Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности.
Оценка 4.8

Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности.

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
физическая культура
Взрослым
21.04.2017
Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности.
Оценка успеваемости по предмету “Физическая культура” часто вызывает конфликты между учителями, учениками и их родителями, так как спортивные педагоги как правило, не находят достаточно убедительной аргументации выставленной оценке. В настоящее время сложилась система определения результативности педагогического процесса, построенная, главным образом, на принципах комплексной оценки уровня достижений учащихся, при этом интенсивность созревания организма, особенности физического развития (длина и масса тела) и типы телосложения (астеноидный, дигестивный, торакальный, мышечный) часто не учитываются.Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос о физической подготовленности в процессе возрастного развития школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью, например, футболиста, подготовка водолаза, пожарника, лыжника, гимнаста, конькобежца и т.п. Общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и навыков. В процессе формирования двигательных умений и навыков развиваются физические качества: • ловкость • скорость • выносливость • сила и др. Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Знание возрастного развития основ движений должно способствовать улучшению методики работы со школьниками. В настоящее время уже накоплены объективные данные о возрастном развитии физических качеств (Б.А. Ашмарин, 1979, В.П. Богословский, 1984; В.К. Бальсевич, 1988; и др.), но еще мало исследований, посвященных развитию движений, прежде всего основных, начиная с 1-го класса и кончая выпускниками средней школы. В последние годы есть общественное мнение, что в нашей стране требуется оценивать работу по физической культуре в школе не только по «кубкам», «грамотам» и различным призам, завоеванным в спортивных соревнованиях, а оценивать постановку физического воспитания в школе по данным физической подготовленности всех учащихся, их состоянию здоровья и физического развития. Особое внимание к физической подготовке учащихся средней школы привлекается в настоящее время. Оценка здоровья и физического развития школьников не вызывает больших трудностей, так как врачи, медицинские работники время тратят немного, имеют подробные инструкции и указания Министерства здравоохранения поэтому поводу. Оценка же физической подготовленности школьников крайне затруднительна. Затруднительна потому, что нет опробированной методики ее определения и мало опубликованных данных для сравнения уровня подготовленности учеников ( Г.И. Кукушкин, 1962; Н.А. Лупандина, 1969; Е.И. Рябцева, 1987). В процессе развития двигательных способностей человека особое место занимает разносторонняя физическая подготовленность. В ряде литературных источников (Л.П. Матвеев, 1959,1967; Н.Г.Озолин, 1960,1962; А.О. Романов, 1964; В.М. Заумерский, 1966, 1970; З.И. Кузнецова 1970,1974,1979 гг.) физическую подготовленность характеризуют совокупностью таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А.Д. Новиков (1967) считает, что физическая подготовка спортсмена – это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности, совершенствование физического развития, укрепление и закаливание организма. Н.А. Лупандина (1967, 1985гг) подразделяет ее на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков; основных жизненно важных или, как говорят, прикладных естественных видов движений. Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта. Н.Г. Озолин (1970), Б.А. Ашмарин (1984), так же как и Лупандина делит физическую подготовку на общую и специальную, но предлагает подразделить последнюю на две части: предварительную, направленную на построение специального фундамента, и основную, цель которой – более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта. Таким образом, Н.Г. Озолин предлагает трехступенчатость в процессе достижения наивысшей физической подготовленности, причем, на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный фундамент. Понятие «физическая подготовленность» и «тренированность» тесно связаны и в определенной мере характеризуют степень здоровья. Г.М. Куколевский и Н.Д. Граевская (1971), В.Л. Карпман (1980) отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженной с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей. Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой в избранном виде спорта. Авторы определяют тренированность как состояние, развивающееся в организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующее его готовность к наиболее эффективной мышечной деятельности. И.М. Яблоновский, 1949, 196,1972, М.В. Серебровская, 1934 при изучении двигательной деятельности школьников применяли испытания по таким видам движений, которые в какой-то степени отражали физическую подготовленность учащихся. За последние годы выполнен ряд работ физиологами (В.С. Фарфель, 1962, Н.В.Зимкин, 1964; В.В. Васильева, 1972, 1976; З.И. Кузнецова, 1967, 1974,1984г). Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос физической подготовленности в процессе физического воспитания школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных, прикладных, естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника и т.п.). Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, так как в этих движениях участвует одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствуется подвижность нервных процессов. Все это является фундаментом к выполнению нормативов комплекса «ГТО». Первостепенное значение для успешной сдачи норм комплекса ГТО учащимися имеет разносторонняя физическая подготовленность, базирующаяся на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т.п.), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно- массовой работы. Человек, в отличие от животных, не рождается на свет с готовой способностью выполнить естественные для него движения. Движения в ходьбе, беге, метаниях, прыжках, лазании выработались в процессе эволюции человека, в результате взаимодействия его с окружающей средой. Этим движениям человек научился в процессе жизни. всем известно, как дети любят бегать, бросать, метать, ловить предметы, лазать. Давно уже выдвигается настоятельная необходимость разработки единой методики учета развития основных движений и сбора материала могущего послужить отправными данными для оценки физической подготовленности школьников разных возрастных групп. Двигательные навыки и физические качества, приобретаемые школьниками в процессе физического воспитания в школе, имеют исключительное значение в практической работе учителей физического воспитания.
