Проблема экологического воспитания дошкольников стала особенно актуальной в наше время. Своей задачей я вижу не только сообщение элементарных природоведческих знаний, но и воспитание правил поведения в природной среде, направленных на её охрану и созидание.
Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»).
Главным помощником в деле экологического развития личности ребёнка, я считаю, может стать само природное окружение. Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
У меня особая профессия и особая миссия – воспитание подрастающего
поколения, будущего нашей страны, края, села.
Проблема экологического воспитания дошкольников стала особенно
актуальной в наше время. Своей задачей я вижу не только сообщение
элементарных природоведческих знаний, но и воспитание правил поведения в
природной среде, направленных на её охрану и созидание.
Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на
необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы
каждый день приносил чтото новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к
истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». (Сухомлинский В.
А. «Сердце отдаю детям»).
Главным помощником в деле экологического развития личности
ребёнка, я считаю, может стать само природное окружение. Природа
предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей,
для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и
растительного мира.
Дети в целом проявляют к природе положительное отношение
избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах,
которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них.
Восновном, это животные, к растениям дети относятся более равнодушно.
Для детей также характерно неустойчивое отношение к животным и
растениям. Наряду с отдельными позитивными действиями они могут
проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. Для них
характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне
непривлекательным живым существам, в особенности к насекомым и
земноводным. Именно это создало трудности в работе. Поэтому тема моей
работы:
«Прикоснись к природе сердцем».
Моей целью стало: формирование у детей доброжелательного,
бережного отношения к природе; воспитание ответственности за сохранение
окружающей среды; становление у детей познавательного, эмоционально
нравственного, практическидеятельностного отношения к природному
окружению. Работа проходила под девизом: «Все на свете друг другу нужны».
Для экологического развития ребёнка необходимо единство
развивающей предметной среды и содержательного общения со взрослым.
Этому в большой мере способствует создание на территории дошкольного
учреждения тематических площадок, природноэкологических и
архитектурноландшафтных объектов.
Одним из таких объектов у нас в детском саду является «экологическая
тропа». Главное назначение экологической тропы для детей не столько
информационное, сколько деятельностноигровое. Мы не стремились, чтобы
всё выглядело идеально: убирать сухие листья и ветки, выкорчёвывать пни,
полностью уничтожать сорняки. Мы выделили интересные объекты тропы,дали им название: «Скамейка лесовичка», «У берёзоньки в гостях», «У феи
ароматов», и т. д. Затем составили план маршрута. Прекрасным помощником
для меня стала природоведческая литература: Бондаренко Т. М.
«Экологические занятия с детьми 56 лет», Николаева С. Н. «Воспитание
экологической культуры в дошкольном детстве», Горбатенко О. Ф. «Система
экологического воспитания в ДОУ», Иванова А. И. «Экологические
наблюдения и эксперименты в детском саду», эциклопедии «Тайны живой
природы»; серии открыток с растениями и животными, экологические сказки,
экологические игры.
Одна из интереснейших видовых точек нашей экологической тропы –
альпийская горка, где прихотливо сочетаются камни и растения. Красота и
многообразие цветов не оставляют детей равнодушными. Им нравится
наблюдать за ними: рассматривать, определять дикорастущие и культурные,
ухаживать. Очень любят дети слушать легенды о цветах, стихи, загадки.
Прогулки по экологической тропе в сочетании с художественным словом
оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей.
Особенно привлекают детей такие формы экологической деятельности,
как тематические прогулки, экскурсии, походы. Подведение итогов после
каждого путешествия у нас включает в себя устный рассказ, различные
творческие работы: рисунки, аппликации, поделки из пластилина, природного
и бросового материала и т. д.
Большую помощь мне в работе оказало использование игр
экологического содержания. За основу я взяла игры, описанные
натуралистомисследователем Д. Б. Корнеллом. Играя , ребёнок учится
устанавливать существующие в природе связи между объектами и явлениями,
понимать, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой
непоправимые последствия.
Большую ценность в процессе приобщения детей к экологии для меня
имеют экологические сказки. Я рассказываю их детям на прогулке. Именно
здесь, на фоне природы, дети с наибольшим интересом воспринимают истории
о том, как берёза и ива остались верны родному дому, как у мальчика Димы из
Норильска появился зелёный друг и какие с ними произошли приключения.
Дети тут же изъявляли желание тоже подружиться с какимнибудь растением.
В своей работе мне помогали сказки, составленные педагогом М. Мутик.
Детям обязательно надо любить когото. И если этот ктото напоминает
ребёнку его самого, а в чёмто оказывается беспомощнее, то ребёнок уже
готов спешить на помощь, приобретая тем самым так необходимый ему опыт
поведения.
Очень увлекательны для детей опытничество и экспериментирование.
Эти методы способствуют формированию у детей познавательного интереса к
природе, развивают наблюдательность, любознательность. Полученные в
результате знания, остаются надолго.Ещё одной из эффективных форм работы по воспитанию экологической
культуры детей являются праздники и развлечения. Они доставляют детям
много положительных эмоций, что является основой воспитательно
образовательного процесса. К подготовке отдельных праздников я привлекаю
родителей, так как научить ребёнка любить и беречь окружающий мир
невозможно без помощи и поддержки семьи. Родители не остаются
равнодушными к проведению конкурсов, выставок. Они вместе с детьми
готовят поделки из природного материала, участвуют в оформлении
костюмов, украшений к праздникам. Участие каждой семьи не остаётся у нас
без внимания: взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными
письмами. Важнейшим условием эффективности работы с родителями
является понимание ими необходимости нравственного и экологического
воспитания. С этой целью я провожу тематические родительские собрания, в
детском саду регулярно выпускается экологическая газета, проводятся
благотворительные акции по озеленению территории, совместные походы и т.
д. Я постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна
цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
И, наконец, необходимо, чтобы в организацию работы был включён
весь педагогический коллектив детского сада. Для этого проводятся
педсоветы, консультации, разрабатываются методические рекомендации.
Результат проведённой работы оказался положительным. Изменилось
отношение детей к объектам природы: приходя в детский сад, дети
самостоятельно обращаются к уголку природы – рассматривают черепаху,
кормят рыбок, поливают цветы, отмечают состояние погоды в календаре. У
детей появилось чувство ответственности за живые объекты, эмпатия,
желание заботиться о растениях, беречь всё живое. Выходя на игровую
площадку, дети прежде всего замечают изменения в окружающей их среде:
опавшие листья и ветки; с каких деревьев их упало больше; какие цветы
расцвели, а какие увяли; прислушиваются, не поют ли птицы; в тёплое время
года наблюдают за насекомыми в траве и в воздухе, проявляя к ним
доброжелательное отношение. Я почувствовала живой интерес со стороны
детей, а значит наша совместная деятельность не прошла бесследно. Дети
начали видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.
Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах
детей. Она ничего не стоит, но много даёт, она обогащает тех, кто её
получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. А когда видишь, как
маленький человечек бережно наклоняется к беззащитному растению или
ласково гладит крошечного котёнка, счастливо улыбаясь при этом, и
понимаешь, что в этом есть и твоя заслуга, осознаёшь важность и нужность
своей работы. Считаю, что понастоящему счастливым может быть только
человек, занимающийся любимым делом. А я люблю свою профессию, свой
детский сад, своих детишек и коллег.Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего,
действовать сейчас, в направлении которое нам видно. Детство – настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него зависит каким
человеком станет сегодняшний малыш.