Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"
Оценка 4.8

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Оценка 4.8
Конкурсы
docx
физика
Взрослым
07.11.2019
Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"
Одной из форм внеурочной работы является проведение предметных недель. Каждая предметная неделя имеет тематическое направление и в которую обязательно включаются физические игры и физические викторины. Викторина проходит в форме игры между командами обучающихся, которые формируются заранее. Данная разработка является примером проведения одной из таких викторин.
Физическая викторина.docx
Урываева Елена Владимировна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Коломна» Московской области Внеклассное мероприятие. Физическая викторина «Вода, вода – кругом вода». Аннотация.      Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний – развитие учебно­познавательного энтузиазма обучающихся не только на уроках, но   и   во   внеурочное   время.     Одной   из   форм   внеурочной   работы   является проведение предметных недель. В нашем училище ежегодно проходят декады физики, в течение которых бывает много внеклассных мероприятий, каждое из которых расширяет знания обучающихся по физике, их творческие способности, возбуждает   интерес   к   предмету,   формируют   познавательную   активность. Каждая декада имеет тематическое направление: «На перекрестках физики и химии», «Физика и экология», «Где ярче свет, там гуще тени», «Вода: загадочная родина жизни» и т.д. В каждую декаду физики обязательно включаются физические игры и физические викторины. Викторина проходит в форме игры между командами обучающихся, которые формируются заранее. Ход мероприятия. 1. Конкурс «Приветствие». Командир команды говорит название, девиз. Жюри оценивает эмблему. 2. Конкурс «Разминка». В ней участвуют все члены команд. Поочередно, командам задают вопросы,  игроки должны ответить на них. Если они затрудняются, то говорят «Дальше».  Необходимо дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ 1 балл. 1. Состав воды. (Н2О) 2. Сколько агрегатных состояний имеет вода? (Три) 3. Как называется водная оболочка Земли?  (Гидросфера) 4. Температура замерзания воды. (Ноль градусов) 5. Температура кипения воды. (1000) 6. Как поглощение водой тепла называется? (Теплоемкостью) 7. Каким свойством воды можно объяснить, что вода мокрая? (Смачиваемостью) 8. Каким свойством воды можно объяснить перемещение водомерок по ее  поверхности? (Поверхностным натяжением) 9. Сколько океанов на Земле? (Четыре) 10. Как называется явление задержания водяных паров в атмосфере Земли.  (Парниковый эффект) 11. Чем отличается вода в жидком, твердом и газообразном состоянии?  (Расположением молекул) 12. Почему лед плавает? (Его плотность меньше плотности воды)  13. Кому на кухне постоянно отворачивают «голову»?  (Кран) 14. Какие «посудины» можно найти в скелете? (Таз, чашечка) 15. Прибор для получения капель жидкости? (Пипетка) 16. Как называют художников, изображающих на картинах море? (Маринисты) 17. Какой закон, лежит в основе действия фонтанов? (Сообщающихся сосудов)  3. Конкурс «Физика в сказках».  За каждый правильный ответ 1 балл.        Люди издревле догадывались, что самое распространённое вещество на  Земле – вода, играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни  на планете. И что это не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд.  Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок,  связанных с важной ролью воды в жизни человека. Однако только в русском  фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть. Внимание вопрос! Назовите  русские народные сказки, где говорится о  «живой» и «мёртвой» воде:        «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» «Иван и чудо­юдо» «Иван ­ мужицкий сын» «Марья Моревна» «Царевич Иван ­ Горох» «Иван ­ царевич и Серый волк» «Медное, серебряное и золотое царство». Из сказки  «Марья Моревна»: «…Кощей поскакал, догнал Ивана­царевича, изрубил его в мелкие куски и  поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и  бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.  В то самое время у зятьев Ивана ­ царевича серебро почернело.  ­ Ах, ­ говорят они, ­ видно, беда приключилась!  Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел  за живою водою, а ворон ­ за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана­ царевича, перемыли и склали, как надобно.  