Конспект занятия
«Финансовая грамотность выпускника детского дома»
Ф.И.О. педагога: Белокрылова О.В.
Полное название учреждения: Краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 35»
Форма занятия: познавательно-практическое занятие для воспитанников старшего школьного и юношеского возраста.
Тема занятия: Финансовая грамотность выпускника детского дома.
Цель занятия: Формирование финансовой компетентности
Задачи: - повышение мотивации к приобретению новых социальных компетенций
- приобретение ЗУНов по рациональному расходованию денежных средств
- совершенствование практических навыков планирования сбалансированного бюджета
- развивать умения и вслух высказывать свои суждения
Формирование УУД:
Личностные действия: развивать умения находить способы решения проблемной ситуации.
Регулятивные действия: уметь определять цель деятельности и достигать ее.
Познавательные действия: ориентироваться в предлагаемой информации (реклама, буклеты и др.), дополнять и активизировать словарный запас (процентная ставка, сбалансированный бюджет, кредитный заем, финансы).
Коммуникативные действия: упражняться в умении работать в группе, участвовать в диалоге, аргументировать свое мнение.
Реквизит: жетоны красного и желтого цвета, ноутбук, листки с практическими заданиями, портфель, калькулятор, карандаши.
Этапы занятия, время |
Универсальные учебные действия |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Методы и приемы |
1. Мотивационный этап |
Регулятивные УУД: активизировать произвольное внимание, настроиться на рабочий лад |
На экране - слайд с названием темы занятия Педагог приветствует воспитанников и рассказывает им о необходимости развития умения рационально тратить денежные средства. Он акцентирует внимание на важности этого умения для детей, которые в условиях детского дома не имеют возможности этому научиться, но попрактикуются в этом на занятии. После педагог чего объявляет тему занятия. Педагог приглашает на занятие министра финансов, который будет помогать вести занятие. Под музыкальное сопровождение министр финансов займет место напротив ребят
|
Воспитанники слушают и осмысливают услышанное |
Беседа |
1. Этап актуализации знаний (2 минуты) |
Регулятивные УУД: Личностные – ощущать положительные эмоции от духа соревнования, стремиться к победе Коммуникативные – учиться работать в команде, развивать навыки кооперации Познавательные – расширять представления о доходах и расходах, уметь анализировать информацию |
Педагог объявляет о начале первой части занятия, в которой дети должны будут поучаствовать в «Аукционе доходов и расходов». Он предлагает ребятам разобрать жетоны 2 –х цветов и построиться в две команды в зависимости от цвета жетонов. Педагог устанавливает правила – по очереди команды называют доходы и расходы. Командой победительницей становится та команда, которая назвала слово последней
Проводится аукцион После окончания аукциона министр финансов указывает на ту команду, которая, на его взгляд, была более активной и дружной.
Педагог хвалит ребят и предлагает им вернуться на свои места |
Воспитанники запоминают условия игрового упражнения. Воспитанники участвуют в аукционе
|
Игровое упражнение |
2. Этап – практический (5 мин) |
Личностные УУД: использовать свой финансовый опыт для решения задачи.
Коммуникативные УУД: уметь договариваться в решении проблемной ситуации
Регулятивные УУД: Развитие настойчивости в решении поставленной задачи
Познавательные УУД: Приобрести навыки расчета месячного сбалансированного бюджета |
Педагог указывает на то, что когда доходы и расходы соединяются вместе, то образуют бюджет. Детям дается историческая справка – раньше в старой Англии бюджетом называли большой портфель министра финансов, в котором он носил свои деловые бумаги. Таким образом это слово стало активно использоваться в финансовых отчетах и обсуждениях и прочно вошло в наш лексикон.
Педагог объясняет, что есть несколько видов бюджета. Бюджет убыточный, если расходы взяли вверх над доходами. Бюджет сбалансированный, если доходы и расходы равнозначны.
Педагог объявляет проблемную ситуацию – надо рассчитать месячный, сбалансированный бюджет в зависимости от социальной ситуации. Детям раздаются листки, на которых указаны социальный статус людей и их социальная ситуация
Дети, используя калькуляторы, придумывают виды доходов и расходов и пробуют сформировать сбалансированный бюджет. После выполнения задания каждая подгруппа представляет результаты своей практической работы. «Министр финансов» комментирует
|
Дети слушают педагогов, размышляют над темой.
