ЭТИКА – АЗБУКА ДОБРА

  • Мероприятия
  • rtf
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
Иконка файла материала Этика – азбука добра.rtf
ЭТИКА – АЗБУКА ДОБРА В   нравственном   воспитании   учащихся   начальных   классов   весьма актуальным   является   формирование   гуманных   отношений   между детьми,   воспитание   у   них   действенных   нравственных   чувств. Формировать систему моральных представлений и понятий, которые в свою   очередь   выступят   в   качестве   платформы   для   формирования нравственных взглядов и убеждений, призвана этика – особый предмет воспитательного   характера,   основой   которого   являются   диалоги   с учащимися о главном в жизнедеятельности человека. Этика   является востребованной  и необходимой в соответствии  с тем, что является наукой о ценностях человеческого бытия, о добре и зле в жизни людей. Её воспитательный потенциал трудно переоценить. Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в природе   моральных   ценностей,   образующих   стержень   духовности   и культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. В этом   её   воспитательная   основа,   которая   кристаллизовалась   на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины. Концентрируя в себе моральный опыт   поколений   и   выработанные   человечеством   на   протяжении   всей истории развития этической мысли нравственные законы жизни людей, этика делает их достоянием каждого нового поколения. Это позволяет школьнику в процессе её изучения преобразовывать этические знания в личностные   смыслы   собственной   жизнедеятельности,   а   педагогу стимулировать   усилия   личности   в   нравственном   самоопределении   и самовоспитании. Воспитательные   задачи  этики   достаточно   четко   в   свое   время определил П. А. Кропоткин: –   действовать   в   нравственном   направлении,   взывая   к   лучшим потребностям человека; –   определять   и   пояснять   основные   начала,   без   которых   люди   не могли бы жить обществом; – взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом; –   не   допускать   мысли,   что   возможно   жить,   не   считаясь   с потребностями и желаниями других.Нравственное   развитие   личности   школьника   предполагает организацию   нравственного   образования   младших   учащихся   как   в процессе   изучения   учебных   предметов,   так   и   во   внеурочной деятельности   школьников   в   форме   различных     этических факультативов   и   мероприятий,   способствующих   систематизации нравственных   представлений   и   ценностных   ориентаций,   достижению моральной осознанности в выборе способов и форм поведения, а также ориентирующих на этический контекст взаимодействия со взрослыми и сверстниками   в   сфере   жизнедеятельности   в   школе,   социуме, окружающем мире. Цель   этических   воспитательных   дел   –   помочь   ребенку   раскрыть внешний мир, сформировать у него конкретные представления о нормах отношений   между   людьми,   о   себе   как   об   одном   из   представителей человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях. Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того, что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать тому,   что   школьник   научится   видеть   других   людей,   понимать   их действия, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные нравственные мотивы поведения, которыми он, в свою очередь, будет руководствоваться в своих поступках. Каждый   возраст   требует   на   этических   занятиях   с   детьми   своей палитры средств и методов построения этического диалога, психолого­ педагогических   приёмов   организации   взаимодействия.   С   младшими школьниками акцент делается на желании быть хорошим, свойственное детям   данного   возраста,   на   характерное   для   них   внимание   к нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку, получить   оценку   окружающих.   Учитывается   конкретность   их мышления,   способность   к   яркой   фантазии,   творческая   активность, игровая направленность. В соответствии с этим педагог строит диалог с детьми   как   сюжетный   рисунок   сказки,   приключения,   совершаемого путешествия, открытия тайны, проведения коллективной игры, общего размышления   над   проблемой.   В   канву   сюжета   вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то   же   время   изучать   индивидуальные   особенности,   динамику нравственного развития.открытия   себя, Необходимость   нравственного   образования   в   школе,   начиная   с начальных   классов,   основывается   на   потребности   общества   в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия   и   поступки.   Занятия   по   освоению   этики   для   младших школьников – это прежде всего постижение азбуки добра, это уроки самопознания,   своего   человеческого   статуса. Нравственное взросление младших школьников связано с тем, что идеи добра   и   справедливости,   проблемы   общения   наиболее   глубоко затрагивают   их   духовно­личностные   интересы.   В   процессе   освоения этических   ориентиров  ученики   получают   знания   о   характере взаимоотношений   с   другими   людьми,   что   становится   предпосылкой воспитания   доброжелательного   и   заботливого   отношения   к   людям, эмоциональной   отзывчивости, сочувствия, толерантности,   формирования   нравственного   сознания   младшего школьника.   Идет   осмысление   базовых   гуманистических   ценностей, необходимости бережного и ответственного отношения к окружающему миру, формирующегося на основе поведения по нравственным нормам.   сопереживания,