ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Хомова Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования
khomovasvndo@i-dist.ru
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс»
(г. Екатеринбург)
Ключевые слова: дети, нарушения зрения, физическое развитие, физкультура, реабилитация
Введение. Школьные годы – один из важнейших периодов в развитии человека, его становлении как активного члена общества. Это период активного роста и совершенствания двигательных умений и навыков. Значимую роль в этом играет физическое воспитание, результаты которого зависят от обоснованного применения средств и методов физической культуры. Для этого. необходимо учитывать возрастные, половые и личностные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития.
Для детей с нарушением зрительных функций характерна низкая двигательная активность, в следствии чего отмечается меньшая выносливость и работоспособность. Когда потребность в движении не удовлетворяется, наступает гиподинамия, которая является причиной изменений со стороны ЦНС, крово- и лимфообращения, мышечной системы, обменных процессов и т. д. Следствие этого – ранние вторичные отклонения в психофизическом развитии детей: нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма, ослабление познавательных процессов (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление и др.), изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций (нарушение быстроты, точности, координации), ограничение в овладении социальным опытом [1].
Материалы и методы. Ведущее место в укреплении здоровья детей с ограниченными возможностями занимает система физического воспитания оздоровительной направленности. Правильный подбор физический нагрузки вызывает в организме положительные реакции, оптимизирующие функциональное состояние систем организма. Методы обучения для детей с нарушением зрения различны и подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, физической подготовки, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. У слепых и слабовидящих основными формами восприятия являются осязательно-двигательное и зрительно-двигательно-слуховое. Они способны одновременно воспринимать одно – два движения или отдельные элементы движений. Поэтому в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, используются, прежде всего,такие методы, как словесные (объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседа); звуковой ; метод наглядности (используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная) [2]. Наглядность обязательно должна сопровождаться словесным описанием. Для детей слепых и слабовидящих применяют озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять. Доказана и эффективность метода стимулирования двигательной активности (необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавляться от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах, по возможности создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных нарушений).
Результаты. Составлена и адаптирована рабочая программа физкультурно-спортивной направленности для детей с нарушениями зрения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Эта программа направлена на формирование уверенности в себе, умения довести начатое дело до конца, самостоятельности, упорства и целенаправленности. Так же в результате систематических занятий у детей с нарушением зрения наблюдалось улучшение функционального состояния нервной ситемы, снижение напряженности двигательного аппарата. Благодаря занятиям физической культурой учащиеся активно принимают участие в различных спортивных мастер-классах, олимпиадах, праздниках.
Заключение. Применение методов физической реабилитации к детям с нарушением зрения позволяет значительно изменить показатели их психофизического состояния [3]. Занятия физической культурой направлены на всестороннее развитие, подготовку детей к самостоятельной жизни, включение их в трудовую деятельность, удовлетворение потребности в движении, развитие навыков общения и т.д. Условием достижения положительного результата является сознательность. Только сознательное и активное участие ребенка в процессе реабилитации создаёт необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой, что повышает эффективность применяемых мероприятий.
Список литературы
1. М.А.Воронина, В.Ф.Коскина. Программы школ для слепых. Издательство "Просвещение". Москва: 1971.
2. Академия педагогического мастерства.[Электронный ресурс]; URL:https://www.pedacademy.ru/categories/1/articles/513 (дата обращения 29.09.19)
3. Козакова Т.Н. Технологии здоровосбережения в образовательном учреждении. Москва: Чистые пруды, 2007.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.