Физминутки и пальчиковые игры на уроках обучения грамоте
Физкультминутки на уроках обучения грамоте
Физические упражнения как эффективный методический приём на уроках обучения грамоте имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья. Известный русский физиолог А.А.Ухтомский открыл чудесную способность организма человека настраиваться на выполняемую работу. Если учитель правильно использует эту способность, то он поможет ребенку более успешно трудиться на уроках чтения и письма.
Не секрет, что на напряженном уровне внимание школьника не может удерживаться долго. Во время высшего напряжения наступает момент передышки — внимание падает, ученик может уйти от активной деятельности, выключиться из работы. И здесь вина не учителя, который, казалось бы, всё сделал, чтобы ребенок хорошо работал. Доказано, что никакая умственная работа не может всё время выполняться с одинаково высоким напряжением. Вот почему приходится неоднократно замечать, как первоклассники зевают, начинают двигать ногами, поворачиваться, задевают друг друга. Наступила умственная усталость. Задача учителя — своевременно заметить этот спад внимания и ввести в свой урок на небольшой отрезок времени другой вид полезной работы, чтобы можно было снова поднять внимание всех детей на нужный уровень. Здесь уместно привести слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
Надо признать, что многие педагоги при обучении грамоте не уделяют должного внимания формированию правильной осанки. Исследования НИИ возрастной физиологии и физического воспитания АПН под руководством профессора А.Г.Цейтлина и З.И.Кузнецовой показали, что наиболее слабыми звеньями в осанке младших школьников являются плечевой пояс и ступни ног. Для детей 6-7-8-летнего возраста характерна низкая способность к образованию дифференцированных движений с сохранением разных поз. Этим и объясняется низкая устойчивость осанки.
Роль переключения внимания детей могут успешно выполнять так называемые физкультминутки. Они наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Упражнения для физкультминуток необходимо подбирать с учетом характера занятия. Неправильно думать, что во время письма и чтения у школьника устают только пальцы и глаза. В действительности, на уроках чтения, и особенно письма, у ребенка, который только начинает учиться, устает весь организм. Снять физическую усталость смогут такие упражнения, которые развивают мышечную силу и выносливость, улучшают работу органов дыхания и кровообращения, укрепляют нервную систему, содействуют гармоническому развитию школьников.
Физкультминутки можно сопровождать речитативом, основанным на эмоциональных интонациях. Это организует движения. Во время физкультминутки слова речитатива произносятся учителем, так как, если это делают сами дети, вдохи становятся неглубокими, поступление кислорода в легкие снижается.
Рассмотрим методику проведения физкультминуток разных групп.
I. Упражнения, способствующие развитию мышц пальцев, руки, предплечья. Замечено, что дети, особенно первоклассники, в первое время на уроках письма сильно сжимают ручку, что приводит к быстрому уставанию пальцев. Учитель в этом случае может провести одну из рекомендуемых физкультминуток.
«Дождь и град»
Учитель говорит: «Дождь идет... Пошел град... Небо стало ясным... Засветило солнышко».
Под слова «дождь идет» дети постукивают по парте кончиками пальцев, перебирая их по очереди, как при игре на пианино. Создается впечатление шума во время дождя. Под слова «пошел град» руки поворачиваются ладонями вверх, и дети стучат по парте суставами пальцев. При этом создается впечатление ударов града по крыше. Так повторяется несколько раз, пока учитель не скажет: «Небо стало ясным. Засветило солнышко».
«Елочка»
У елочки, у елочки
Пушистые иголочки!
Душистые, пушистые
Зеленые иголочки!
Все встают из-за парт. Руки вытянуты вперед на уровне груди (выполняют это по команде учителя «раз!»). Надо, чтобы ладонь правой руки смотрела в ладонь левой. Учитель говорит, что движение надо начинать с большого пальца. Под слова «у елочки» дети сгибают и разгибают большой палец. Под вторично произнесенные слова «у елочки» — указательный палец; под слово «пушистые» — средний; под слово «душистые» — мизинец. Под слова «пушистые, зеленые иголочки» дети 3 раза сжимают и разжимают ладонь.
«Считалочка»
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох как весело играть!
Руки вверх подними,
На пальчики посмотри,
Шире руки разведи, А потом их опусти!
Учитель говорит: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ох как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох.
