Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ЭТИКА – АЗБУКА ДОБРА
В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма
актуальным является формирование гуманных отношений между
детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Формировать систему моральных представлений и понятий, которые в
свою очередь выступят в качестве платформы для формирования
нравственных взглядов и убеждений, призвана этика – особый предмет
воспитательного характера, основой которого являются диалоги с
учащимися о главном в жизнедеятельности человека.
Этика является востребованной и необходимой в соответствии с
тем, что является наукой о ценностях человеческого бытия, о добре и
зле в жизни людей. Её воспитательный потенциал трудно переоценить.
Именно этика способна помочь развивающейся личности разобраться в
природе моральных ценностей, образующих стержень духовности и
культуры, понять этическую основу и нормы человеческого общения. В
этом её воспитательная основа, которая кристаллизовалась на
протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком
смысла жизни и нравственной истины. Концентрируя в себе моральный
опыт поколений и выработанные человечеством на протяжении всей
истории развития этической мысли нравственные законы жизни людей,
этика делает их достоянием каждого нового поколения. Это позволяет
школьнику в процессе её изучения преобразовывать этические знания в
личностные смыслы собственной жизнедеятельности, а педагогу
стимулировать усилия личности в нравственном самоопределении и
самовоспитании.
Воспитательные задачи этики достаточно четко в свое время
определил П. А. Кропоткин:
– действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим
потребностям человека;
– определять и пояснять основные начала, без которых люди не
могли бы жить обществом;
– взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к
жизни, согласной с идеалом;
– не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с
потребностями и желаниями других.Нравственное развитие личности школьника предполагает
организацию нравственного образования младших учащихся как в
процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной
деятельности школьников в форме различных
этических
факультативов и мероприятий, способствующих систематизации
нравственных представлений и ценностных ориентаций, достижению
моральной осознанности в выборе способов и форм поведения, а также
ориентирующих на этический контекст взаимодействия со взрослыми и
сверстниками в сфере жизнедеятельности в школе, социуме,
окружающем мире.
Цель этических воспитательных дел – помочь ребенку раскрыть
внешний мир, сформировать у него конкретные представления о нормах
отношений между людьми, о себе как об одном из представителей
человеческого рода, о людях, об их чувствах, правах и обязанностях.
Внимание ребенка к себе, понимание своей сущности, понимание того,
что он – человек, осознание своих возможностей будет способствовать
тому, что школьник научится видеть других людей, понимать их
действия, чувства, мысли, у него будут сформированы определенные
нравственные мотивы поведения, которыми он, в свою очередь, будет
руководствоваться в своих поступках.
Каждый возраст требует на этических занятиях с детьми своей
палитры средств и методов построения этического диалога, психолого
педагогических приёмов организации взаимодействия. С младшими
школьниками акцент делается на желании быть хорошим, свойственное
детям данного возраста, на характерное для них внимание к
нравственной стороне поступка, желание дать ему моральную оценку,
получить оценку окружающих. Учитывается конкретность их
мышления, способность к яркой фантазии, творческая активность,
игровая направленность. В соответствии с этим педагог строит диалог с
детьми как сюжетный рисунок сказки, приключения, совершаемого
путешествия, открытия тайны, проведения коллективной игры, общего
размышления над проблемой.
В канву сюжета вплетаются
разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно
корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в
то же время изучать индивидуальные особенности, динамику
нравственного развития.открытия себя,
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с
начальных классов, основывается на потребности общества в
нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои
действия и поступки. Занятия по освоению этики для младших
школьников – это прежде всего постижение азбуки добра, это уроки
самопознания,
своего человеческого статуса.
Нравственное взросление младших школьников связано с тем, что идеи
добра и справедливости, проблемы общения наиболее глубоко
затрагивают их духовноличностные интересы. В процессе освоения
этических ориентиров ученики получают знания о характере
взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой
воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям,
эмоциональной отзывчивости,
сочувствия,
толерантности, формирования нравственного сознания младшего
школьника. Идет осмысление базовых гуманистических ценностей,
необходимости бережного и ответственного отношения к окружающему
миру, формирующегося на основе поведения по нравственным нормам.
сопереживания,