Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы
Оценка 4.7

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
физическая культура
1 кл—4 кл
29.03.2019
Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Реферат физра.docx
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена  Институт детства Педагогика начального образования РЕФЕРАТ ТЕМА: «Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы» Исполнитель 4 курс, 3 группа Рзаева Наиля Ильгар кызы Санкт­Петербург, 2016 Содержание 1. Введение 2.   Структура   и   содержание   программы   учебного   предмета «физическая культур» 3. Организация физического воспитания 4. Методическое обеспечение образовательной программы по формированию   физическо­культурной   личности   младшего школьника 5. ГТО в начальной школе 6.   Физическая   спортивная   среда   базовой   школы педагогической практики 7. Заключение 8. Литература Введение Физическое   воспитание   учащихся   является   неотъемлемой   частью   всей   учебно­ воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм,   которые   требуют   от   учащихся   проявления   организованности,   самодеятельности, инициативы,   что   способствует   воспитанию   организационных   навыков,   активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников. Физическое   воспитание   младших   школьников   имеет   свою   специфику, обусловленную   их   анатомо­физиологическими   и   психологическими   особенностями,   а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться,   привыкнуть.   С   началом   учебы   значительно   растет   объем   умственного труда   детей   и   в   то   же   время   ощутимо   ограничивается   их   двигательная   активность   и возможность   находиться   на   открытом   воздухе.   В   связи   с   этим   правильное   физическое воспитание   в   младшем   школьном   возрасте   является   не   только   необходимым   условием всестороннего   гармоничного   развития   личности   ученика,   но   и действенным   фактором повышения его умственной работоспособности. Основными понятиями являются: Физическая   культура  –   часть   общечеловеческой   культуры,   вся   совокупность достижений   общества   в   создании   и   рациональном   использовании   социальных   средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. Физическое   воспитание  –   педагогически   организованный   процесс   развития физических   качеств,   обучение   двигательным   действиям   и   формирования   специальных знаний. Спорт  –   составная   часть   физической   культуры,   основанная   на   использовании соревновательной   деятельности   и   подготовки   к   ней,   со   стремлением   занимающихся   к достижению максимального результата. Физическая   реабилитация —   это   часть   мероприятий,   направленных   на восстановление   либо   компенсирование   физического   и   интеллектуального   состояния человека,   улучшение   его   самочувствия,   повышение   психологической   и   эмоциональной устойчивости   посредством   определенных   физических   упражнений   с   элементами спортивной подготовки, массажных процедур и физиотерапии. Физическая   рекреация  –   это   педагогически   организованная   двигательная активность, выступающая в форме действий (оперативная ФР), или в форме деятельности (кумулятивная   и   компенсаторная   ФР),   направленная   на   восстановление   оперативно,   – хронически,   –   или   патологически   сниженной   работоспособности   с   использованием технологий   ФК,   на   основе   закономерностей   стресс­реакции   и   механизмов   адаптации   в целом. Цель программы   по   физической   культуре   является   формирование   у   учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством   освоения   двигательной   деятельности.   