Эссе "Необходимость применения критического мышления в обучении подрастающего поколения"
Оценка 4.9

Эссе "Необходимость применения критического мышления в обучении подрастающего поколения"

Оценка 4.9
docx
09.06.2023
Эссе "Необходимость применения критического мышления в обучении подрастающего поколения"
критическое мышление.docx

 

«Критическое мышление»

 

 

Термин «Критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский. Критическое мышление через письмо и чтение частая тема творческих групп учителей русского, английского языков первого десятилетия XXI века.

Но честно скажу, никто из нас не мог понять толком, чем учителя занимаются. Уроки учителей этих групп проходили, так же как и у других. Поэтому в моем сознании многие технологии в то время ассоциировались с чем-то абстрактным, расплывчатым. И часто на вопрос: какую современную технологию вы используете на уроке – звучал ответ «Я использую элементы … (шел перечень нескольких технологий, которые иногда были даже противоположными по методам и практике работы)». Только со временем, набирая методический и практический опыт, я поняла, что использовать элементы какой-либо технологии невозможно. Я данную ситуацию сравнила бы с производством, на котором используют элементы изготовления автомобиля, самолета, подводной лодки одновременно при выпуске одного изделия. Так и у нас образовательный процесс единый, наша деятельность не может быть похожа на лебедя, рака и щуку. Учитель должен владеть одной технологией в совершенстве. И лишь при анализе результатов её использования, начать внедрение другой, полностью переходя на неё на следующем этапе профессионального развития. И так поэтапно изучать, внедрять и использовать всё более современные эффективные образовательные технологии.

Так что такое критическое мышление и какова его роль на уроках?

Когда произносят слово «Критик», то часто возникает образ ворчливого, недовольного человека. Только вникнув в суть можно понять, что Дж. А. Браус и Д. Вуд не зря определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

1.    Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

2.    Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

3.    Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

4.    Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

5.    Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

6.    Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

Как видно, развитие критического мышления можно начинать на уроках и с 5 класса, но наиболее сенситивный период это от 14-16 лет (8-11 классы).

Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Например: с января 2014 года наша школа вошла в проект Школ Превосходства по направлению критическое мышление. Как всегда в России все, что идет сверху воспринимается с опаской, иногда и в штыки. Но необходимость вникнуть в обучающие структуры технологии, внесли и изменения в мышление и знания учителей. На самом деле, ученики достаточно легко восприняли структуры, которые дают им возможность общаться, задумываться, безбоязненно высказываться (ответы в структурах не оцениваются). Повысился интерес, возросла мотивация и как следствие качество обученности.

 

Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Например: Будут ли выпускники критически мыслить, ответственно относиться к собственному образованию пока не известно, но учителя получили точно разработанные инструменты и «добровольно-принудительную» возможность изучить технологию досконально.

 

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Использование Критического мышления на уроках истории и обществознания выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и наличия различных интерпретаций в научной литературе. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках, учитель развивает в первую очередь личность ученика при непосредственном обучении, в результате чего создаются комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

- информативный материал, способствующий развитию КМ;

-метод (отдельный прием, стратегия) занятия. 

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. На уроках мы постоянно используем неадаптированные источники различного стиля. Мы стоим перед проблемой отбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. Учащийся должен осознавать, что изучение предметов в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности

Таким образом, считаю, что технология критического мышления одна из самых эффективных для обучения на уроках истории и обществознания.

 


 

Критическое мышление» Термин «Критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов, как

Критическое мышление» Термин «Критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов, как

Поиск компромиссных решений . Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний

Поиск компромиссных решений . Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2023