Этика педагогического общения как составная часть профессиональной компетентности и культуры педагога

  • Рабочие листы
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. Понятие и содержание педагогической этики, ее принципы и функции. 2. Основные категории педагогической этики как научные понятия и качества личности педагога. 3. Профессионально-значимые личностные качества педагога. 4. Критерии профессионального мастерства учителя. Цель темы гносеологическая (познавательная): знакомство с содержанием педагогической этики, ее основными принципами, категориями. Цель темы аксиологическая (воспитательная): - осознать педагогический процесс как процесс нравственных отношений между его участниками.
Иконка файла материала Лекция 4 (2).doc
ТЕМА   4.  Этика     педагогического     общения     как составная часть   профессиональной   компетентности и   культуры педагога  (2 часа) 1.   Понятие   и   содержание   педагогической   этики,   ее   принципы   и План функции. 2. Основные категории педагогической этики как научные понятия и качества личности педагога.  3. Профессионально­значимые личностные качества педагога. 4. Критерии профессионального мастерства учителя. Цель   темы   гносеологическая  (познавательная):   знакомство   с содержанием педагогической этики, ее основными принципами, категориями. Цель темы аксиологическая (воспитательная):  ­ осознать   педагогический   процесс   как   процесс   нравственных отношений между его участниками. 1.   Понятие   и   содержание   педагогической   этики,   ее принципы и функции. Профессиональная   этика  –   совокупность   моральных   норм, определяющих   отношение   человека   к   своему   профессиональному   долгу,   к посредством его – к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом. Педагогическая   этика  –   профессиональная   этика,   определяющая принципы, нормы общения участников педагогического процесса, моральные качества учителя (Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. ­ Минск, 2004. – С. 8). Особенностью   педагогической   этики   является   ее   тесная   связь   с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.В ХХI­м веке педагогическая этика ориентирует участников совместной деятельности   в   образовательно­воспитательной   сфере   на   реализацию принципов: ­    гуманизм; ­ диалогичное общение при доминирующей позиции педагога; ­ равноправие; ­ взаимопонимание; ­ творчество (креативность). Функции педагогической этики: ­ теоретическая; ­ практическая. Структура педагогической этики: 1) этика отношения педагога к своему труду; 2) этика отношений «по вертикали» – в системе «педагог – учащийся»; 3) этика отношений «по горизонтали» – в системе «педагог – педагог»; 4) этика   административно­деловых     отношений   «по   вертикали» педагога и руководящих структур. Специфика     педагогической этики:  1) необходимость корректировать поведение учителя и учащихся в рамках педагогического взаимодействия; 2) оберегать авторитет учителя как условие успешной работы школы; 3) формировать гармонично развитую личность; 4)   включать   принципы,   нормы   и   правила,   без   которых   невозможен эффективный   учебно­воспитательный   процесс   (гуманизм,   любовь   к   детям, уважение личности ребенка  и др.). Цели деятельности педагога: 1. Обучающая; 2. Воспитывающая; 3. Развивающая. вежливость – уважительное отношение к человеку; Нравственные нормы педагогического общения: ­ ­ корректность – умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях (выслушать, понять, сдержаться, «не заразиться» плохим настроением); тактичность   –   чувство   меры   в   общении,   стремление   не   обидеть человека, не поставить его в неловкое положение; ­­ скромность   –   сдержанность   в   оценках,   требовательность   к   себе, уважение чувств и достоинства других людей; ­ благородство   –   способность   жертвовать   своими   интересами   ради других   людей,   совершать   бескорыстные   поступки,   не   допускать унижения других; ­ пунктуальность   –   точность   во   времени   и   выполнении   принятых правил. 2.   Основные   категории   педагогической   этики   как научные понятия и качества личности педагога.  Педагогическая  этика рассматривает  сущность основных  категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными   ценностями    можно   назвать   систему  представлений   о добре   и   зле,   справедливости   и   чести,  которые   выступают   своеобразной оценкой   характера  жизненных   явлений,   нравственных   достоинств   и поступков людей и т.