Реализация   данной   цели   связана   с решением следующих образовательных задач: укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств   и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование   жизненно   важных   навыков   и   умений   посредством обучения   подвижным   играм,   физическим   упражнениям   и   техническим   действиям   из базовых видов спорта; формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни   человека,   роли   в   укреплении   здоровья,   физическом   развитии   и   физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; обучение   простейшим   способам   контроля   за   физической   нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Личностными   результатами освоения   учащимися   содержания   программы   по физической культуре являются следующие умения: активно   включаться   в   общение   и   взаимодействие   со   сверстниками   на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять   дисциплинированность,   трудолюбие   и   упорство   в   достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить   ошибки   при   выполнении   учебных   заданий,   отбирать   способы   их исправления; взаимопомощи, дружбы и толерантности; занятий физической культурой; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и обеспечивать   защиту   и   сохранность   природы   во   время   активного   отдыха   и организовывать   самостоятельную   деятельность   с   учётом   требований   её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать   собственную   деятельность,   распределять   нагрузку   и   отдых   в                   процессе ее выполнения; возможности и способы их улучшения; движениях и передвижениях человека; образцами; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в оценивать   красоту   телосложения   и   осанки,   сравнивать   их   с   эталонными управлять   эмоциями   при   общении   со   сверстниками   и   взрослыми,   сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически   правильно   выполнять   двигательные   действия   из   базовых   видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными   результатами освоения   учащимися   содержания   программы   по физической культуре являются следующие умения:  формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное),   о   физической   культуре   и   здоровье   как   факторах   успешной   учебы   и социализации;  овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);   формирование   навыка   систематического   наблюдения   за   своим   физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела   и   др.),   показателей   развития   основных   физических   качеств   (силы,   быстроты, выносливости, координации, гибкости). Структура и содержание программы учебного предмета «физическая культура» Примерное распределение программного материала Разделы программы I часть – 270 ч. Знания о физической культуре – 12 ч. Способы физкультурной деятельности – 12 ч. Физическое совершенствование – 246 ч. 1 класс 67 ч. 2 класс 68 ч. 3 класс 68 ч. 4 класс 67 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 3 ч. 61 ч. 62 ч. 62 ч. 61 ч. 1. Физкультурно­оздоровительная деятельность – 8 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2. Спортивно­оздоровительная деятельность – 238 ч. гимнастика с основами акробатики – 64 ч. 16 ч. 16 ч. 16 ч. 16 ч. легкая атлетика – 50 ч. лыжные гонки – 48 ч. плавание – 22 ч. подвижные и спортивные игры – 54 ч. II часть – 135 ч. 1. Подвижные игры с элементами спорта: 14 ч. 15 ч. 11 ч. 10 ч. 12 ч. 12 ч. 12 ч. 12 ч. 11 ч. 11 ч. 17 ч. 17 ч. 10 ч. 10 ч. 32 ч. 34 ч. 34 ч. 35 ч. 22 ч. 24 ч. 24 ч. 24 ч. подвижные игры на основе баскетбола – 94 ч. подвижные игры на основе мини­футбола – 94 ч. подвижные игры на основе бадминтона – 94 ч. подвижные игры на основе настольного тенниса – 94 ч. подвижные игры и национальные виды спорта народов России – 94 ч. плавание – 94 ч. по выбору учителя – 94 ч. 2. Подготовка и проведение соревновательных мероприятий – 41 ч. 10 ч. 10 ч. 10 ч. 10 ч. Итого: 405 ч. 99 ч. 102 ч. 102 ч. 102 ч. Организация физического воспитания Урочная составляющая  Физическая культура       учёбы Формирование – представлений   о   значении физической   культуры   для   физического, укрепления социального и психологического   здоровья человека,   о   её   позитивном влиянии на развитие человека, о   физической   культуре   и здоровье   как   факторах успешной   и социализации; –   Овладение   умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность; –   Формирование   навыка систематического   наблюдения за своим   физическим состоянием, величиной физических   нагрузок,   данных мониторинга здоровья, показателями развития основных физических качеств; –   Формирование   навыков здорового   и   безопасного образа жизни.         