МАОУ «Филипповская ООШ»,
Учитель русского языка и литературы,
Зикреева Елена Намозовна
Эссе: Традиции и инновации в воспитании детей и молодежи.
«Методы мои- народность,
общественное воспитание,
жизнь и устремленность»
К.Д.Ушинский
Начать свои размышления мне хотелось бы с известной притчи.
Трое учеников имели обыкновения каждый год ходить к авве Антонию. И двое из них спрашивали его о помыслах и спасении души, а один всегда молчал и ни о чем не спрашивал. Через много лет авва Антоний спросил у него: «Ты ко мне приходишь столько времени и никогда ни о чем не спрашиваешь?» Тот ему ответил: «Достаточно для меня только смотреть на тебя , отче».
Действительно, за серьезными словами «образование», обучение», «воспитание», «традиции», «инновации» стоит самый важный для человека период жизни. Время, когда формируется личность, ее мировоззрение. А ведь личность может сформироваться только под влиянием другой личности.
Я, конечно же, сама использую все современные технологии, живу в окружении их, но без традиций и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, я не мыслю современного педагога. Инновации-это творческое осмысление традиций.
Традиционное воспитание=это воспитание в традициях своего народа и своей страны. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характером. Традиции должны оставаться, потому что не зная традиций своего народа, человек не имеет под собой того фундамента, который дает ему его культура. А здание без фундамента склонно к разрушению.
Я ставлю основной чертой современного воспитания личностное воспитание и вопросы самовоспитания ребенка. Но личность не может быть единственной составляющей воспитания. В таком случае мы убираем из нашего здания не фундамент, а скрепляющий раствор. Что может произойти со зданием, в котором кирпичи никак не связаны между собой, все представляют достаточно хорошо. Поэтому в воспитании личности так важен коллектив, среда, в которой личность находится.
В нашей школе есть свои традиции: День знаний, День здоровья, День учителя, День матери, День Победы, Последний звонок. Эти традиции укрепляют взаимоотношения между детьми и педагогами, являются результатом жизни нашего коллектива. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. А это появление новых форм, методов, подходов на тот или иной вопрос.
Так, например, для организации традиционных школьных мероприятий мы применяем следующие инновационные технологии: технологии исследовательской и проектной деятельности, шоу технологии. Кейс-, арт-технологии, здоровье сберегающие технологии.
Существование традиций невозможно без внедрения инноваций.
Напрашивается вывод: стремясь внедрять инновации, мы сохраняем традиции, которые становятся лучшими в системе образования за многие годы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.