Доклад на методическом объединении классных руководителей
КОУ ВО «ВЦППРК»
Тимохиной Оксаны Владимировны
Тема: Физическое развитие как показатель здоровья детей и подростков
Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого, под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.
Вместе с тем, подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).
Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.
Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.
Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.
Для детей старше 7 лет – каждый год.
Для исследования применяется прием по к 8-летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет – от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.
Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.
Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Показатели и методы индивидуальной оценки физического развития.
Показатели физического развития детей и подростков.
Соматометрические признаки.
Соматоскопические признаки.
При соматоскопии (осмотре тела) обращают внимание на:
1) Состояние кожных покровов и слизистых оболочек (тургор, цвет, чистота, влажность)
2) Степень жироотложения (развитие подкожного жирового слоя). Определяют по толщине жировой складки на животе (в области пупка и на 5-6 см сбоку от него), а также под лопаткой: 1-2 см - жироотложение среднее, менее 1 см - ниже среднего, более 2 см - выше среднего.
3) Состояние опорно-двигательного аппарата
1. Костяк. Различают три типа костяка:
а) Тонкий - узкие плечи, грудная клетка,
малые размеры кистей рук,
стоп.
б) Коренастый - широкие плечи, грудная
клетка, большие кисти и
стопы
в) Промежуточный
а) Нормальный позвоночник 8-образной формы. Шейная и пояснич-
ная кривизна выражены не сильно и обращены вперед. Грудная выпуклость
обращена назад.
б) Лордотический позвоночник - малая шейная и резко выраженная
поясничная кривизна.
в) Кифотический - все три кривизны резко выражены.
К деформациям позвоночника относят сколиозы (право- и левосторонние). Выделяют три степени сколиоза в зависимости от выраженности.
4. Форма ног:
а) Нормальная б) Х-образная в) О-образная.
5. Форма стопы. Стопа может быть
а) Нормальная б) Уплощенная в) Плоская
4) Оценка степени полового созревания. Производится по следующим признакам:
Физиометрические признаки.
Включают в себя:
1) Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Определяется с помощью спирометра.
2) Мышечная сила рук. Определяется с помощью ручного динамометра
3) Становая сила - определяется с помощью станового динамометра
4) Кроме того могут определяться пульс, артериальное
давление.
После определения всех параметров (показателей), физического развития
их необходимо правильно оценить.
Методы индивидуальной оценки физического развития детей и подростков.
В принципе все методы основаны на сопоставлении (сравнении) индивидуальных полученных данных с современными средними показателями для данной возрастно-половой группы данного региона.
Существуют следующие методы индивидуальной оценки физического развития:
Метод сигмальных отклонений.
При данном методе каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средним арифметическим этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение по данному признаку. Затем это фактическое отклонение делят на сигму (а) - среднее квадратичное отклонение и находят сигмальное отклонение. Нетрудно понять, что если сигмальное отклонение отрицательно, то признак развит ниже средневозрастной нормы, а если оно положительно, то выше средней величины для данного возраста. При этом, развитие признака оценивается следующим образом:
Сигмальное отклонение |
Развитие признака |
От -1а до +1а |
В пределах средних величин |
От -1о~ до -2а |
Ниже среднего |
Меньше -2а |
Низкое |
От +1а до +2а |
Выше среднего |
Больше +2а |
Высокое |
Совокупность сигмапьных отклонений изображают графически, получая так называемый профиль физического развития в виде ломаной линии, отклоняющейся от центральной вертикальной линии, соответствующей средним величинам исследуемых признаков, вправо или влево в зависимости от того, развит дачный признак выше или ниже средней величины.
Недостатком метода является раздельная (без взаимосвязи друг с другом) оценка каждого признака, а также отсутствие оценки гармоничности развития ребенка.
Оценка физического развития по шкалам регрессии.
Отличительной особенностью данного метода является то, что признаки оцениваются не отдельно, а в связи друг с другом. Сначала определяется рост ребенка и соответственно росту устанавливаются нормативы для других показателей. Далее с этими нормами сравнивают фактические величины показателей, находят аналогично предыдущему методу сигмальные отклонения для каждого показателя и оценивают их.
Комплексный метод оценки.
При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному. После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физическое состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам рефессии) не больше, чем на 1а. При различиях в пределах ±1-2а развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2а - резко дисгармоничным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии имеют место и низкие функциональные показатели.
Определение группы здоровья ребенка.
По степени здоровья все дети разделяются на 5 групп :
1) Здоровые. Не имеют хронических заболеваний и гармонично развиты (в настоящее время это доли процента)
2) Практически здоровые. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но все-таки имеющие отклонения (плоскостопие, сутулость), часто болеющие дети (больше 4 раз в год), длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), а также дети со слабой близорукостью.
3) Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремиссии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тонзиллит). '
4) Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации
5) Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации. Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.