«Ветер»
Ветер дышит, дышит
И деревья все колышет.
Ветер тише, тише,
А деревья выше, выше.
Сядем тише, тише.
Руки вверх — глубокий вдох. Затем — в стороны, взмах кистями. Снова вверх — глубокий вдох. И вниз, продолжительный выдох. Дети садятся за парты.
«Перчатки»
В ноябре, в декабре
Будет холод на дворе.
И тогда мы все, ребятки,
Будем надевать перчатки.
Будем так их надевать.
А потом вот так снимать.
Можно проводить физкультминутку сидя и стоя. Под слова «в ноябре, в декабре» дети сжимают и разжимают пальцы рук; под слова «будет холод на дворе» потереть руки, поежиться; под слова «и тогда мы все ребятки» опять потряхивают кистями рук; под слова «будем надевать перчатки» заложить пальцы правой руки в левую так, чтобы получилась корзинка; под слова «будем так их надевать» показывают движением левой руки по правой, как будто надевают перчатку на каждый пальчик; под слова «а потом вот так снимать» движением правой руки показывают, как надо снимать с каждого пальчика.
II. Упражнения, способствующие развитию мышц грудной клетки, улучшению кровообращения, регулирующие обмен веществ в организме. На уроках письма дети сильно нагибаются над партой, не всегда выдерживают нужную позу, отчего грудная клетка все время находится в сжатом положении и легкие получают недостаточное количество воздуха. Процесс вдоха и выдоха неполон. От этого дети быстро устают. Снимать эту усталость могут помогать следующие физкультминутки:
«Считалочка»
Раз, два — выше голова!
Три, четыре — руки шире!
Пять, шесть — тихо сесть.
Дети встают и под слова учителя, которые являются в данном случае командой, выполняют соответствующие движения.
Руки вверх подними!
Руки вверх подними!
Руки шире разведи!
Делай раз, делай два,
Делай три!
Физкультминутка выполняется стоя. Дети плавно поднимают и опускают руки, сопровождая движения глубоким вдохом и выдохом.
«Деревья и кустики»
Дети встают, выходят из-за парт, по команде учителя «кустики» приседают. На слово «деревья» встают. Детям эта физкультминутка очень нравится.
«Делаем зарядку»
Один, два, три, четыре — руки шире!
Один, два, три, четыре, пять — быстренько присядь!
Раз, два, три — еще разок!
Теперь встанем на носок.
Выполняется стоя. Под слова учителя, «один, два, три, четыре» разводят руки в стороны; под слова «один, два, три, четыре, пять» приседают несколько раз; под слова «теперь встанем на носок» дети приподнимаются, затем тихо садятся за парты.
«Правильно переходим улицу»
Очень, очень осторожно
Через улицу иди.
И налево, и направо
Обязательно гляди.
Выполняют стоя. Дети выполняют движения «ходьба на месте» с поворотами головы налево и направо, как это делается при переходе улицы.
III. Комбинированные упражнения. Снимают усталость и содействуют развитию мышц пальцев, кисти руки, предплечья, грудной клетки, ног. При помощи их дети усваивают правила посадки.
«Цветы»
Вот фиалка, вот тюльпаны,
Георгины, розы, астры.
Вот и лилии, пионы,
Колокольчики и маки.
Васильки, сирень, жасмин —
Все вошли в букет один.
А букет красив, душист!
От цветов и воздух чист.
Проводится сидя. Учитель показывает цветок за цветком, а дети их называют: фиалка, тюльпаны... Под слова «все вошли в букет один» дети делают движения рук, будто бы собирают цветы в букет; под слова «а букет красив, душист» дети делают радостное выражение, будто они видят букет у себя в руках и восхищены им; под слова «от цветов и воздух чист» делают несколько глубоких вдохов и выдохов.
«Какая это рука?»
Исполняется стоя. Под слова учителя «это правая рука» дети поднимают правую руку и делают вдох; под слово «правильно» опускают и делают выдох. Таким же образом поднимают и опускают левую руку. Дальше показывают правую и левую ногу, нагибаясь и разгибаясь, делая соответственно вдох и выдох.
«Гуси»
Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали,
Затем снова улетели.
Дети делают произвольные движения руками, ногами, совершая ходьбу на месте. Наклон головы вперед, назад, взмах рук.
