. Понятие и содержание педагогической этики, ее принципы и функции.
2. Основные категории педагогической этики как научные понятия и качества личности педагога.
3. Профессионально-значимые личностные качества педагога.
4. Критерии профессионального мастерства учителя.
Цель темы гносеологическая (познавательная): знакомство с содержанием педагогической этики, ее основными принципами, категориями.
Цель темы аксиологическая (воспитательная):
- осознать педагогический процесс как процесс нравственных отношений между его участниками.
ТЕМА 4. Этика педагогического общения как
составная часть профессиональной компетентности
и культуры педагога
(2 часа)
1. Понятие и содержание педагогической этики, ее принципы и
План
функции.
2. Основные категории педагогической этики как научные понятия и
качества личности педагога.
3. Профессиональнозначимые личностные качества педагога.
4. Критерии профессионального мастерства учителя.
Цель темы гносеологическая
(познавательная): знакомство с
содержанием педагогической этики, ее основными принципами, категориями.
Цель темы аксиологическая (воспитательная):
осознать педагогический процесс как процесс нравственных
отношений между его участниками.
1. Понятие и содержание педагогической этики, ее
принципы и функции.
Профессиональная этика
– совокупность моральных норм,
определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к
посредством его – к людям, с которыми он связан в силу характера своей
профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом.
Педагогическая этика – профессиональная этика, определяющая
принципы, нормы общения участников педагогического процесса, моральные
качества учителя (Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. Минск, 2004. –
С. 8).
Особенностью педагогической этики является ее тесная связь с
деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей
теорией морали.В ХХIм веке педагогическая этика ориентирует участников совместной
деятельности в образовательновоспитательной сфере на реализацию
принципов:
гуманизм;
диалогичное общение при доминирующей позиции педагога;
равноправие;
взаимопонимание;
творчество (креативность).
Функции педагогической этики:
теоретическая;
практическая.
Структура педагогической этики:
1) этика отношения педагога к своему труду;
2) этика отношений «по вертикали» – в системе «педагог – учащийся»;
3) этика отношений «по горизонтали» – в системе «педагог – педагог»;
4) этика административноделовых
отношений «по вертикали»
педагога и руководящих структур.
Специфика
педагогической этики:
1) необходимость корректировать поведение учителя и учащихся в рамках
педагогического взаимодействия;
2) оберегать авторитет учителя как условие успешной работы школы;
3) формировать гармонично развитую личность;
4) включать принципы, нормы и правила, без которых невозможен
эффективный учебновоспитательный процесс (гуманизм, любовь к детям,
уважение личности ребенка и др.).
Цели деятельности педагога:
1. Обучающая;
2. Воспитывающая;
3. Развивающая.
вежливость – уважительное отношение к человеку;
Нравственные нормы педагогического общения:
корректность – умение держать себя в рамках приличий в любых
ситуациях (выслушать, понять, сдержаться, «не заразиться» плохим
настроением);
тактичность – чувство меры в общении, стремление не обидеть
человека, не поставить его в неловкое положение;
скромность – сдержанность в оценках, требовательность к себе,
уважение чувств и достоинства других людей;
благородство – способность жертвовать своими интересами ради
других людей, совершать бескорыстные поступки, не допускать
унижения других;
пунктуальность – точность во времени и выполнении принятых
правил.
2. Основные категории педагогической этики как
научные понятия и качества личности педагога.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий
педагогической морали и моральных ценностей.
Моральными ценностями можно назвать систему представлений о
добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной
оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и
поступков людей и т.п.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – это критерий
объективности учителя,
уровня его нравственной воспитанности
(человечности, принципиальности), проявляющийся в его оценках поступков
учащихся, их отношения к учебе и т.д. Важнейшее условие положительного
воздействия
педагога на воспитуемого сочетание разумной
требовательности и доверия к нему.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ – это превращение требований
общественной нравственности в личную задачу педагога.
В профессиональном
Профессиональный педагогический долг одна из важнейших категорий
педагогической этики.
долге педагога
запрограммирована необходимость творческого отношения к своему
труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению
профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства,
необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и
их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты
школьной жизни.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧЕСТЬ – это общественное признание и уважение
к моральным заслугам и качествам педагога.
Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях
нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то
соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной
чести и достоинству. Честь учителя общественная оценка его реальныхпрофессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им
профессионального долга.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОВЕСТЬ – это способность педагога
осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для
себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и
производить самооценку совершенных поступков в соответствии с
педагогическим идеалом
Ведь многие действия педагога никем не контролируются.Поэтому
моральный «барометр» учителя его педагогическая совесть должен
быть чувствительным в высокой степени.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ – это бережное отношение к другому
человеку; это нравственное поведение педагога, включающее предвидение
всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ – это моральный статус педагога в
коллективе учащихся и коллег, определяющий степень влияния на них; сила
воздействия педагога на других, опирающаяся на его нравственные
достоинства.
Педагогический авторитет зависит от предшествующей
моральноэтической и психологопедагогической подготовки учителя.
Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством,
отношением к работе и т.д.
ВЫВОД: Кодекс профессиональной этики педагога определяет
совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и
норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему
отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ
кодекса профессиональной этики учителя является установление
основных требований, которые определяют отношение учителя к самому
себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому
коллективам и т.д.
3. Профессиональнозначимые личностные качества
педагога.
Личностные качества учителя проявляются и оцениваются прежде
всего с позиции его отношения к ученику. Это первый параметр оценки
профессий типа «человек человек», причем в педагогике реализация
отношений «субъект субъект», может быть, наиболее сложна. Слишком
велика разница в социальном опыте, слишком дорога цена ошибок.
Коммуникативное проявление
личностных качеств учителя
осложняется условиями межличностногруппового общения: педагогическое
общение происходит «внутри определенной социальной общности» (А. А.
Леонтьев), где внешние формы отношений коммуникантов закрепленытрадиционной классноурочной системой. Учитель одновременно общается и
с классом, и с каждым отдельным учеником, стремясь сохранить и общие
ориентиры взаимодействия
действия,
познавательного интереса школьников и т.п.), и общую эмоционально
творческую атмосферу урока.
(обеспечение мотивации
Результативное, творческое общение возможно в том случае, если
учитель видит в школьнике равного себе и доверяющего ему человека «с
многогранными интересами, запросами, стремлениями» конкретизирует
этот тезис В. А. Сухомлинский. Интерес и уважение к этому человеку,
растущему, развивающемуся, лежат в основе профессии учителя. От него во
многом зависит каким станет этот человек.
Другой критерий профессионализма — глубокое знание предмета.
Эрудиция, широта научного кругозора, современный характер знаний...
Напомним, что для учителя знание предмета, трудолюбие и творческое
отношение к труду (необходимые составляющие успеха в любой профессии)
обретают полную силу в том случае, если он владеет «языком предмета», если
у него сформированы умения систематизации и переноса учебнонаучной
информации, если он может организовать на уроке коллективный
познавательный поиск и увлечь школьников совместной творческой
деятельностью.
Из качеств личностных следует назвать такие волевые качества, как
настойчивость в достижении цели, самоконтроль, умение управлять речевым
событием. Это качества суггестивные, означающие способность к внушению, к
эмоциональному воздействию на слушателя. Для учителя это не только
умение обращаться к разуму ученика, но и к его чувствам, это умение
пробудить нужные ассоциации, активизировать работу воображения и
фантазии.
Для этого нужно обладать обостренным восприятием происходящего,
способностью быстро понять и принять решение. Это — особое «учительское»
внимание к ответу ученика, умение слушать, одновременно осуществляя
контроль за деятельностью класса. Это умение сосредоточиться и
сосредоточить внимание школьников на конкретном предмете или рассматри
ваемом явлении. Это способность к эмоциональному переключению и к
использованию палитры всех эмоциональных средств воздействия.
Перечень
конкретных профессиональноличностных качеств,
необходимых хорошему учителю, может быть продолжен: дружелюбие и
уверенность, убежденность и самокритичность, искренность и способность
владеть собой, целеустремленность и гибкость и др. В характеристике всех
этих качеств нет необходимости. Возможно, стоит выделить искренность:
ребята не прощают неискренности, притворства об этом нельзя забывать.
Эмпатия постижение эмоционального состояния другого человека в
форме сопереживания и сочувствия.Индивидуальный подход принцип педагогики, при котором учитель
выявляет направленность каждого ребенка, его склонности, интересы,
способности; направляет формирование его индивидуальности.
Толерантность
терпимость
к различным мнениям,
непредубежденность в оценке людей и событий.
Рефлексия знание и понимание самого себя, способность объективно
анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, в
том числе, учащимися. Саморефлексия
– внутриличностный момент
самореализации, направленный на восприятие и осмысление учебно
воспитательных ситуаций с точки зрения учащегося, чтобы учесть ее в
собственном поведении, на познание способов решения
возникающих
проблем и задач.
Коммуникабельность – это качества личности, которые обеспечивают
умение продуктивно общаться со многими и разными людьми; способность
эффективно строить общение с различными категориями людей.
Педагогическая коммуникабельность – сознательное построение
своего коммуникативного поведения на уроке и вне его.
ВЫВОД:
Итак, личностные качества человека, избравшего профессию учителя,
правомерно рассматривать как исходные составляющие профессионального
мастерства. Вот почему так важны навыки самооценки: познание себя основа
стремления к постоянному совершенствованию, к достижению «коммуника
тивной и интеллектуальной самодостаточности личности» (А. А. Леонтьев).
4. Критерии профессионального мастерства учителя.
1. Любовь к детям.
2. Хорошее знание преподаваемого предмета.
3. Методическое мастерство – знание и владение современной и
адекватной данным условиям методикой преподавания предмета.
4. Психологопедагогическая компетентность
знание
психологических особенностей личности учеников и умение найти
верные педагогические подходы к каждому и учебной группе в
целом.