Система управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов
Определение комплекса благоприятных и неблагоприятных факторов, которые влияют на здоровье учеников, дает основание разработать, научно обосновать и внедрить систему (концепцию) управления состоянием здоровья детей и подростков.
В современной системе управления состоянием здоровья детских и подростковых коллективов, которая схематично приведена на рис. 38.2, отдельно следует отметить 4 основных блока: 1 блок – получение статистической информации о состоянии здоровья детских и подростковых коллективов по данным проведения ежегодных медицинских осмотров; 2 блок – установление причинно-следственной связи между ведущими факторами, которые формируют здоровье; 3 блок – осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора в детских и подростковых учреждениях на основании существующих гигиенических норм и правил; 4 блок - разработка комплекса профилактических мероприятий и их реализация путем целенаправленного влияния как на организм, так и на окружающую среду.
При данном методе сначала определяется соответствие биологического возраста паспортному. После этого оценивается морфофункциональное состояние организма по шкалам регрессии. Физическое состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных для данного роста (при оценке по шкалам регрессии) не больше, чем на 1 õ. При различиях в пределах
±1-2 õ развитие считается дисгармоничным, больше чем ± 2 õ - резко дисгармоничным. Естественно, что при дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии имеют место и низкие функциональные показатели.
4. Индексный метод - процентного (центильного) распределения с разделением вариационного ряда признака на "сферы", в которые попадаются соответственно 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97% всех случаев. Признак физического развития оценивается за величиной перцентильного статуса
Потом полученные данные анализируются в зависимости от влияния разнообразных факторов окружающей среды, главными из которых являются профессионально-производственная деятельность, жилые условия, режим и качество питания, физическая активность и тд.
Вследствие индивидуальной оценки осуществляется и коллективная оценка физического развития по главным антропометрическим признакам вцелом и в медико-социальном аспекте в частности. Это позволяет при массовых обследованиях выявить зависимость его ( физ.развития) от сложного комплекса естественных и особенно социальных условий, которые влияют как положительно, так и отрицательно на физическое развитие и. в конечном счете, на состояние здоровья.
Но в целях оценки состояния здоровья необходимо использовать не показатели отдельных антропометрических признаков, а показатели их комплексной оценки, что обеспечивает выявление степени гармоничности физического развития, которая осуществляется с помощью специально разработанной схемы
СХЕМА Комплексная оценка физического развития
Уровень физического развития |
Границы колебания веса тела и (или) окружности грудной клетки |
Обусловленность колебания |
Хорошее |
от М до М + 1 σR |
За счет хорошо развитых мышц |
Удовлетворительное |
от М +1,1 σR до М +2 σR от М до М -1 σR |
За счет незначительного повышения жироотложения За счет незначительного понижения жироотложения |
Ухудшенный |
от М+2,1 σR до М +3 σR от М-1,1 σR до М -2 σR |
За счет значительного повышения жироотложения За счет значительного понижения жироотложения |
Плохой |
от М +3,1 σR и более от М -2,1 σR и более |
За счет чрезмерного повышения жироотложения |
Сущность такой комплексной оценки физического развития состоит в определении степени гармоничности развития корреляционно связанных между собой главных антропометрических признаков. На основе отклонения в сигмах регрессии фактических показателей веса тела и (или) окружности грудной клетки от необходимых величин по стандарту (шкала регрессии по длине тела) определяется физическое развитие по уровням (оценочным категориям) : хорошее, удовлетворительное, ухудшенное (сниженное), плохое.
В свою очередь последние оценочные категории распределяются еще на две подгруппы в зависимости от повышеного или пониженого жироотложения. При комплексной оценке физического развития также имеет значение и учитывается наличие врожденных и приобретенных физических недостатков, определяемых при обследовании ребенка.
При этом особое внимание врачей привлекают обследованные с ухудшенным и плохим физическим развитием. Они нуждаются в постоянном наблюдении с целью выявления действительных причин, чтобы предотвратить и улучшить их состояние физического развития, а, соответственно, и общее состояние их здоровья.
Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития предусматривает сравнение каждого индивидуального показателя со средневзвешенной арифметической величиной для этого признака при определенном возрасте, который разрешает определить ее фактическое отклонение от нормативных значений.
Дальше путем деления фактического отклонения на величину среднего квадратичного отклонения находят сигмалоное отклонение (δ), что и предоставляет информацию о том, на какую величину сигм в большую или меньшую сторону отличаются данные исследуемого ребенка от средних показателей, присущий определенному возрастно-половому периоду.
Отклонение в пределах от –1δ до +1δ считают средним развитием исследуемого признака, от –1,1δ до δ –2 – развитием ниже среднего, от –2,1δ и ниже – низким, от +1,1δ до +2δ – выше среднего, от +2,1δ и выше – высоким.
Для построения профиля физического развития на одинаковом расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии, количество которых определяется числом признаков, подлежащих оценке, и на каждой из них откладывают значение полученных отклонений, которые соединяют прямыми линиями (рис. 38.7).
