Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"
Оценка 4.7

Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
воспитательная работа
Детсад
22.01.2018
Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"
Проблема экологического воспитания дошкольников стала особенно актуальной в наше время. Своей задачей я вижу не только сообщение элементарных природоведческих знаний, но и воспитание правил поведения в природной среде, направленных на её охрану и созидание. Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»). Главным помощником в деле экологического развития личности ребёнка, я считаю, может стать само природное окружение. Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
эссе.doc
У меня особая профессия и особая миссия – воспитание  подрастающего  поколения, будущего нашей страны, края, села.          Проблема экологического воспитания дошкольников стала особенно  актуальной в наше время. Своей задачей я вижу не только сообщение  элементарных природоведческих знаний, но и воспитание правил поведения в  природной среде, направленных на её охрану и созидание.          Многие отечественные педагоги обращали внимание воспитателя на  необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы  каждый день приносил что­то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к  истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы». (Сухомлинский В.  А. «Сердце отдаю детям»).           Главным помощником в деле экологического развития личности  ребёнка, я считаю, может стать само природное окружение. Природа  предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей,  для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и  растительного мира.           Дети в целом проявляют к природе положительное отношение  избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах,  которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них.  В­основном, это животные, к растениям дети относятся более равнодушно.  Для детей также характерно неустойчивое отношение к животным и  растениям. Наряду с отдельными позитивными действиями они могут  проявлять   к объектам небрежность и даже агрессивность. Для них  характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне  непривлекательным живым существам, в особенности к насекомым и  земноводным. Именно это создало трудности в работе. Поэтому тема моей  работы:            «Прикоснись к природе сердцем».           Моей целью стало: формирование у детей доброжелательного,  бережного отношения к природе; воспитание ответственности за сохранение  окружающей среды; становление у детей познавательного, эмоционально­ нравственного, практически­деятельностного отношения к природному  окружению. Работа проходила под девизом: «Все на свете друг другу нужны».           Для экологического развития ребёнка необходимо единство  развивающей предметной среды и содержательного общения со взрослым.  Этому в большой мере способствует создание на территории  дошкольного  учреждения тематических площадок, природно­экологических и  архитектурно­ландшафтных объектов.          Одним из таких объектов у нас в детском саду является «экологическая  тропа». Главное назначение экологической тропы для детей не столько  информационное, сколько деятельностно­игровое. Мы не стремились, чтобы  всё выглядело идеально: убирать сухие листья и ветки, выкорчёвывать пни,  полностью уничтожать сорняки. Мы выделили интересные объекты тропы, дали им название: «Скамейка лесовичка», «У берёзоньки в гостях», «У феи  ароматов», и т. д. Затем составили план маршрута. Прекрасным помощником  для меня стала природоведческая литература: Бондаренко Т. М.  «Экологические  занятия с детьми 5­6 лет», Николаева С. Н. «Воспитание  экологической культуры в дошкольном детстве», Горбатенко О. Ф. «Система  экологического воспитания в ДОУ», Иванова А. И. «Экологические  наблюдения и эксперименты в детском саду», эциклопедии «Тайны живой  природы»; серии открыток с растениями и животными, экологические сказки,  экологические игры.        Одна из интереснейших видовых точек нашей экологической тропы –  альпийская горка, где прихотливо сочетаются камни и растения. Красота и  многообразие цветов не оставляют детей равнодушными. Им нравится  наблюдать за ними: рассматривать, определять дикорастущие и культурные,  ухаживать. Очень любят дети слушать легенды о цветах, стихи, загадки.  Прогулки по экологической тропе в сочетании с художественным словом  оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей.          Особенно привлекают детей такие формы экологической деятельности,  как тематические прогулки, экскурсии, походы. Подведение итогов после  каждого путешествия у нас включает в себя устный рассказ, различные  творческие работы: рисунки, аппликации, поделки из пластилина, природного  и бросового материала и т. д.          