. |
создание проблемной ситуации
практическое упражнение |
3. Этап открытия новых финансовых знаний ( 30 мин)
|
Познавательные УУД: Осмысливают все услышанное и увиденное Личностные УУД: Анализируют получаемую информацию
|
Педагог предлагает посмотреть видеоролик, демонстрирующий кредитные услуги банка. Педагог рассказывает о выгодном и невыгодном кредитах. Выгодный кредит - это низкий процент от суммы вклада, возможность досрочного погашения или возможность увеличенного срока платежа. Невыгодный кредит – это высокие проценты от суммы вклада, сроки платежа и др. Педагог подводит детей к мысли о предотвращении убытка в семейном бюджете в ситуации выбора – взять кредит или нет. Для того, чтобы ребята лучше запомнили это предостережение, появляется новый персонаж – красивая и богатая дама, жена банкира. Она объясняет свое материальное благополучие высокими доходами банка, полученными в том числе и от процентов, которые выплачивают люди – заемщики. Педагог объясняет, для чего был приглашен этот персонаж – для того, чтобы ребята задумались о том, что выплачивая проценты, заемщики обеспечивают банку доход, а себе убыток. |
Дети, воспринимая все происходящее на занятии делают выводы.
Воспитанники внимательно слушают педагогов. Отвечают на вопросы.
Подростки внимательно слушаю, обсуждают, осмысливают. |
Репродуктивный, словесный, обсуждение, беседа, рассуждение,
Игровая ситуация «Проблемная ситуация»
Беседа- диалог.
|
4. Рефлексия (8 мин) |
Познавательные УУД: контроль и оценка результатов деятельности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Личностные УУД: соотносить желаемое со своими финансовыми возможностями, учиться находить возможности выхода из проблемной финансовой ситуации |
Педагог предлагает завершить занятие небольшим блиц-опросом и подвести итоги: - какие виды бюджета вы знаете - на что необходимо обратить внимание, если вы решили взять кредит, - на что брать кредит экономически правильнее, - какие способа получения денег вы знаете кроме оформления кредита.
Прежде чем нам с вами закончить занятие, нам важно узнать: «Было ли полезным для вас это занятие? Какие бы вопросы еще вы хотели бы обсудить, касающиеся финансовой грамотности
Педагоги благодарят ребят за активную работу на занятии
|
Воспитанники отвечают на вопросы, тем самым демонстрируя полученные знания.
Ребята высказывают свои мнения.
Воспитанники отвечают благодарностью. |
Проверка, оценка знаний и навыков, полученных на занятии, метод закрепления |
Бюджет выпускницы
Данные на выпускницу:
Возраст – 20 лет
Образование – окончила ПУ по профессии: повар-кондитер
Семейное положение: одинокая мать (ребенку 1,7 мес, ходит в д\с)
Социальный статус: круглый сирота
Место проживания: съемное жилье (включена в список МЖКХ)
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ: |
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ: |
540 рублей – пособие одинокой матери |
|
10000 рублей – компенсация за наем жилья |
|
|
|
Бюджет семьи выпускников
Данные на выпускников:
Возраст – он – 22 года, она 20 лет
Образование – у него диплом техникума (сварщик), она обучается в ПУ на 3 курсе по специальности штукатур-маляр
Семейное положение: гражданский брак, имеют ребенка 2,5 года
Социальный статус: он – круглый сирота, она ОБПР
Место проживания: проживают в его собственном жилом помещении, которое досталось ему от родителей, она включена в список МЖКХ
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ: |
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ: |
Муж – сварщик с зарплатой в 30000рублей |
|
Жена – стипендия – 1900 руб, Проезд – 500 руб., предметы гигиены – 200 руб. |
|
|
|
Бюджет выпускника
Данные на выпускника: демобилизовался из РА
Возраст – 21 год
Образование – до призыва окончил строительный техникум по специальности автомеханик
Семейное положение: холост
Социальный статус: ОБПР
Место проживания: съемное жилье (включен в список МЖКХ)
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ: |
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ: |
Единовременное пособие после службы в армии – 3000 руб. |
|
Компенсация за наем жилья – 10000р. |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.