Субъекты, организующие пространство   Учителя­ – предметники; – Тренеры; –   Медицинские работники; – Родители; –   Школьный психолог  Форма   пространства организации (личные – Информационные уроки; –   Встречи   с   известными спортсменами     и виртуальные); –   Дневник   здоровья   у   каждого ученика   (динамика   развития основных   физических   качеств, физического состояния); –   Утренняя   гимнастика   перед первым уроком; –   Ритмические   паузы   в   течение дня (20 мин.); – Урок – соревнование; – Уроки плавания; –   Уроки   на   лыжной   базе,   на катке,   на   школьном   спортивном   гимнастическом   зале, дворе, тренажёрном   зале,   в   зале спортивных игр; –   Уроки   ознакомления   с народными играми.  Внеурочная составляющая Спортивно – оздоровительное направление развития личности  Воспитание  здорового  образа жизни  Учителя, педагоги  дополнительного  образования,  тренеры ДЮСШ,  родители, ЦДТ,  узкие  специалисты,  медработник,  библиотекарь  – Клуб выходного дня («Все на лыжню», «Ах  коньки, мои коньки…»);  – Общешкольные соревнования «Президентские состязания»;  – Соревнования по плаванию, футболу, легкой  атлетике, во всех параллелях классов;  – Занятия в бассейне (оздоровительные);  – Соревнования в течении года «Самый  спортивный класс»; Медицина; гигиена  – Совместные соревнования первоклассников с  воспитанниками ДОУ;  – Соревнования по параллелям «Мама, папа, я – спортивная семья»; – Общешкольные состязания: «Самый  быстрый», «Самый ловкий»;  – Шахматно­шашечные турниры по  параллелям;  – Занятия в секциях футбола, бокса, волейбола, легкой атлетики при ДЮСШ;  – Кружок «Юный стрелок» (школьный тир);  – Занятия в кружке тенниса при Центре  детского творчества;  – Общешкольный туристический слет «День  здоровья» (2 раза в год);  Установка кулеров (каждый класс);  – Фитобар (бассейн);  – Комната отдыха (релаксация)  – Кабинет физиопроцедур;  – Проект «Здоровое питание» (круглые столы,  акции, презентации, встречи с диетологом – в  течении года);  – Беседы «О здоровом образе жизни»;  – Лагерь дневного пребывания при школе  (ЛФК, закаливание);  – Тренажерный зал;  – Консультации логопеда, психолога; – Лекции врачей для родителей. Методическое обеспечение образовательной программы по формированию физическо­культурной личности младшего школьника Большая часть учебного времени отводится практическим занятиям по физической культуре. Это правильно: на уроках физической культуры ребёнок должен двигаться, а не сидеть за партой и читать учебник. Поэтому авторы не стали загружать страницы учебника большим   объёмом   текста,   сложными   знаниями.   Авторский   замысел   предполагает самостоятельное решение учителя в работе с учебником: порядок изучения тем, объём изучаемого материала, способ его подачи. Авторы хотели, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он смог закрепить знания, полученные на уроках физической культуры. Поэтому вопросы   и   проблемные   ситуации   должны   стать   предметом   обсуждения,   совместного действия с родителями в семье (прогулки, походы, игры). Задача взрослых – сделать так, чтобы урок физической культуры стал интересным и помог   открыть   ребёнку   удивительный   и   прекрасный   мир   движения,   который   стал   бы неотъемлемой частью его жизни. Учебники «Физическая культура» состоят из двух книг и четырёх частей. Книга первая, часть 1 – «Школьник и физкультура» (12 тем и приложение) – посвящена не просто знакомству ученика с образовательной областью «Физическая культура», но и подводит его к выводу, что двигательная деятельность занимает очень важное место в жизни человека. С помощью рисунков и вопросов к ним ученик, рассуждая, самостоятельно находит ответы на вопросы: «Зачем нужно двигаться?» (с. 8), «Зачем нужен режим дня?» (с.12), «Как выполнять зарядку и физкультминутки?» (с. 14­17). В первой части учебника предлагается провести в классе соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», а также выполнить вместе  с  близкими  проект «Спортивный  фотоальбом».  