Ворон брызнул мертвою водою ­ тело срослось, соединилось. Сокол брызнул  живою водою ­ Иван­царевич вздрогнул, встал и говорит:  ­ Ах, как я долго спал!» Из сказки    «Иван­царевич и Серый волк». «…Лежит Иван ­ царевич мёртвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни  возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с воронёнком: ­ Ты лети ­ ка, ворон, за живой и  мёртвой водой. Принесёшь мне живой и  мёртвой воды, тогда отпущу воронёнка.     Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его воронёнка. Долго ли ворон  летал, коротко ли, принёс он живой и мёртвой воды. Серый волк спрыснул  мёртвой водой раны Ивану ­ царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой  – Иван ­ царевич ожил.           ­ Ох, крепко же я спал! 4. Конкурс «Объясни эксперимент».  За каждый правильный и полный ответ 2 балла. Роль эксперимента в науке физике О том, что физика наука молодая, Сказать определённо, здесь нельзя, И в древности науку познавая, Стремились постигать её всегда. Цель обучения физики конкретна, Уметь на практике все знания применять. И важно помнить – роль эксперимента Должна на первом месте устоять. Уметь планировать эксперимент и выполнять. Анализировать и к жизни приобщать. Строить модель, гипотезу выдвинуть, Новых вершин стремиться достигнуть. 1. Вода с горкой Оборудование: стеклянный стакан, горсть монет, вода (лучше холодная),  растительное масло. Опыт. Возьми хорошо вымытый сухой стакан, немного смажь края  растительным маслом и наполни водой до отказа. А теперь очень аккуратно  опускай в него по одной монете (гайке, шайбе). Результат. По мере опускания монет в стакан вода из него не будет выливаться,  а начнёт понемногу приподниматься, образуя горку. Это хорошо заметно, если  посмотреть на стакан сбоку. По мере увеличения в стакане количества монет горка будет становиться всё  выше — поверхность воды надуется, словно воздушный шарик. Однако  на какой­то монете этот шарик лопнет, и вода струйками потечёт по стенкам  стакана. Объяснение. В этом опыте горка на поверхности воды образуется в основном  за счёт физического свойства воды, называемого поверхностным натяжением.  2. Вода в решете. Оборудование: бинт, стакан. Натянуть бинт и полить через него воду. Она без всякого труда проходит через  отверстия в бинте. Можно сделать так, что вода не будет проходить через бинт. Опыт. Отрежьте кусок бинта. Оберните бинтом стакан. Переворачивайте стакан ­ вода не выливается! Объяснение.  Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение. И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется  даже под тяжестью воды. 3. Научим яйцо плавать Оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.  Опыт. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой ­ яйцо  опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько  ложек соли.  Опустим яйцо в стакан с солёной водой ­ яйцо останется плавать на поверхности воды.  Объяснение: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем  сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная,  что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь  4. Огнеупорный шарик. Оборудование: 2 шарика, свечка, спички, вода. Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы  продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик  налейте простой воды из­под крана, завяжите и снова поднесите к свечке.  Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи. Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет. 5.  «Видеостраничка».  (Промежуточное подведение итогов). 6. Конкурс «Эксперимент». Команды проводят эксперимент и объясняют его. Оборудование: коробок спичек, миска с водой, кусочек мыла, кусочек сахара­ рафинада. Опыт. В миску, наполненную водой, аккуратно положите 10­12 спичек.  Расположите их в форме лучей звезды, по возможности равномерно. Возьмите кусочек мыла и погрузите концом в воду в центре спичечной звезды.  Наблюдайте за тем, что произойдёт со спичками. А теперь вместо мыла  опустите в центр звезды кончик кусочка сахара­рафинада и посмотрите, как  спички поведут себя на этот раз.  Объясните наблюдения с физической точки зрения. Результат. Когда ты погрузишь в воду конец кусочка мыла, спички тут же  начнут плыть от него к краям миски. Если заменить мыло кусочком рафинада,  спички, наоборот, поплывут в обратном направлении и соберутся возле  погружённого в воду сахара. Объяснение. Такое поведение спичек обусловлен следующим: погружая в воду  разные вещества (мыло и сахар), ты тем самым изменяешь одно из важных  свойств воды — силу поверхностного натяжения. Мыло сильно уменьшает поверхностное натяжение воды. Когда ты касаешься  кусочком мыла поверхности жидкости, оно растворяется и смешивается с ней.  