эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 22.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема экологического воспитания дошкольников стала особенно актуальной в наше время. Своей задачей я вижу не только сообщение элементарных природоведческих знаний, но и воспитание правил поведения в природной среде, направленных на её охрану и созидание. Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»). Главным помощником в деле экологического развития личности ребёнка, я считаю, может стать само природное окружение. Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
Иконка файла материала эссе.doc
У меня особая профессия и особая миссия – воспитание  подрастающего  поколения, будущего нашей страны, края, села.          Проблема экологического воспитания дошкольников стала особенно  актуальной в наше время. Своей задачей я вижу не только сообщение  элементарных природоведческих знаний, но и воспитание правил поведения в  природной среде, направленных на её охрану и созидание.          Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на  необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы  каждый день приносил что­то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к  истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». (Сухомлинский В.  А. «Сердце отдаю детям»).           Главным помощником в деле экологического развития личности  ребёнка, я считаю, может стать само природное окружение. Природа  предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей,  для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и  растительного мира.           Дети в целом проявляют к природе положительное отношение  избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах,  которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них.  В­основном, это животные, к растениям дети относятся более равнодушно.  Для детей также характерно неустойчивое отношение к животным и  растениям. Наряду с отдельными позитивными действиями они могут  проявлять   к объектам небрежность и даже агрессивность. Для них  характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне  непривлекательным живым существам, в особенности к насекомым и  земноводным. Именно это создало трудности в работе. Поэтому тема моей  работы:            «Прикоснись к природе сердцем».           Моей целью стало: формирование у детей доброжелательного,  бережного отношения к природе; воспитание ответственности за сохранение  окружающей среды; становление у детей познавательного, эмоционально­ нравственного, практически­деятельностного отношения к природному  окружению. Работа проходила под девизом: «Все на свете друг другу нужны».           Для экологического развития ребёнка необходимо единство  развивающей предметной среды и содержательного общения со взрослым.  Этому в большой мере способствует создание на территории  дошкольного  учреждения тематических площадок, природно­экологических и  архитектурно­ландшафтных объектов.          Одним из таких объектов у нас в детском саду является «экологическая  тропа». Главное назначение экологической тропы для детей не столько  информационное, сколько деятельностно­игровое. Мы не стремились, чтобы  всё выглядело идеально: убирать сухие листья и ветки, выкорчёвывать пни,  полностью уничтожать сорняки. Мы выделили интересные объекты тропы,дали им название: «Скамейка лесовичка», «У берёзоньки в гостях», «У феи  ароматов», и т. д. Затем составили план маршрута. Прекрасным помощником  для меня стала природоведческая литература: Бондаренко Т. М.  «Экологические  занятия с детьми 5­6 лет», Николаева С. Н. «Воспитание  экологической культуры в дошкольном детстве», Горбатенко О. Ф. «Система  экологического воспитания в ДОУ», Иванова А. И. «Экологические  наблюдения и эксперименты в детском саду», эциклопедии «Тайны живой  природы»; серии открыток с растениями и животными, экологические сказки,  экологические игры.        Одна из интереснейших видовых точек нашей экологической тропы –  альпийская горка, где прихотливо сочетаются камни и растения. Красота и  многообразие цветов не оставляют детей равнодушными. Им нравится  наблюдать за ними: рассматривать, определять дикорастущие и культурные,  ухаживать. Очень любят дети слушать легенды о цветах, стихи, загадки.  Прогулки по экологической тропе в сочетании с художественным словом  оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей.          Особенно привлекают детей такие формы экологической деятельности,  как тематические прогулки, экскурсии, походы. Подведение итогов после  каждого путешествия у нас включает в себя устный рассказ, различные  творческие работы: рисунки, аппликации, поделки из пластилина, природного  и бросового материала и т. д.          Большую помощь мне в работе оказало использование игр  экологического содержания. За основу я взяла игры, описанные  натуралистом­исследователем Д. Б. Корнеллом. Играя , ребёнок учится  устанавливать существующие в природе связи между объектами и явлениями,  понимать, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой  непоправимые последствия.           Большую ценность в процессе приобщения детей к экологии для меня  имеют экологические сказки. Я рассказываю их детям на прогулке. Именно  здесь, на фоне природы, дети с наибольшим интересом воспринимают истории о том, как берёза и ива остались верны родному дому, как у мальчика Димы из Норильска появился зелёный друг и какие с ними произошли приключения.  Дети тут же изъявляли желание тоже подружиться с каким­нибудь растением. В своей работе мне помогали сказки, составленные педагогом М. Мутик.  Детям обязательно надо любить кого­то. И если этот кто­то напоминает  ребёнку его самого, а в чём­то оказывается беспомощнее, то ребёнок уже  готов спешить на помощь, приобретая тем самым так необходимый ему опыт  поведения.            Очень увлекательны для детей опытничество и экспериментирование.  Эти методы способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, любознательность. Полученные в  результате знания, остаются надолго.Ещё одной из эффективных форм работы по воспитанию экологической культуры детей являются праздники и развлечения. Они доставляют детям  много положительных эмоций, что является основой воспитательно­ образовательного процесса. К подготовке отдельных праздников я привлекаю  родителей, так как научить ребёнка любить и беречь окружающий мир  невозможно без помощи и поддержки семьи. Родители не остаются  равнодушными к проведению конкурсов, выставок. Они вместе с детьми  готовят поделки из природного материала, участвуют в оформлении  костюмов, украшений к праздникам. Участие каждой семьи не остаётся у нас  без внимания: взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными  письмами. Важнейшим условием эффективности работы с родителями  является понимание ими необходимости нравственного и экологического  воспитания. С этой целью я провожу тематические родительские собрания, в  детском саду регулярно выпускается экологическая газета, проводятся  благотворительные акции по озеленению территории, совместные походы и т.  д. Я постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.             И, наконец, необходимо, чтобы в организацию работы был включён  весь педагогический коллектив детского сада. Для этого проводятся  педсоветы, консультации, разрабатываются методические рекомендации.              Результат проведённой работы оказался положительным. Изменилось  отношение детей к объектам природы: приходя в детский сад, дети  самостоятельно обращаются к уголку природы – рассматривают черепаху,  кормят рыбок, поливают цветы, отмечают состояние погоды в календаре. У  детей появилось чувство ответственности за живые объекты, эмпатия,  желание заботиться о растениях, беречь всё живое. Выходя на игровую  площадку, дети прежде всего замечают изменения в окружающей их среде:  опавшие листья и ветки; с каких деревьев их упало больше; какие цветы  расцвели, а какие увяли; прислушиваются, не поют ли птицы; в тёплое время  года наблюдают за насекомыми в траве и в воздухе, проявляя к ним  доброжелательное отношение. Я почувствовала живой интерес со стороны  детей, а значит наша совместная деятельность не прошла бесследно. Дети  начали видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.                Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах  детей. Она ничего не стоит, но много даёт, она обогащает тех, кто её  получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. А когда видишь, как  маленький человечек бережно наклоняется к беззащитному растению или  ласково гладит крошечного котёнка, счастливо улыбаясь при этом, и  понимаешь, что в этом есть и твоя заслуга, ­ осознаёшь важность и нужность  своей работы. Считаю, что по­настоящему счастливым может быть только  человек, занимающийся любимым делом. А я люблю свою профессию, свой  детский сад, своих детишек и коллег.Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего,  действовать сейчас, в направлении которое нам видно. Детство – настоящая,  яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него зависит каким  человеком станет сегодняшний малыш.