п.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   СПРАВЕДЛИВОСТЬ   –   это   критерий объективности   учителя,   уровня   его   нравственной   воспитанности (человечности, принципиальности), проявляющийся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе и т.д. Важнейшее условие положительного воздействия  педагога   на   воспитуемого   ­   сочетание   разумной требовательности и доверия к нему. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   ДОЛГ   –   это   превращение   требований общественной нравственности в личную задачу педагога.   В   профессиональном Профессиональный   педагогический долг ­ одна из важнейших  категорий педагогической   этики.  долге   педагога запрограммирована   необходимость  творческого   отношения   к   своему труду,   особая  требовательность   к   себе,   стремление   к   пополнению профессиональных   знаний   и   повышению   педагогического  мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их   родителям,   умение   разрешать  сложные   коллизии   и   конфликты школьной жизни. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЧЕСТЬ – это общественное признание  и уважение к моральным заслугам и качествам педагога. Если   учителем   в   своём  поведении   и   межличностных   отношениях нарушаются  требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к  профессиональной чести и достоинству. Честь учителя ­  общественная оценка его реальныхпрофессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   СОВЕСТЬ   –   это   способность   педагога осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя   нравственные   обязанности,   требовать   от   себя   их   выполнения   и производить   самооценку   совершенных   поступков   в   соответствии   с педагогическим идеалом Ведь многие  действия  педагога   никем   не   контролируются.Поэтому моральный  «барометр»  учителя   ­   его   педагогическая   совесть   ­   должен быть чувствительным в высокой степени. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   ТАКТ   –   это   бережное   отношение   к   другому человеку;   это   нравственное   поведение   педагога,   включающее   предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного  его восприятия. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АВТОРИТЕТ – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, определяющий степень влияния на них; сила воздействия   педагога   на   других,   опирающаяся   на   его   нравственные достоинства.  Педагогический  авторитет   зависит   от   предшествующей морально­этической   и  психолого­педагогической   подготовки   учителя. Уровень   его  определяется   глубиной   знаний,   эрудицией,   мастерством, отношением к работе и т.д. ВЫВОД:  Кодекс   профессиональной   этики   педагога   определяет совокупность   нравственных   требований,   вытекающих   из  принципов   и норм   педагогической   морали,   и   регулирует   его  поведение   и   систему отношений   в   процессе   педагогической  деятельности.   Одной   из   основ кодекса   профессиональной  этики   учителя   является   установление основных требований,  которые определяют отношение учителя к самому себе,   к  педагогическому   труду,   к   ученическому   и   педагогическому коллективам и т.д. 3.   Профессионально­значимые   личностные   качества педагога. Личностные   качества   учителя   проявляются   и   оцениваются  прежде всего   с   позиции   его   отношения   к   ученику.   Это   первый  параметр   оценки профессий   типа   «человек   ­   человек»,   причем  в   педагогике   реализация отношений   «субъект   ­   субъект»,   может   быть,   наиболее   сложна.   Слишком велика разница в социальном опыте, слишком дорога цена ошибок. Коммуникативное   проявление  личностных   качеств   учителя осложняется условиями межличностно­группового общения:  педагогическое общение   происходит   «внутри   определенной   социальной   общности»   (А.   А. Леонтьев),   где   внешние   формы   отношений   коммуникантов   закрепленытрадиционной классно­урочной системой. Учитель одновременно общается и с классом, и с каждым отдельным учеником, стремясь сохранить и общие ориентиры   взаимодействия    действия, познавательного   интереса   школьников   и   т.