Большую помощь мне в работе оказало использование игр  экологического содержания. За основу я взяла игры, описанные  натуралистом­исследователем Д. Б. Корнеллом. Играя , ребёнок учится  устанавливать существующие в природе связи между объектами и явлениями,  понимать, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой  непоправимые последствия.           Большую ценность в процессе приобщения детей к экологии для меня  имеют экологические сказки. Я рассказываю их детям на прогулке. Именно  здесь, на фоне природы, дети с наибольшим интересом воспринимают истории о том, как берёза и ива остались верны родному дому, как у мальчика Димы из Норильска появился зелёный друг и какие с ними произошли приключения.  Дети тут же изъявляли желание тоже подружиться с каким­нибудь растением. В своей работе мне помогали сказки, составленные педагогом М. Мутик.  Детям обязательно надо любить кого­то. И если этот кто­то напоминает  ребёнку его самого, а в чём­то оказывается беспомощнее, то ребёнок уже  готов спешить на помощь, приобретая тем самым так необходимый ему опыт  поведения.            Очень увлекательны для детей опытничество и экспериментирование.  Эти методы способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, любознательность. Полученные в  результате знания, остаются надолго. Ещё одной из эффективных форм работы по воспитанию экологической культуры детей являются праздники и развлечения. Они доставляют детям  много положительных эмоций, что является основой воспитательно­ образовательного процесса. К подготовке отдельных праздников я привлекаю  родителей, так как научить ребёнка любить и беречь окружающий мир  невозможно без помощи и поддержки семьи. Родители не остаются  равнодушными к проведению конкурсов, выставок. Они вместе с детьми  готовят поделки из природного материала, участвуют в оформлении  костюмов, украшений к праздникам. Участие каждой семьи не остаётся у нас  без внимания: взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными  письмами. Важнейшим условием эффективности работы с родителями  является понимание ими необходимости нравственного и экологического  воспитания. С этой целью я провожу тематические родительские собрания, в  детском саду регулярно выпускается экологическая газета, проводятся  благотворительные акции по озеленению территории, совместные походы и т.  д. Я постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.             И, наконец, необходимо, чтобы в организацию работы был включён  весь педагогический коллектив детского сада. Для этого проводятся  педсоветы, консультации, разрабатываются методические рекомендации.              Результат проведённой работы оказался положительным. Изменилось  отношение детей к объектам природы: приходя в детский сад, дети  самостоятельно обращаются к уголку природы – рассматривают черепаху,  кормят рыбок, поливают цветы, отмечают состояние погоды в календаре. У  детей появилось чувство ответственности за живые объекты, эмпатия,  желание заботиться о растениях, беречь всё живое. Выходя на игровую  площадку, дети прежде всего замечают изменения в окружающей их среде:  опавшие листья и ветки; с каких деревьев их упало больше; какие цветы  расцвели, а какие увяли; прислушиваются, не поют ли птицы; в тёплое время  года наблюдают за насекомыми в траве и в воздухе, проявляя к ним  доброжелательное отношение. Я почувствовала живой интерес со стороны  детей, а значит наша совместная деятельность не прошла бесследно. Дети  начали видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.                Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах  детей. Она ничего не стоит, но много даёт, она обогащает тех, кто её  получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. А когда видишь, как  маленький человечек бережно наклоняется к беззащитному растению или  ласково гладит крошечного котёнка, счастливо улыбаясь при этом, и  понимаешь, что в этом есть и твоя заслуга, ­ осознаёшь важность и нужность  своей работы. Считаю, что по­настоящему счастливым может быть только  человек, занимающийся любимым делом. А я люблю свою профессию, свой  детский сад, своих детишек и коллег. Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего,  действовать сейчас, в направлении которое нам видно. Детство – настоящая,  яркая, самобытная, неповторимая часть жизни; от него зависит каким  человеком станет сегодняшний малыш.

Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"

Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"

Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"

Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"

Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"

Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"

Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"

Эссе воспитателя детского сада на тему "Основы экологического воспитания дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018