Молекулы мыла проходят между молекулами воды и снижают их взаимное  притяжение. Там, где ты касаешься мылом воды, поверхностное натяжение  нарушается. А поверхностное натяжение в других участках тянет спички  по направлению к стенкам, прочь от мыла. Сахар действует противоположно  мылу — он увеличивает поверхностное натяжение. Именно поэтому спички  стягиваются в центр миски к погружённому в воду кусочку рафинада. 7. Конкурс «Отгадай загадку». За каждый правильный ответ 1 балл. Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я. Кто я?  Кто сильнее всех на свете?   (Вода) Я и тучка, и туман, И ручей, и океан, И летаю, И бегу, И стеклянной быть  могу. (Вода) Что в руках не удержишь?  (Вода) Рукава есть у меня, рук, хотя и нет. И хоть я не из стекла, Я, как зеркало  светла, Кто я, дай ответ?! (Река) Маленькой рождаюсь я, получаюсь из ручья, а до моря добегу – стать  широкою смогу.   (Река)                                По серебряной дороге Мы отправились в поход. Остановимся на отдых, А  она себе идет.  (Река) Летом бежит, а зимой стоит.  (Река) Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.  (Река) Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом веселюсь, осенью спать  ложусь.  (Река) Выпить – не выпить, вылить – не вылить.  (Ручей) Он повсюду: и в поле и в саду, А в дом он не попадает. И никуда я не иду,  Покуда он идет. (Дождь) Меня часто просят, меня часто ждут, а только появлюсь – и прятаться  начнут.   (Дождь) Крупно дробно зачастило и всю землю напоило.  (Дождь) То всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет и поёт,  убаюкивает?  (Дождик) На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град) Белое покрывало на земле лежало. Лето пришло – оно всё сошло.  (Снег) Одеяло белое не руками сделано – Не ткалось и не кроилось, С неба на  землю свалилось.  (Снег) На дворе горою, А в доме водою.  (Снег) Серое сукно тянется в окно.   (Пар, Туман) Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман) Сильнее солнца, слабее ветра, Ног нет, а идет, Глаз нет, а плачет.   (Туча) Кругом вода, а с питьём беда.  (Море) День и ночь кричит, а голос не устаёт.  (Водопад) Что вершиной вниз растет?  (Сосулька) В воде не тонет и в огне не горит?   (Лед) Не драгоценный камень, а светится.  (Лёд) Красное коромысло над рекой повисло.   (Радуга) Не вода и не суша, на лодке не уплывёшь и ногами не пройдешь.   (Болото) Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная.  (Пруд) Ночью спит на земле, а утром убегает. (Роса) 8. Конкурс «Продолжи пословицу».  (Домашнее задание). За каждую  пословицу 1 балл. Командиры команд, тянут жребий очередности чтения пословиц. Пословицы не  должны повторяться. 9. Зеленая страничка.  (Промежуточное подведение итогов). Чистая вода не имеет цвета – она бесцветна, ее цвет зависит от химического  состава и механических примесей. Для примера приведем определение “Цвета моря”, данное “Большой советской  энциклопедией”. Цвет моря. Цвет, воспринимаемый глазом, когда наблюдатель смотрит на  поверхность моря. Цвет моря зависит от цвета морской воды, цвета неба,  количества и характера облаков, высоты Солнца над горизонтом и др. причин. Понятие Цвет моря следует отличать от понятия цвет морской воды. Под  цветом морской воды понимают цвет, воспринимаемый глазом при отвесном  осмотре морской воды над белым фоном. От поверхности моря отражается  лишь незначительная часть падающих на неё световых лучей, остальная их часть  проникает вглубь, где поглощается и рассеивается молекулами воды, частицами  взвешенных веществ и мельчайшими пузырьками газов. Отражённые и  выходящие из моря рассеянные лучи и создают цвет моря. Молекулы воды  рассеивают сильнее всего синий и зелёные лучи. Взвешенные частицы почти  одинаково рассеивают все лучи. Поэтому морская вода с малым количеством  взвесей кажется сине­зелёной (цвет открытых частей океанов), а со  значительным количеством взвесей — желтовато­зелёной (например,  Балтийское море).  Многие художники изображали на своих полотнах  море. Их называют  маринистами. Мультимедийная презентация. Художник­маринист И.К. Айвазовский. 10. Игра со зрителями «Продолжи пословицу».  Зрители добавляют полученные баллы командам по выбору. За каждый  правильный ответ один балл. Воду толочь (в ступе) Как в воду (опущенный) Спрятать концы (в воду) Как с гуся (вода) Как две капли воды (похожи) Воды не (замутит) Как рыба (в воде) Выйти из воды (сухим) В мутной воде (рыбу ловить) Не плюй в колодец, придется (напиться) Вывести (на чистую воду) 11. Подведение итогов.

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"

Физическая викторина "Вода, вода - кругом вода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019