п.),   и   общую   эмоционально­ творческую атмосферу урока. (обеспечение   мотивации Результативное,   творческое   общение   возможно   в   том   случае,  если учитель видит в школьнике равного себе и доверяющего ему человека ­ «с многогранными   интересами,   запросами,  стремлениями»   ­   конкретизирует этот   тезис   В.   А.   Сухомлинский.  Интерес и уважение  к   этому   человеку, растущему, развивающемуся, лежат в основе профессии учителя. От него во многом зависит ­ каким станет этот человек. Другой   критерий   профессионализма   —  глубокое   знание   предмета. Эрудиция,   широта   научного   кругозора,   современный   характер   знаний... Напомним,   что   для   учителя   знание   предмета,  трудолюбие   и   творческое отношение к труду (необходимые составляющие успеха в любой профессии) обретают полную силу в том случае, если он владеет «языком предмета», если у   него   сформированы   умения   систематизации   и   переноса   учебно­научной информации,   если   он   может   организовать   на   уроке   коллективный познавательный   поиск   и   увлечь   школьников   совместной   творческой деятельностью. Из качеств личностных следует назвать такие  волевые качества, как настойчивость в достижении цели, самоконтроль, умение управлять речевым событием. Это качества суггестивные, означающие способность к внушению, к эмоциональному   воздействию   на   слушателя.   Для   учителя   ­   это   не   только умение  обращаться   к   разуму   ученика,   но   и   к   его   чувствам,   это   умение пробудить   нужные   ассоциации,   активизировать   работу   воображения   и фантазии. Для  этого нужно  обладать  обостренным восприятием происходящего, способностью быстро понять и принять решение. Это — особое «учительское» внимание  к ответу ученика, умение  слушать,     одновременно   осуществляя контроль   за   деятельностью   класса.   Это   умение   сосредоточиться   и сосредоточить внимание школьников на конкретном предмете или рассматри­ ваемом   явлении.   Это   ­   способность   к   эмоциональному   переключению   и   к использованию палитры всех эмоциональных средств воздействия. Перечень   конкретных   профессионально­личностных   качеств, необходимых   хорошему   учителю,   может   быть   продолжен:  дружелюбие   и уверенность, убежденность и самокритичность, искренность и способность владеть собой, целеустремленность и гибкость и др. В характеристике всех этих   качеств   нет   необходимости.   Возможно,   стоит   выделить   искренность: ребята не прощают неискренности, притворства ­ об этом нельзя забывать. Эмпатия  ­ постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания и сочувствия.Индивидуальный подход ­ принцип педагогики, при котором учитель выявляет   направленность   каждого   ребенка,   его   склонности,   интересы, способности;  направляет формирование его индивидуальности. Толерантность  ­   терпимость   к   различным   мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий. Рефлексия ­ знание и понимание самого себя, способность объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, в том числе, учащимися.  Саморефлексия  –   внутриличностный   момент самореализации,   направленный   на   восприятие   и   осмысление   учебно­ воспитательных   ситуаций   с   точки   зрения   учащегося,   чтобы   учесть   ее   в собственном   поведении,   на   познание   способов   решения     возникающих проблем и задач. Коммуникабельность – это качества личности, которые обеспечивают умение продуктивно общаться со многими и разными людьми; способность эффективно строить общение с различными категориями людей. Педагогическая   коммуникабельность  –   сознательное   построение своего коммуникативного поведения на уроке и вне его. ВЫВОД: Итак, личностные качества человека, избравшего профессию учителя, правомерно   рассматривать  как  исходные  составляющие  профессионального мастерства. Вот почему так важны навыки самооценки: познание себя ­ основа стремления к постоянному совершенствованию, к достижению «коммуника­ тивной и интеллектуальной самодостаточности личности» (А. А. Леонтьев). 4. Критерии профессионального мастерства учителя. 1. Любовь к детям. 2. Хорошее знание преподаваемого предмета. 3. Методическое   мастерство  –   знание   и   владение   современной   и адекватной данным условиям методикой преподавания  предмета. 4. Психолого­педагогическая   компетентность  знание психологических особенностей личности учеников и умение найти верные   педагогические   подходы   к   каждому   и   учебной   группе   в целом.   ­