Материал.docx
Занимающимся с большей длиной и массой тела легче даются метания, в тоже время   им   значительно   сложнее   овладеть   техникой   данного   упражнения   и показать   высокие   результаты   в   беге   на   выносливость.   Школьники   с небольшими  габаритными   показателями  тела   быстрее   достигают  успехов в упражнениях циклического характера, требующих проявления выносливости, а учащиеся с относительно высоким ростом и незначительной массой тела успешнее других выступают в прыжковых видах легкой атлетики. Рекомендованные   Министерством   образования   России   программы   по физическому   воспитанию   для   общеобразовательной   средней   школы ориентируют   учителя   на   учет   индивидуальных   особенностей   учащихся, связанных с их темпами биологического созревания, уровнями физического   Однако   конкретные развития   и   двигательной   подготовленности. методические   подходы,   указания   и   разработки   в   данном   направлении практически отсутствуют. Входе   исследования   нами   были   выделены   основные   критерии дифференцированного   оценивания   физической   подготовленности школьников:   конституциональные   особенностей   телосложения,   уровень биологического созревания и антропометрические данные школьников. Анализ соотношения школьного контингента в возрасте 7­17 лет показывает, что   57,1   %   занимающихся   относятся   к   торакальному   типу   телосложения, число   лиц   с   дигестивным   типом   телосложения   составляет   16,7   %, астеноидным   ­   14,7   %,   мышечным   –   11,5   %   (табл.   1).   У   большинства испытуемых (72,1 %) паспортный возраст соответствует биологическому.  В месте с тем, в разные периоды онтогенеза нами выявлены несколько другие соотношения   данных   контингентов.   В   препубертатный   период   отмечается наибольшая   доля   (77,7   %)   учащихся,   паспортный   возраст   которых соответствует биологическому, а в пубертатный и постпубертатный периоды выявлено снижение доли данного контингента. Во всех группах второе место занимают испытуемые с отстающим уровнем созревания организма. Изучение   важности   таких   факторов,   как   возраст,   уровень   биологического развития и тип телосложения в изменчивости признаков, провели по восьми показателям. Из результатов дисперсионного анализа следует, что ведущим фактором   изменчивости   обсуждаемых   показателей   в   возрасте   12­15   лет доминирующим   фактором   изменения   показателей   является   уже   уровень биологического   созревания   организма.   Наибольшая   значимость   данного фактора   выявлена   при   изменении   показателей   бега   на   30   м   (37,7%),   6­ минутного   бега   (35,0   %)   и   прыжка   в   длину   с   места   (34,5   %).   Ростовые показатели школьников в возрасте 7­12 лет оказывают достоверное влияние на их результативность в 6­минутном беге, в 7­10 и 13­14 лет – в беге на 1000 м, в 11­17 лет  – в прыжке в высоту. Достоверное влияние массы тела  на результаты в шестиминутном беге проявляется только в возрасте 7­8 лет, в подтягивании на высокой перекладине – в 11­12 лет, в беге на 1000 м ­ в 7­8 лет, в прыжке в высоту – в 11­14 лет.  Таким   образом,   росто­весовые   показатели   оказывают   разное   влияние   на двигательные   возможности   школьников   в   возрасте   7­17­ти   лет.   В   одни возрастные   периоды   антропометрические   показатели   вносят   существенный вклад в достижение спортивного результата, в другие – оказывают меньшее воздействие.   Поэтому   только   оптимальные   росто­весовые   показатели школьников способствуют значительному повышению их результативности в различных   двигательных   заданиях   школьной   программы.   В   возрастном периоде   11­14  лет   наглядно   проявляется   зависимость   конституциональных особенностей   и   уровней   созревания   организма   школьников   на   их результативность   в   различных   двигательных   заданиях,   что   подтверждает целесообразность   учета   данных   характеристик   при   оценке   физической подготовленности. Анализ состояния проблемы дифференцированного оценивания физической подготовленности позволяют заключить: Антропометрические показатели, конституциональные особенности и уровни созревания организма – наиболее значимые критерии дифференцированного оценивания   физической   подготовленности   школьников   одной   возрастно­ половой группы. Высокая значимость в реализации двигательных возможностей, доступность и простота   в   регистрации,   практическом   применении,   тесная   взаимосвязь   с биомеханической   структурой   физических   упражнений   и   интенсивностью созревания организма делают показатели длины и массы тела приоритетными в оценивании двигательных возможностей школьников. В период обучения в школе показатели длины и массы тела оказывают разное влияние   на   двигательные   возможности   учащихся.   Наибольшее   суммарное влияние данных характеристик проявляется в пубертатный период. Выявлена специфика   соотношения   антропометрических   показателей   в   различных двигательных   заданиях:   в   метании   снарядов   доминирующее   влияние   на результат оказывает показатель массы тела; в спринтерском беге, в прыжке в высоту и прыжке в длину заметное преимущество имеют уже высокорослые и относительно легкие по весу школьники, а в беге на выносливость лидерами становятся ученики среднего и выше среднего роста (относительно небольшой показатель массы тела).

Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности.

Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности.

Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности.

Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности.

Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности.

Факторы, влияющие на уровень физической подготовленности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017