«Птицы летят»
Птицы летят.
Воробушки сели.
Птицы улетели.
Дети за парты сели.
Ребята встают, выходят из-за парт. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Под слова учителя «птицы летят» дети делают взмах руками (крыльями). Под слова «воробушки сели» дети приземляются легко, бесшумно, делают подскоки на носках; под слова «птицы улетели» встают, садятся на свои места.
На уроках письма из комплекса физических упражнений используются такие, которые направлены на правильное развитие позвоночника, предупреждение сутулости, отдых шейного отдела позвоночника, укрепление крупных и мелких мышц рук, особенно правой, на отдых глаз.
И еще один очень важный момент.
Учителя начальных классов порой мало обращают внимание на упражнения для отдыха глаз. Между тем глаза ребенка в период обучения его грамоте быстро устают, ведь через органы зрения в мозг ребенка поступает больше информации, чем через все вместе взятые органы чувств. Поэтому глазам также нужен отдых. С этой целью можно проводить такие физкультминутки:
1. Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно.
2. Отвести взгляд от тетради — на уроках письма, от букваря или азбуки — на уроках чтения и посмотреть в сторону, в окно, обратив внимание на зеленый и голубой цвета объектов окружающего мира.
3. Сесть в положение готовности внимательно слушать учителя. По команде с паузами закрывать и открывать глаза. Это упражнение можно проводить и в другом варианте: под слова учителя «нас нет в классе» дети закрывают глаза, а под слова «мы в классе» — открывают.
4. Учитель предлагает детям внимательно осмотреть все предметы в кабинете. Дальше он говорит: «Закройте глаза (пауза), назовите, какие вы увидели предметы». От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы. (Остальные с открытыми глазами). Победителем считается тот ряд, где ученик назвал больше предметов. Уроки обучения грамоте, на которых применялись физкультминутки, проходят, как правило, с большим интересом и более результативны. Дети быстрее и прочнее усваивают материал, не чувствует усталости.
Слова |
Движения |
Раз, два, три, четыре, пять Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли.
|
(Загибаем пальчики по одному) ("Идём" по столу указательным и средним
пальчиками) ("Лепим" комочек двумя ладонями)
(Крошащие движения всеми пальцами)
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
(Отряхиваем ладошки)
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) |
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры: Зимняя прогулка
Слова |
Движения |
Паучок ходил по ветке, Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, |
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее
движение - дождик.)
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.) (Делаем движения такие же, как и в самом начале.) ("Паучки" ползают по голове.) |
Пальчиковые игры: Паучок
Пальчиковые игры: Берёза
Слова |
Движения |
Берёза моя, берёзонька.
Берёза моя кудрявая. Стоишь ты, берёзонька, Посредь долинушки, На тебе, берёзонька, Листья зелёные, Под тобой, берёзонька, Трава шёлковая, Вокруг тебя, берёзонька, Девицы красные Венки вьют, плетут… |
(Плавное движение правой рукой в
сторону-вверх) (подъём рук вверх, вдох) (Опустить руки, выдох) (подъём рук, вдох) (Опустить руки, выдох) (Подъём рук, вдох) (Опустить руки, выдох) (Подъём рук, вдох) (Опустить руки, длительный выдох) |
Пальчиковые игры: Рыбки
Слова |
Движения |
Пять маленьких рыбок играли в реке, Лежало большое бревно на песке, И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!" Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко." А третья сказала: "Мне хочется
спать!" А пятая крикнула: "Здесь крокодил! Плывите отсюда, чтоб не проглотил!" |
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.) (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.) (Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем ими "ныряющее" движение.) (Ладони поворачиваются на тыльную
сторону одной из рук – рыбка спит.) (Запястья соединены. Ладони
раскрываются и соединяются – рот.) |
Пальчиковые игры: Шла кукушка
Слова |
Движения |
Шла кукушка мимо рынка, У неё была корзинка, А корзинка на пол - бух! Полетело десять (девять, восемь) мух! |
(Идём по столу на выпрямленных
указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) |
Слова |
Движения |
Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, Раз, два, три, четыре, пять. Где же, где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: Раз, два, три, четыре, пять!
|
(Одна из рук стоит на столе, опираясь
на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо
(улей). "Улей" прижат к "ёлке".) (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
|
Пальчиковые игры: Пчёлки
Пальчиковые игры: На постой
Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы - порог избы.
