Этапы становления экологии как науки |
Автор |
Годы жизни |
Название труда |
1этап.Зарождение и становление экологии как науки(до 60-х г.г XIX века) до 1860 г. |
|
|
На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения. 1.С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. 2.Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и не были осознанными ,но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний. 3.Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни. |
|
Аристотель |
384-322 до н.э |
1.В «истории животных» различал водных и сухопутных животных ,водоплавающих, летающих, ползающих. 2.Интересовали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питания. |
Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах античных мыслителей и философов |
Теофраст |
372=287 гг. до н.э. |
История растений |
|
Плиний Старший |
923-79 н.э |
Естественная история |
|
Роберт Бойль |
1627-1691 |
1.Первым осуществил экологический эксперимент 2.Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных |
1.Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. 2.Описание животных сопровождалось сведениями об их поведении, повадках, местах обитания. |
|
|
|
|
Карл Линней |
1707-1778г.г |
1.«Экономия природы» 2.«Общественное устройство природы» 3.Под«Экономией»Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел. 4.Сравнивал природу человеческой общинной, живущих по определенным законам |
Важные наблюдения, оказавшие влияние на развитие экологии, были выполнены ученными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века. |
1.Степан Петрович Крашенников
2.Иван Иванович Лепёхин
3.Петр Симон Паллас |
1713-1755гг
1740-18022гг
1741-1811 |
Описания земли Камчатка
Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства
Описание животных российско-азиатских
|
|
Жан Батист Ламарк |
1744-1829 |
1.Автор первого эволюционного учения 2.Считал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды . |
|
Карл Францевич Рулье |
1814-1858 |
1.Профессор Московского университета 2.В своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменения их среды |
2 этап.Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний |
|
60-егг – 50 –е гг |
|
|
Чарльз Дарвин |
1809-1882гг |
1.Основатель учения об эволюции органического мира. 2.Вывод Ч.Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии |
|
Эрист Геккель |
1834-1919 |
1.Предложил термин «экология» 2.Дал определение науки «экология» 3.Экология- познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом. Одним словом, экология- это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование |
В XX В. Большой вклад в развития экологии внесли такие всемирно известные ученые |
1.Климент Аркадьевич Тимирязев 2.Василий Васильевич Докучаев 3.Владимир Николаевич Сукачев |
1843-1920
1846-1903
1880-1967 |
1. Основоположник научной школы физиологии растений 2. Основоположник главного закона генезиса и географии почв. 3. Основоположник биогеоценоза-1942 |
|
Владимир Иванович Вернандский |
1863-1945 |
1.Создавал учение о биосфере 2.Показал, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете 3.Приходит к выводу, что биосфера тесно связана деятельностью человека: от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Выводит новое понятие – ноосфера, это означает «мыслящая оболочка». Т.е. сфера разума |
3 этап. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды |
|
50-е гг. XX в. До настоящего времени |
1.Прогресирующее загрязнение окружающей среды и резкое усиление воздействия человека на природу 2.Основание роли экологических знаний 3.Понимание того, что деятельность человека угрожает самому существованию человечества 4.Экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов. |
Методы исследования в экологии |
|
|
1.Натуральное наблюдение 2.Эксперементы в естественных условиях 3.Лабороторные опыты 4.Математический анализ(моделирование) |
|
|
|
1.В период своего возникновения экология была составной частью биологии 2.Современная экология тесно переплетается с целым рядом смежных наук(биология, география, математика, медецина, агрономия, архитектура) |
Научные отрасли и дисциплины экологии |
|
|
1.Популяционная экология 2.Географическая экология 3.Химическая экология 4.Промышленная экология 5.Экология растений 6.Экология животных 7.Экология человека |
Вывод |
|
|
1.Современная экология- универсальная, бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. 2.Экология-наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.