«Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста»
Проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста еще совсем недавно мало обсуждалась и не имела столь значимой роли развития детей дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы отражается в ФГОС ДО, в котором одной из главных и значимых задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». В современном обществе проблема отношений родителей и детей становится значимой для дальнейшего полноценного развития общества. Среди множества функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Именно с родительского отношения и взаимодействия с ребенком складывается его эмоциональное благополучие, его уверенность, а эмоциональное благополучие является фундаментом успешности во всех сферах деятельности формирующейся личности.
Эссе.docx
«Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития
ребенка дошкольного возраста»
Эссе
Эмоции «являются центральным звеном» психической
жизни человека, и прежде всего ребенка.
Л. Выготский
Проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста еще совсем недавно мало
обсуждалась и не имела столь значимой роли развития детей дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы отражается в ФГОС ДО, в котором одной из главных и
значимых задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия». В современном обществе проблема отношений родителей и детей
становится значимой для дальнейшего полноценного развития общества. Среди множества функций
семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция
пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности. Именно с родительского
отношения и взаимодействия с ребенком складывается его эмоциональное благополучие, его
уверенность, а эмоциональное благополучие является фундаментом успешности во всех сферах
деятельности формирующейся личности.
Много лет ученые изучали различные аспекты эмоционального развития и разрабатывали теории,
взгляды на воспитание детей в определенных условиях, обстоятельствах и обществе.
Таким образом, накоплен огромный опыт и различные подходы по развитию эмоционального
благополучия детей в семье, в кругу сверстников. Исследованием отношений родителей и детей в
отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М., А.,
Лунякова Л.Г., и многие другие. Ученые выделяют, что главным и необходимым условием развития
ребенка как человеческого существа, формирования его внутренней жизни являются окружающие его
близкие люди, прежде всего родители, и этот процесс не только внешнего, но и внутреннего
взаимодействия продолжается на протяжении всей его жизни. Дети, растущие в атмосфере семейной
любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе,
общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение родительско детских отношений ведет
к формированию различных психологических проблем и развитию большого количества комплексов, что
влечет за собой большое число трудностей в реализации личностного формирования.
Очень часто получается, что успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в
жизни становится неудачником, а троечник и двоечник, в жизни становится преуспевающим человеком.
У него всё в жизни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успешность человека
зависит от коэффициента умственного развития на 1/5, а от коэффициента эмоционального развития –
почти на 4/5. В жизни быть успешным не может, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный
понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих человек.
Детство современных детей приходится на эпоху перемен, эпоху тревог и непостоянства,
нестабильности, жизненных трудностей и т.п. Современные исследования свидетельствуют, что
эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста оказывает значимое влияние на
интеллектуальное развитие ребенка. Нарушения в эмоциональном благополучие ребенка дошкольного
возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект,
для дальнейшего развития. Эмоциональное воспитание ребенка первостепенная задача семьи.
Семья оказывает решающее влияние на формирование эмоционального ощущения ребенка. Вовлекая
ребенка и родителя в совместный творческий процесс, ребенок усваивает отношение к миру, думает и
говорит так, как думают и говорят взрослые. Семья ведущий фактор развития личности ребенка, от
которого в большой степени зависит эмоциональное ощущение и проявление у ребенка старшего
дошкольного возраста. И главное в совместной работе родителей с детьми всегда присутствует
творчество, а творческая деятельность есть высшее проявление человеческой сущности.
Развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка является важнейшей составляющей моей
работы. Родители не придают особого значения детским дружбам, ссорам и обидам, не подозревают о той
богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети.
Над творческим и эмоциональным развитием ребёнка я работаю уже не первый год. Я полагаю, что
кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации
оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным
испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа.
Общество, в котором находится ребенок, к великому сожалению прагматично. Мы перестали радоваться
солнцу, звёздам, теплому дуновению ветра, скрипящему снегу под ногами, успехам окружающих нас
людей, проявлять сочувствие к другим и т.д. У маленьких детей недостаточно жизненного опыта,
поэтому я считаю своей основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться
с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти
ответ, достичь желаемого результата.
Развитие эмоций у детей не менее важно, чем белки и витамины в питании. Рисование с успехом
применяют для снятия страхов, стрессов, депрессий, обид, различных неврозов. Оно снимает
физическую усталость, ведет к раскованности. Преимущество процесса совместного рисования перед
другими средствами расслабления в том, что оно помогает не испытывать разочарования от того, что
сделал. Рисование помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в
собственных глазах; развивает искусство общения; помогает управлять своими чувствами; дает
возможность пережить массу эмоций.
Свою работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников я провожу в тесном
сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Моя задача совместно с родителями создавать для
ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества,
уважать, прислушиваться к его мнению. Эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его
физического и душевного здоровья.
Я провожу групповые занятия родителей с детьми, организовываю выставки работ, сделанных
родителями совместно с детьми.
Моя основная задача – наполнить повседневную жизнь ребёнка интересными творческими делами,
включить каждого малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских
интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, я стараюсь развивать у каждого
ребёнка стремление к проявлению инициативы, к творчеству.
Одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А. Маслоу) потребность в безопасности в
раннем возрасте обеспечивается в основном родителями. Если ребенок получает от родителей любовь и
поддержку у него возникает состояние эмоционального комфорта, а это обеспечивает доверительное
отношение к миру, формирует высокую самооценку, самоконтроль, ориентацию на жизненный успех.
Эмоциональное неблагополучие может проявиться в расторможенности, агрессии, подавленности, в
страхах, обидах, изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них
более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка его взаимоотношения с
другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его
права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство
уверенности, защищенности.
Моя задача демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его
творчества, показ возможностей, способностей детей сверстникам и родителям.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и
ценности для нас, взрослых!
Заложенный в детстве эмоциональный интеллект поможет ребенку добиваться в будущем успехов в
личной и общественной жизни.
Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Формируют характер ребёнка
и существенно влияют на определение жизненных позиций взрослого. Работу над развитием
эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста я считаю очень важной, особенно в наше
время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания.
Это только малое из того, какую пользу приносят совместные творческие занятия для сохранения
эмоционального благополучия. А разве это не прекрасно, если у нас будут расти здоровые и успешные по
жизни дети?
Эссе
Эссе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.