Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма.
Цели:
1. Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент».
2. Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.
3. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
4. Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
Оборудование и материалы:
1. Альбом репродукций: «Современные народные художественные промыслы».
2. Музыкальный ряд: русские народные песни.
План занятия:
1. Беседа о вышивке как виде народного творчества.
2. Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.
3. Культовое значение элементов орнамента.
4. Прослушивание русских народных песен.
5. Постановка художественной задачи, выбор композиции и приёмы работы.
6. Работа над эскизом.
7. Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.
Ход занятия
Беседа
Ребята! Вы обращали внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего применялась вышивка.
Вышивка – один из распространённых видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времён. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли своё свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Всё сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое,
То приданое немалое.
Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором.
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел своё значение и смысл. Учёные отмечают три значения орнамента:
1. Слава божеству! Праздник.
2. Просьба плодородия.
3. Благодарность Богу за содеянное.
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
У русских вышивальщиц всегда существовали любимые мотивы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения растений.
В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозными верованиями славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окружённой цветами, птицами, зверями или всадниками.
Вышивки выполнялись различными нитками: льняными, шерстяными, шёлковыми, реже – металлическими. Иногда вышивку дополняли блёстками, бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
Постановка художественной задачи
Вот и мы сейчас будем разрабатывать свой орнамент для вышивки под впечатлением народных узоров на одежде.
Вспомним, что такое орнамент.
Орнамент (от лат. – украшение) – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Орнамент выполним в технике мозаики, составляя его из одинаковых маленьких кусочков бумаги.
Работа над эскизом
Сочиняется орнамент в полосе, а также можно орнамент, изображающий древо жизни, коня и птиц, оберегов с народной вышивки. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым, уточняется композиционный замысел.
Подведение итогов
А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех становится теплее и радостнее на сердце. Мы побывали в гостях у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.