ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт
- совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом,
ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Основная задача ФГОС
- создание единого образовательного пространства по всей России.
Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
Цели обновления Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
-обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации
-обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук
-повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно - нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии
-повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий
-сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.
Новые стандарты должны обеспечить
вариативность содержания образовательных программ;
применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья;
развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире; благоприятные условия воспитания и обучения;
единство учебной и воспитательной деятельности;
формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни;
разумное и безопасное использование цифровых технологий;
формирование российской гражданской идентичности;
личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно -нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание;
формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России.
ФГОС обеспечивает
преемственность образовательных программ.
Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.
ФГОС разработан с учетом
-региональных, национальных и этнокультурных особенностей
-инновационной экономики
-стратегии научно-технологического развития
-ориентирован на изучение цивилизационного наследия России
Первое поколение ФГОС
• Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы
Второе поколение образовательных стандартов
• ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся.
Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
ФГОС третьего поколения
Главное отличие обновленных стандартов следующее:
-весь учебный процесс описан очень подробно.
В документе максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.
Внеурочная деятельность
-это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Направления внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО (п.19.3)
спортивно – оздоровительное,
общекультурное,
духовно – нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное.
14
http://www.edsoo.ru/
Новости
Рабочие программы
Конструктор рабочих программ
Виртуальные лабораторные работы
Методические интерактивные кейсы
Методические видеоуроки
Типовой комплект методических документов
Методические пособия
Функциональная грамотность
Тематический классификатор содержания образования
Портал «Единое содержание общего образования»
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2022
1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (5-9 классы) одновременно.
2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).
6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.).
7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.
8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2022
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2022
9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.
10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2022
13) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
17) Определено базовое содержание программы воспитания.
18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Выводы
Безусловно, новые ФГОС – это шаг вперед.
Есть интересные идеи и находки, которые справедливы и созвучны новому времени.
Вариативность содержания и сроков образования
Личный образовательный маршрут
Индивидуальные учебные планы
Деление на группы
Но многое требует разъяснения: на каком уровне и как будут составляться индивидуальные маршруты, какие нормативные документы, подкрепляющие эти маршруты и личные учебные планы необходимы, какое требуется сопровождение со стороны школ.
Так что приготовимся работать, работать и еще раз работать!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.