Возрождение или Ренессанс
Renaissance, Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый» — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени.
ВРЕМЯ: начало XIV — последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века
Отличительная черта эпохи Возрождения
Светский характер культуры и её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Джорджо Вазари – итальянский художник впервые употребил термин «Возрождение».
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века.
РАЗУМ И ТВОРЧЕСКАЯ МОЩЬ ЧЕЛОВЕКА
Философы Возрождения преклонялись перед разумом и его творческой мощью.
Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы.
В мудрости и познании человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.
Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.
В 1459 г. во Флоренции создается академия – новая форма организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к самым разным научным проблемам.
ТОМАС МОР
Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека, положено начало научной медицине и анатомии. Крупные изменения произошли и в общественных науках – ученый Томас Мор предпринял попытку разработки «идеального» общественного устройства». Написал книгу «Утопия»
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями.
Виола, бытовавшая в аристократической среде, и скрипка — инструмент народного происхождения.
Новые музыкальные жанры:
сольная песня, опера
ИЗОБРЕТЕНИЕ НОТ. XI век
Гвидо д'Ареццо, он же Гвидо Аретинский (Guido of Arezzo или Guido Aretinus, 991/992 – после 1033) – средневековый специалист по теории музыки. Считается изобретателем современной музыкальной нотной записи, известен как автор второго по популярности средневекового трактата по музыке – 'Micrologus'.
Гвидо Аретинский был монахом бенедектинского ордена итальянского города-государства Ареццо. Гвидо использовал практические приемы безвестных руководителей церковных хоров.
ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Для живописи характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.
Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы:
построение объемной композиции,
использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане.
Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Хотя расцвет итальянского Возрождения пришелся на Рим, ни один из ренессансных скульпторов, художников, музыкантов не родился в этом городе. На протяжении 15-16 веков в Рим приглашали архитекторов, художников и людей других творческих профессий, но по завершению работы они почти всегда покидали город.
В эпоху Возрождения, особенно в 16 веке, искусство создания картин было недостойным занятием для мужчин. Так как рисование включает ручную работу, художники относились к ремесленникам и социальный статус их был не выше, чем у сапожников и портных.
Просто неприлично.
МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ. «ПЬЕТА»
Шедевр «Пьета» — единственная подписанная работа Микеланджело. Позже он пожалел о том, что отметил своё имя на скульптуре, назвав это «вспышкой гордости» и зарёкся никогда больше не подписывать свои работы. «Пьета» в настоящее время находится в Соборе Святого Петра в Ватикане.
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства.
Характерные черты
Симметрия, пропорции, геометрия и порядок составных частей, полукруг арки, полусфера купола, ниши.
Филиппо Брунеллески (1377—1446)
Основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол Флорентийского собора, до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.