В XVIII веке наступила эпоха Просвеще́ния, которая пришла на смену гуманизму и рационализму. Выясним, чем же эта эпоха отличалась от прошедших.
Начнем с названия «Просвещение». В нем присутствует слово «свет», которое характеризовало этот период. Человеческий разум нес свет обществу, появилась вера в научные знания и образование. Вспомните, с какими трудностями сталкивались ученые ранее, как им приходилось бороться за свои убеждения.
Великие просветители Европы
Просвещение – это идейное течение, основанное
на рационализме, распространении знаний,
признании естественных и политических прав
человека.
Для эпохи Просвещения характерно следующее:
∙ сомнение человека в справедливости существующих порядков;
∙ критика всего, что угнетает людей;
∙ разрушение авторитета аристократии. Просвещение – эпоха
буржуазии;
∙ поиск принципов жизни человека;
∙ поиск истины, даже если она может угрожать устоям общества;
∙ провозглашение всеобщего равенства;
∙ вера в то, что человека можно изменить в лучшую сторону.
Пришло время познакомиться с самыми известными философами эпохи
Просвещения.
Джон Локк.
Одной из важнейших теорий Джона Локка
стала «теория разделения властей» на
законодательную, исполнительную и
федеративную.
Законодательная должна стать верховной властью в обществе и
заниматься разработкой законов. Исполнительная власть контролирует
исполнение принятых законов. А федеративная руководит
безопасностью и интересами общества. При условии существования
принципа разделения властей, можно было сохранить короля
Локк является автором «теории естественных прав человека».
Согласно ей у каждого человека есть неотъемлемые права, отобрать
которые никто не может.
аа
аа
». Ребенок является «чистой доской», содержание которой
Джон Локк разработал свой метод воспитания детей. Он ввел понятие
«Т була р са
заполняют опыт и чувства. Целью воспитания он видел становление
настоящего предприимчивого джентльмена, главными чертами которого
являются стойкий характер, воля и дисциплина.
Подумайте, что может значить фраза Локка:
«От правильного воспитания детей зависит
благосостояние всего народа».
Монтескьё.
Монтескьё завершил разработку идеи
разделения властей. Согласно ему
должно существовать три ветви
власти: законодательная,
исполнительная и судебная.
Законодательная власть может быть передана в руки феодалов и буржуазии, которые
войдут в состав двухпалатного парламента. Исполнительная власть останется у
дворянства, которое составляет королевское правительство. Однако они обязаны
отчитываться перед парламентом в своих действиях. Судебную власть должны
осуществлять лица, выбранные из народа на неопределенное время. При рассмотрении
какоголибо дела, судьи должны быть одного социального положения с подсудимым, чтобы
лучше оценить его поступки.
Вольтер.
был
идеи
сторонником
о
Он
невозможности равенства в обществе.
По мнению Вольтера, общество всегда
будет разделено на два класса:
богатых и образованных людей и тех,
кто, не имея своей собственности,
работает на первых или их развлекает.
ЖанЖак Руссо.
Философ разработал идею «государства
общественного договора», граждане
которого согласились жить по
определенным ими правилам. Руссо
отвергал идею парламента и выступал за
непосредственное правление народа.
Заключение «общественного договора»
было возможно только между
мужчинами. По мнению Руссо, женщины
вообще должны быть ограждены от
получения образования и заниматься
только ведением домашнего хозяйства.
Обсудите, что имел в виду Руссо, когда сказал:
«Человек рожден свободным, и всё же, все вокруг в
цепях».
Просвещенный
абсолютизм
Новый способ правления, возникший под влиянием идей Просвещения.
Измененяется представление о происхождении королевской власти.
Цель власти – служение народу, достижение благосостояния всех
подданных и благополучия общества.
Но для выполнения этих целей власть должна быть сосредоточена в
одних руках, т.е. абсолютизм
Просвещенный абсолютизм получил распространение в XVIII
веке.
Такая политика проводилась в германских государствах, России, Швеции.
Просвещенный
абсолютизм В Пруссии
Какие изменения произошли
обязательное начальное образование
свобода вероисповедания
конец «охоте на ведьм»
жесткая политику меркантилизма, развитие прусской промышленности
и сельского хозяйства
положение крестьян: отмена крепостного права в королевских
владениях, сокращение барщины, продажа государственного зерна в
голодные годы, разведение картофеля