Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграмма шахматной доски (без фигур и пешек) с
обозначением горизонтали. Дети должны заполнить, как выглядит шахматная
горизонталь.
Горизонталь – это восемь полей, расположенных слева направо.
Описание игры. Команды строятся в шеренги вдоль вертикалей баннера «a» и «h».
Цель: добежать до противоположной вертикали, взять мяч, вернуться бегом и
передать мяч-эстафету следующему. Для команды «Белые» маршрут по второму
горизонтальному ряду, для команды «Черные» маршрут по седьмому
горизонтальному ряду. Эстафета проводится на время.
Эстафета «Бег по вертикали»
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграмма шахматной доски (без фигур и пешек) с
обозначением вертикали. Дети должны заполнить, как выглядит шахматная
вертикаль.
Вертикаль — это восемь полей, расположенных снизу вверх.
18
Описание игры. Команды строятся в шеренги вдоль первой и восьмой
горизонталей баннера. Цель: добежать до противоположной горизонтали, взять
мяч, вернуться бегом и передать мяч-эстафету следующему. Для команды «Белые»
маршрут по вертикали «b», для команды «Черные» маршрут по вертикал «g».
Эстафета проводится на время.
Эстафета «Бег по диагонали»
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграмма шахматной доски (без фигур и пешек) с
обозначением диагонали. Дети должны заполнить, как выглядит шахматная
диагональ.
Диагональ – это ряд из полей одного цвета, идущий по косой линии.
Описание игры. Команда «Белые» строится в шеренги вдоль вертикали «a».
Команда «Черные» строится вдоль первой горизонтали. Цель: добежать до конца
диагонали, взять мяч, вернуться бегом и передать мяч-эстафету следующему. Для
команды «Белые» маршрут по диагонали а3 – f8, для команды «Черные» маршрут
по диагонали с1 – h6. Эстафета проводится на время.
Эстафеты «Королевская рать», «Ферзь и его команда», «Царь горы»
Темы: Королевский фланг, Ферзевый фланг, Центр. Используется набор карточек с
наименованием шахматных полей.
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграмма шахматной доски (без фигур и пешек) с
обозначением королевского фланга, ферзевого фланга, центральных полей
шахматной доски. Дети должны запомнить, что обозначают эти термины.Левая
19
сторона шахматной доски называется «ферзевый фланг».Правая сторона шахматной
доски называется «королевский фланг».Центральные поля называются «центр».
Описание игр. Команды «Белые» и «Черные» строятся в две колонны по одному на
расстоянии 5 метров от баннера. По сигналу учителя «Марш!» первые из колонн
начинают бег к полям b8 и g8, там находят карточку с шахматным полем,
соответствующим королевскомуили ферзевому флангу или центру, кладут карточку
на нужноеполе и бегут к своей команде передавать эстафету следующему путем
касания руки.Эстафеты проводятся на время.
Эстафета «Поймай меня»
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграмма шахматной позиции, в которой показано
нападение (угроза взятия). Дети увидят пример, как выглядит нападение и угроза.
Описание игры. Команды «Белые» и «Черные» строятся в две колонны по одному
на расстоянии 5 метров от баннера. По сигналу учителя «Марш!» первые из колонн
начинают бег к полям b8 и g8, там выбирают карточку с шахматной позицией на
тему «Угроза» или «Нападение», показывают ответ судье, карточку кладут на место
и бегут к своей команде передавать эстафету следующему путем касания
руки.Побеждает та команда, которая правильнее и быстрее справилась с заданием.
Эстафеты «Ходы фигурами»
Темы: Ладья, Слон, Ферзь, Король – эстафеты «Ход ладьей», «Ход слоном», «Ход
ферзем», «Ход королем», «Шах королю».
20
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграммы шахматных позиций, в которых показано, как
ходит ладья, слон, ферзь, король. Дети увидят примеры, как надо ходить
соответственно ладьей, слоном, ферзем, королем, объявлять шах королю.
Ход ладьиХод слонаХод ферзя
Ход короляШах королю
Описание игры. Команды «Белые» и «Черные» строятся в две колонны по одному
на расстоянии 5 метров от баннера. По сигналу учителя «Марш!» первые из колонн
начинают бег к полям b8 и g8, там выбирают карточку с шахматной позицией на
тему «Ход ладьей», «Ход слоном», «Ход ферзем», «Ход королем», «Шах королю»,
показывают ответ судье, карточку кладут на место и бегут к своей команде
передавать эстафету следующему путем касания руки.Побеждает та команда,
которая правильнее и быстрее справилась с заданием.