Выполняя этот   проект, ребёнок знакомится с видами спорта, которыми увлекаются члены его семьи. Книга первая, часть 2 – «Как стать чемпионом» (13 тем и приложение) – посвящена знакомству учеников с основными физическими качествами человека и основными видами движений. В рамках проблемного обучения ученикам предлагается чёткий план работы, алгоритм, с помощью которого он сможет самостоятельно познакомиться с физическими качествами человека и с видами движений, ответить на вопросы, зачем они необходимы человеку и как их развить. Во второй части учебника также предлагается занимательный материал, помеченный заголовком «Для любознательных», который помогает расширению кругозора  и  формированию  у ученика  целостной  картины  мира.  Для взаимодействия   с родителями предлагается проект «Я, мой папа (мама) – чемпионы!». Книга вторая, часть 3 – «Ты и спорт» (13 тем и приложение) – посвящена истории развития физической культуры и спорта, показывает тесную связь физической культуры с трудовой   и   военной   деятельностью.   С   помощью   проблемных   ситуаций,   созданных   в учебнике, ученик отвечает на вопросы: «Как появились физические упражнения?», «Каким должен   быть   защитник   Родины?»,   «Откуда   появились   Олимпийские   игры?»   и   др. Знакомясь с историей физической культуры и спорта нашей страны, ученик узнает, что такое   ГТО   и   ДОСААФ,   какую   роль   они   сыграли   в   истории   государства   и   почему достижения   спортсменов   –   это   гордость   страны.   Знакомясь   с   видами   спорта   и спортивными играми, дети узнают, в чём их отличие. Несколько тем под общим названием «Путешествуя, играем» не просто знакомят учеников с играми народов мира и России, но и выстраивают тесную связь с большим разделом предметной области «Окружающий мир». Для   совместной   работы   ребёнка   и   семьи   в   третьей   части   предлагаются   два   проекта «Спортивное генеалогическое древо моей семьи» и «Во что играли наши бабушки». Книга вторая, часть 4 – «Я сам (Как быть здоровым)» (12 тем и приложение) – посвящена   самостоятельной   деятельности   и   контролю   за   физическим   развитием, физической подготовленностью и основам формирования здорового образа жизни. Этот практический   раздел   тесно   связан   с   освоением   знаний   и   способов   двигательной деятельности. В данном разделе школьники учатся элементарным умениям самостоятельно контролировать   физическое   развитие   и   физическую   подготовленность,   оказывать доврачебную   помощь   при   лёгких   травмах.   Многие   темы   4­й   части   связаны   и   с формированием основ здорового образа жизни: «Как укрепить органы дыхания?», «Зачем нужно   закаляться?»,   «Зачем   нужны   полезные   привычки?»,   «Как   оборудовать   дома спортивный уголок?», «Зачем соблюдать правила в игре?», «Как собраться в поход?». Авторский   замысел   предполагает   самостоятельный   выбор   учителя   в   работе   с учебником:   порядок   изучения   тем,   объём   изучаемого   материала,   способ   его   подачи. Главное, чтобы ученику было интересно, чтобы он смог закрепить знания, полученные на уроках  физической  культуры.   Поэтому  вопросы   и  проблемные  ситуации  должны  стать предметом обсуждения, совместного действия с родителями в семье (прогулки, походы, игры). ГТО в начальной школе При сдаче норм ГТО существует несколько ступеней: I ступень – 1­2 классы (1 классы нормы не сдают, только знакомятся с видами испытаний) II ступень – 3­4 классы Виды испытаний и норм: I ступень (2 класс) Вид испытаний Челночный бег  Или  бег 30 метров Бег 600 метров Прыжки в длину с места (см) Метание мяча в цель Подтягивание на высокой перекладине Подтягивание на низкой перекладине № 1 2 3 4 5 6 7 Наклоны вниз с прямыми руками II ступень (3­4 класс) мальчики серебро золото 9.1 5.7 120 4 5 9.8 6.2 110 3 3 Без учета – девочки золото серебро 10.4 9.6 5.8 110 4 – 13 времени 6.3 100 3 – 8 Достать пальцами рук Достать ладонями Достать