-3δ -2δ -1δ М +1δ +2δ +3δ
Длина тела |
|
|
|
|
|
|
Масса тела |
|
|
|
|
|
|
Окружность грудной клетки |
|
|
|
|
|
|
Рис. 38.7. Профиль физического развития.
Метод сигмальных отклонений позволяет определить степень развития каждого отдельного признака физического развития и его пропорциональность, сведения о которой предоставляет именно профиль. Если величины отклонений укладываются в одну сигму – развитие считается гармоничным, если не укладываются – дисгармоничным.
Вывод о физическом развитии ребенка при использовании метода сигмальных отклонений может иметь такой вид: “Физическое развитие Петренко И., 11 лет, по длине тела среднее (выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое), по массе тела среднее (выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое), окружности грудной клетки среднее (выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое), гармоничное (дисгармоничное )”.
Например, необходимо дать оценку физического развития мальчика Иваненко П. в возрасте 10 лет, длина тела которого составляет 129 см, масса тела – 37 кг, окружность грудной клетки – 61 см.
В этом случае во время выполнения самостоятельной работы в протокольную тетрадь заносятся данные о школьнике (фамилия, возраст, пол, состояние здоровья), потом по образцу (табл. 2) в графу “Школьник” заносят данные относительно длины и массы тела и обвода грудной клетки исследуемого ученика.
Показатели физического развитию |
Школьник |
Стандарт |
Разница между факти-ческой и стан-дартной величинами |
Величина сигмального отклонения |
Оценка |
|
М |
δ |
|
|
|
|
|
Длина тела, см |
|
137,3 |
5,6 |
– 8,3 |
– 1,48δ |
Ниже среднего |
Масса тела, кг |
|
33,4 |
6,0 |
– 9,4 |
– 1,56δ |
Ниже среднего |
Окружность грудной клетки, см |
|
67,5 |
4,8 |
– 6,5 |
– 1,35δ |
Ниже среднего |
После этого, используя данные таблицы 3, находят пол и возраст обследуемого, затем соответствующие стандартные величины отдельных показателей физического развития (длина и масса тела, окружность грудной клетки), а именно: среднеарифметическую взвешенную величину (М) и среднеквадратическое отклонение (δ) и заносят в таблицу 2 (графа “Стандарт”).
Дальше для каждого показателя определяют разность между фактической и стандартной величинами. Например, если рост 10 летнего мальчика составляет 129 см, а стандарт (М) равняется 134,7 см, разность составляет 129 – 134,7 = –5,7 см.
Полученную разность делят на δ (в нашем случае она равняется 4,5 см) и получают величину сигмального отклонения: –5,7:4,5 = –1,26δ. И затем по данным относительно величины и знака сигмального отклонения обосновывают оценку физического развития по отдельным показателем.
Таблица 3
Региональные стандартизированные показатели физического
озраст |
Длина тела, см |
Масса тела, кг |
Окружность грудной клетки, см |
|||
М |
δ |
М |
δ |
М |
δ |
|
Мальчики |
|
|
|
|
|
|
|
121,6 |
5,8 |
24,3 |
3,98 |
61,0 |
3,68 |
|
128,1 |
5,56 |
27,9 |
4,94 |
62,5 |
4,92 |
|
132,6 |
5,4 |
30,2 |
5,3 |
65,4 |
4,74 |
|
137,3 |
5,6 |
33,4 |
6,0 |
67,5 |
4,8 |
|
142,5 |
6,26 |
37,0 |
6,82 |
69,9 |
5,2 |
|
147,0 |
6,96 |
39,9 |
6,7 |
71,6 |
4,46 |
|
153,5 |
8,22 |
45,1 |
8,74 |
75,0 |
5,48 |
|
161,1 |
8,74 |
50,8 |
8,7 |
78,7 |
6,14 |
|
166,9 |
8,16 |
57,2 |
10,12 |
82,0 |
6,0 |
|
173,1 |
7,02 |
62,98 |
8,24 |
85,3 |
4,52 |
Девочки |
|
|
|
|
|
|
|
121,5 |
5,54 |
23,3 |
3,65 |
59,0 |
2,4 |
|
127,0 |
5,26 |
26,8 |
4,74 |
59,0 |
3,2 |
|
131,5 |
5,74 |
29,0 |
4,52 |
61,9 |
2,7 |
|
137,4 |
6,15 |
33,3 |
7,0 |
63,4 |
2,4 |
|
142,8 |
7,1 |
37,0 |
7,30 |
66,8 |
4,0 |
|
149,3 |
6,8 |
40,4 |
7,08 |
70,4 |
4,8 |
|
156,2 |
6,2 |
48,5 |
7,74 |
73,2 |
5,6 |
|
157,2 |
5,42 |
51,8 |
8,78 |
79,4 |
5,1 |
|
158,0 |
5,54 |
54,6 |
6,6 |
82,1 |
5,1 |
|
159,5 |
5,2 |
55,9 |
7,0 |
83,4 |
4,5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.