Эстафета «Шах и мат».
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграмма шахматной позиции, в которой показано, как
ставится мат королю. Дети видят пример, как надо объявлять мат королю.
21
Описание игры. Команды «Белые» и «Черные» строятся в две колонны по одному
на расстоянии 5 метров от баннера. По сигналу учителя «Марш!» первые из колонн
начинают бег к полям b8и g8, там выбирают карточку с шахматной позицией на
тему «Мат королю», показывают ответ судье, карточку кладут на место и бегут к
своей команде передавать эстафету следующему путем касания руки.Побеждает та
команда, которая правильнее и быстрее справилась с заданием.
Эстафета «Я – король»
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграмма позиции, в которой ход принадлежит черным.
Но все пешки черных заблокированы, и их король не может никуда ходить. Такая
позиция называется «пат».
Описание игры. Команды «Белые» и «Черные» строятся в две колонны по одному
на расстоянии 5 метров от баннера. По сигналу учителя «Марш!» первые из колонн
начинают бег к полям b8и g8, там выбирают карточку с шахматной позицией на
тему «Пат королю», показывают ответ судье, карточку кладут на место и бегут к
своей команде передавать эстафету следующему путем касания руки.Побеждает та
команда, которая правильнее и быстрее справилась с заданием.
Эстафета «Домик короля»
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграмма шахматной позиции, в которой показано, как
делается рокировка. Дети увидят пример, как надо делать рокировку короля с
ладьей в короткую и длинную стороны.
22
Описание игры. Команды «Белые» и «Черные» строятся в две колонны по одному
на расстоянии 5 метров от баннера. По сигналу учителя «Марш!» первые из колонн
начинают бег к полям b8и g8, там выбирают карточку с шахматной позицией на
тему «Домик короля», показывают ответ судье, карточку кладут на место и бегут к
своей команде передавать эстафету следующему путем касания руки.Побеждает та
команда, которая правильнее и быстрее справилась с заданием.
Эстафета «Хитрости рокировки»
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграммы шахматных позиций, в которых показаны
примеры рокировки, если под ударом ладья и примеры, когда король не может
пересекать поле под ударом фигуры соперника.
Описание игры. Команды «Белые» и «Черные» строятся в две колонны по одному
на расстоянии 5 метров от баннера. По сигналу учителя «Марш!» первые из колонн
начинают бег к полям b8и g8, там выбирают карточку с шахматной позицией на
тему «Хитрости рокировки», показывают ответ судье, карточку кладут на место и
бегут к своей команде передавать эстафету следующему путем касания
руки.Побеждает та команда, которая правильнее и быстрее справилась с заданием.
Эстафета «Ход конем»
Домашнее задание.В электронных дневниках учеников открывается домашнее
задание по физкультуре: диаграммы шахматных позиций, в которых показано как
ходит конь.
23
Описание игры. Команды «Белые» и «Черные» строятся в две колонны по одному
на расстоянии 5 метров от баннера. По сигналу учителя «Марш!» первые из колонн
начинают бег к полям (a8 и h8), там выбирают карточку с шахматной позицией на
тему «Ход конем», показывают ответ судье, карточку кладут на место и бегут к
своей команде передавать эстафету следующему путем касания руки. У каждого
финишного поля (a8 и h8) стоят два судьи (это более опытные шахматисты,
выбранные из числа учеников).
Ученики бегут, делая зигзаги (изображая ходы слона – маршрут показывают три
конуса). Добежав до напольной доски (у левой колонны стартовое поле с1, у правой
колонны стартовое поле f1), они начинают прыгать ходом коня (две клетки прямо,
одна клетка в бок). Для команды левой колонны зона прыжков - ферзевый фланг,
для команды правой колонны зона прыжков - королевский фланг (маршрут для
левой колонны: c1-c3-b3-b5-c5-c8, маршрут для правой колонны: f1-f3-g3-g5-h5-h8).
Побеждает команда, первой завершившей эстафету.
Эстафета «Прыжки конем» - всё то же самое, только ученики бегут не
зигзагами, а передвигаются в полуприседе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.