пальцами рук Достать ладонями № Вид испытаний мальчики Девочки 1 2 3 4 5 6 Бег 60 метров Бег 600 метров (мин) или Бег 1500 метров Прыжки в длину с места (см) Метание мяча в цель Подтягивание на высокой перекладине Подтягивание на низкой перекладине 7 Наклоны вниз с прямыми руками серебро 10.6 2.15 БУВ 130 30 4 –  золото 10.0 2.08 БУВ 150 35 6 – серебро 11.0 2.28 БУВ 120 19 – 10 Золото 10.4 2.20 БУВ 130 24 – 15 Достать пальцами рук Достать ладонями Достать пальцами рук Достать ладонями Заключение За   последние   годы   в   школе   появилось   много   новых   предметов,   увеличился объем   информации,   которую   должны   усвоить   учащиеся.   Чтобы   успешно   учиться, школьникам   необходимы   хорошее   самочувствие,   высокая   работоспособность.   Поэтому особое значение приобретает предмет «Физическая культура». Воспитание   будущего   гражданина   страны,   должно   начинаться   с   воспитания дисциплинированности, ответственности, уважения к себе и своему здоровью. Целью   физического   воспитания   в   начальной   школе   является   содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. Это понятие включает в себя крепкое здоровье, соответствующий уровень развития двигательных способностей и физического развития, необходимые знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно­оздоровительную и спортивную деятельность. Конкретными   задачами   физического   воспитания   учащихся   1­4   классов являются: ­   укрепление   здоровья,   улучшение   осанки,   содействие   гармоничному физическому  развитию,  выработка  устойчивости  к неблагоприятным  условиям  внешней среды; ­ овладение "школой движений"; ­ развитие координационных и кондиционных способностей; ­ формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических   упражнений   на   состояние   здоровья,   работоспособность   и   развитие двигательных способностей; ­ выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий; ­   приобщение   к   самостоятельным   занятиям   физическими   упражнениями, подвижным играм или иным видам спорта; ­ воспитание дисциплинированности. Пути   решения   задач:   занятия,   игры­занятия,   гигиенические   процедуры, закаливающие  мероприятия,  игры,   спортивные   мероприятия,   праздники,  беседы,  чтение литературы, использование эмоционально­привлекательных форм. Литература 1.   Артемьев   В.П.   Теория   и   методика   физического   воспитания.   Двигательные качества: учеб. пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 284 с.  2.   Бальсевич   В.К.   Концепция   альтернативных   форм   организации   физического воспитания   детей   и   молодежи   //   Физическая   культура:   воспитание,   образование, тренировка. ­ 2004. ­ № 1. 3.   Богданов   Г.П.   Уроки   физической   культуры   в   IV­VI   классах:   Пособие   для учителей/Под ред. Г.П. Богданова. – 2­е изд., доп.. – Просвещение. М., 2004. – 208 с.  4. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. ­ Минск, 2002. ­ 88 с. 5. Коджаспиров Ю.Г. Физкульт – ура! Ура! Ура! – М., 2002. – 320 с. 6. Кузнецов В.С. Теория и методика о физической культуре. Учебное пособие для студентов выш. Уч. Заведений / В.С. Кузнецов. – М.: 2012. – 416 с. 7.   Муравьев   В.И   Философские   и   теоретико­методологические   аспекты   знания   о физической культуре и спорте: учеб. пособие / В.И. Муравьев, Ю.В. Ворожко; СибГАФК. – Омск: СибГАФК, 2011. – 36с. 8.   Рогов   Р.В.   Теория   и   методика   физической   культуры   и   спорта:   учебно­ методический комплекс. Часть 1. – Горно­Алтайск: РИО ГАГУ. – 2010. 9.   СанПиН   2.4.2.2821­10   "Санитарно­эпидемиологические   требования   к  условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" 10.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования – 2011. 11. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329­ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 12. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2000.­ 366 с. 13. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов н/Д., 2003. – 255 с.

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы

Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019