«Выберите себе работу по душе,
и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни»
(Конфуций).
Я-УЧИТЕЛЬ
Звенит звонок. Я снова спешу на встречу с детьми. Уроки, уроки, уроки!
Вот уже 17 лет я работаю в школе . Я- учитель. Мысли уносят в уже далёкий 1992 год. Десять лет школы позади. А впереди неизведанное. Куда пойти учится? Всегда хотелось творить, создавать что - то новое, интересное, красивое. Всегда нравилось наблюдать, как художники расписывают посуду,создают из безликой болванки-шедевр. Но художественного училища рядом не было, а вот педагогическое училище было рядом. Профессия педагога мне была не знакома, но что - то уже тогда привлекало. Хорошо помню первую линейку в Педучилище №11 г. Зеленограда. Звучит учительский гимн:
«Понимаешь, мама, я учитель.
Видишь, я вхожу, бледнея, в класс.
Это мне решили поручить их.
Сорок душ и восемьдесят глаз».
Слышу слова, мелодию и по спине мурашки, понимаю – это моё. Я люблю детей, я хочу видеть их широко раскрытые глаза. Я хочу стать учителем. По окончании училища я уже поняла, что моя профессия самая творческая. Чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, создать что-то новое. Затем записать или напечатать, вырезать, наклеить, нарисовать. А потом оживить, дифференцировать, распределить, воплотить, сыграть, прочувствовать! И тогда ни один урок не будет похож на другой.
Два года пролетели незаметно. И вот, я уже учитель начальных классов. Когда я впервые вошла в класс, было страшно. Смогу ли?. А достаточно ли во мне сил и мудрости, чтобы учить других? Что, кроме знаний, я могу дать детям? Что я, как учитель, должна, могу, на что имею право? Да и что это значит «Я – учитель»? Но в тоже время, было чувство предвосхищения чего–то неизбежно интересного.
Школьная жизнь сразу и полностью захватила меня. Чего только не приходится проделать в течение одного дня! Внеклассная работа с детьми, роспись стен в школе, художественная самодеятельность и др. Но главное – это урок. Оказывается, «стоять у доски – интересно»! Ведь каждый урок – открытие. Я поняла, что обучение и воспитание детей – занятие многотрудное. В работе учителя важно всё: и свой почерк, то есть методическое мастерство, и безупречное знание предмета, и искусство общения.
С тех пор прошло уже много лет. Но каждый год, первого сентября, я вижу лица учеников, радостные, воодушевлённые. И до сегодняшнего дня стараюсь сделать так, чтобы очарование и неповторимость школьной жизни оставались с моими учениками до выхода из начальной школы.
Я не просто учитель. Я — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется основа умения учиться. В этом возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху. Каждый ребенок приходит в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нем веру в успех, не уметь «проектировать лучшее в человеке, пусть даже с риском ошибиться», огонёк жажды знаний гаснет. Ребёнок теряет веру в свои силы, но ещё хуже, если он свыкается с мыслью, что, ни к чему не имеет способностей. И тогда все педагогические поиски и построения терпят крах.
.
Я работаю в школе больше 17 лет. Изменилась ли наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Учитель должен идти в ногу со временем и меняться, соответствовать современным требованиям образования и учащихся. В наше время учитель должен научить детей применять полученные знания, научить анализировать поток информации, научить учиться. Обучение в школе приобретает практико-ориентированное направление и деятельностный подход. Прав был древний мыслитель из Китая Конфуций: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне, и я пойму, позволь мне сделать самому, и я научусь».
Таким образом, учитель должен стать советником-консультантом и направлять ученика в его учебном поиске, включать ученика в познавательную деятельность.
Столько всего изменилось за последнее время! Технологии развиваются с необычайной скоростью; количество информации, обрушившейся на головы детей, возросло в разы;сами дети изменились: они стали более открытыми, более любознательными, не боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение, они по-другому воспринимают и перерабатывают информацию.
Сегодня миру не нужны люди с готовым багажом знаний, который они не знают где и как применить. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, применять их во благо. Быть мобильными и коммуникабельными, способными к изменениям, люди, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.
Надо работать, творить, не жалея себя и своих сил, надо быть интересной! Надо соответствовать требованиям Профессионального стандарта и ФГОС. ФГОС - вовсе не страшная аббревиатура, это веяние нового времени.
Моя задача - организовать и создать условия для раскрытия способностей ребёнка с учётом его интересов. .Развивать индивидуальные возможности через разные виды деятельности: познавательную, творческую, трудовую, ценностно-ориентировочную, исследовательскую.
Ещё Б. Шоу говорил «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Необходимо учить ребёнка учиться, чтобы ученик не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности. Необходимо вооружить ребёнка теми умениями, которые обозначены в требованиях Федерального Государственного образовательного Стандарта.
Сегодня самый главный участник образовательного процесса (как принято говорить на языке Стандарта) и самый главный человек в школе – это Ученик. Вот этот конкретный ученик, со своими достоинствами и недостатками, с феноменальной памятью или заиканием, с невероятными математическими способностями или абсолютной функциональной неграмотностью, дисциплинированный или непослушный. И у него тоже свой взгляд на учителя. Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить учебный материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не носителем готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать.И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»?Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно».
Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе.
Я люблю школу. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся гулом детских голосов. Люблю школу днем – деловую, шумную, и веселую. Люблю вечером - немного уставшую от дел, иногда чем – то недовольную. Люблю свой класс. Люблю иногда уходить последней, выключать свет, думать о том, что завтра опять будет новый день, полный неожиданных открытий, интересных событий, день общения с моими учениками и коллегами…
Я – учитель. Это моё дело. Это мой выбор. Это моя жизнь.
«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни» (Конфуций). Считаю, что в этих словах и есть правда жизни.
Я верю, что затраченные силы моей души вернутся ко мне победами, успехами моих учеников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.