомое, привлеченное нектаром, неоднократно касается этих волосков, то ловушка закрывается. Из желез, расположенных внутри, выделяется пищеварительный сок, и насекомое начинает перевариваться. Ловушка остается закрытой в течение нескольких дней.

Вопросы

1.Предположите, по какой причине растения перешли к хищному  способу питания?

2. Назовите два способа, которым растение может поймать насекомое. Предположите, каким образом растения стараются обезопасить своих опылителей от попадания в ловушку.

3. Благодаря какому механизму происходит захват и последующее переваривание насекомого?