Концепция Рая
Большую часть поэмы Данте рассказывает о своем «путешествии» по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Также каждой сфере соответствует определенный чин ангела.
Небо Луны
На небе Луны появляются фигуры, поначалу принимаемые Данте за отражения, так что он оборачивается, чтобы увидеть оригиналы. Эти бледные тени – пассивные Души, не сдержавшие обета. Поддавшись давлению злой воли, они сошли с верного пути, но сохранили любовь к своим идеалам. На вопрос Данте, не тоскуют ли они по более высокому уделу, звучит ответ: несмотря на то что царство небесное иерархично и блаженные души тоже распределены по ступеням, всякое место на небе – Рай и блаженство всех душ одинаково.
Небо Меркурия
Второе небо – Меркурий. Здесь Данте встречают танцующие и поющие честолюбивые Духи. Их достоинство в активной реализации идеалов. Главная встреча на небе Меркурия – с императором Юстинианом. Его речь представляет собой целый исторический трактат, в основном посвященный Риму.
Небо Венеры
Взлетев на третье небо – небо Венеры, Данте видит, как внутри светила кружатся маленькие звезды. Это души любвеобильных; характер и скорость их полета зависят от степени погруженности в созерцание бога. Души этого неба говорят с Данте о необходимости вдумчиво следовать природе и об очищающей силе любви.
Небо Солнца
Пять песней посвящены пребыванию на небе Солнца, где перед Данте разворачивается целый мир средневековой философии. Не случайно именно здесь встречают Данте души мудрецов. Поэта окружает венец из сияющих и поющих солнц, который трижды оборачивается вокруг него. Один из светочей начинает речь и знакомит Данте с остальными. Это Фома Аквинский – пожалуй, самый знаменитый философ XIII в.
Небо Юпитера
Перенесенный Беатриче на шестое небо, Данте погружается в белизну Юпитера. Это звезда царя древнего Олимпа, вершителя правосудия, и духи, которые явились здесь Данте, прославлены своей справедливостью. Души летающими искрами кружатся перед Данте.
Небо Сатурна
Следующий этап вознесения — небо Сатурна, где Данте являются души-созерцатели. Поэт видит лестницу, уходящую бесконечно высоко, и спускающихся по ней созерцателей в облике огней. Это лестница Иакова, описанная в Библии. Она соединила небо и землю, но «теперь к ее ступеням не подъята ничья стопа». Созерцающие души — это монашество, которое призвано было хранить чистоту веры.
Звездное небо
Когда Беатриче легко взметнула Данте на следующее небо, в сферу неподвижных звезд, он очутился в созвездии Близнецов, влияние которых в момент рождения Данте направило его на путь искусства и науки. Это место оказалось подходящим для того, чтобы сделать небольшую остановку и оценить пройденный путь. Восьмое небо являет Данте картины осуществленной божественной мудрости и силы. Здесь место для душ «торжествующих».
Небо Перводвигателя
Перводвигатель – это кристальное последнее небо, которое движется с максимальной скоростью, так как стремится каждую свою точку соединить с каждой точкой Эмпирея. Эмпирей – невещественная и непространственная световая сфера, Рай в собственном смысле слова.
Роза блаженных (Эмпирей)
Последнее событие великого странствия Данте – созерцание Розы блаженных. Беатриче в последний раз возносит Данте на новый уровень. Мы видим, что Рай в изображении Данте, при всей его переполненности блаженством, - очень динамичный организм. Образ амфитеатра совмещается с образом цветущей белой розы, обращенной к лучу солнца-бога. В луче летают посланники бога– ангелы. Странствие Данте окончено. Свою миссию он выполнил, рассказав миру обо всем, что увидел.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.