Слова |
Движения |
Солдаты: Тук-тук!
Дети: Кто там? Солдаты: Два солдата пришли переночевать!
Дети: Спросим у мамы. Мама! Мама: Что дети? Дети: Два солдата пришли переночевать! Мама: Спросите у папы.
Дети: Папа! Папа: Что, дети? Дети: Два солдата пришли переночевать! Папа: Впустите! Дети: Входите! Солдаты: Войдем!
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать!
|
(Ночь, в избе все спят. Раздается стук.) (Указательные пальцы постукивают друг о друга.) (Постукивают друг о друга мизинцы.) (Постукивают указательные пальцы.) (Постукивают мизинцы.) (Постукивают безымянные.) (Постукивают мизинцы.) (Постукивают безымянные.) (Постукивают мизинцы.) (Постукивают средние пальцы.) (Постукивают мизинцы.) ((Указательные пальцы
"пляшут" совершая перекрестные движения.) |
Пальчиковые игры: Медузы
Слова |
Движения |
Две огромные медузы Выгнем щупальца сильнее- |
(Дети соединяют ладони, раздвигают
пальцы.) |
Пальчиковые игры: Ладушки ладошки (Играя в эту пальчиковую игру, можно проявить фантазию. Выполняйте движения, которые вам подскажет сюжет стихотворения.)
Мыли мылом ручки.
Наварили кашки,
Мыли мылом ножки. Помешали ложкой.
Вот какие ладушки, Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки! Ладушки ладошки!
Строили ладошки Хлопали ладошки
Домик для матрешки. Танцевали ножки.
Вот какие ладушки, Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки! Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке Прилегли
ладошки
Накрошили крошек. Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки, Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки! Ладушки ладошки!
Пальчиковые игры: Новые кроссовки
Слова |
Движения |
Как у нашей кошки Как у нашей свинки А у пса на лапках Вот так, вот так, |
(Загибать на обеих руках пальчики,
по одному, начиная с больших.) |
Пальчиковые игры: Веснянка
Слова |
Движения |
Солнышко, солнышко Золотое донышко!
Гори, гори ясно, Побежал в саду ручей, Прилетело сто грачей, И сугробы тают, тают, И цветочки вырастают! |
(Поочерёдно выбрасываем руки
вверх) (Покачиваем туловище со
сцепленными над головой руками) (2 раза прыжки на двух ногах)
|
Пальчиковые игры: Маланья
Слова |
Движения |
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке Семь сыновей, Все без бровей, Вот с такими ушами, Вот с такими носами
Вот с такими усами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой!
Они не пили, не ели,
На Маланью все глядели,
И все делали вот так... |
(Хлопки в ладоши, то правая, то
левая рука сверху.) |
Пальчиковые игры: Одежда
Слова |
Движения |
Алёнушка шустра, Сарафан дошила, И песню запела. Везде поспела, |
(Поочерёдные хлопки ладошками и
удары кулачками друг о друга.) |
Пальчиковые игры: С добрым утром!
Слова |
Движения |
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? С добрым утром, ручки! Вы проснулись? С добрым утром, ножки! Вы проснулись? С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась) |
(Указательными
пальцами поглаживать глаза. Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть
в него) (Поднять
руки вверх, посмотреть на солнце/посмотреть вверх) |
Пальчиковые игры: Братцы
Слова |
Движения |
Засиделись в избушке братцы.
Захотел меньшой прогуляться
Да скучно ему гулять одному.
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
Да скучно им гулять двоим.
Зовут братца втроем прогуляться.
Грустно старшим сидеть в избе. Зовут они братцев домой к себе. |
(Поднять руку, ладонь выпрямлена,
пальцы сомкнуты.) |
Пальчиковые игры: Зайцы
Слова |
Движения |
Скачет зайка косой Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка другой. |
(Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. -ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.) |
Пальчиковые игры: Замок
Слова |
Движения |
На дверях висит замок. Мы замочком постучали, Постучали, и открыли!
|
(Пальцы в замочек, слегка
покачивать "замочком" вперед назад.)
|
Пальчиковые игры: Пчела
Слова |
Движения |
Прилетела к нам вчера А за нею шмель-шмелёк Пожужжали, полетали, |
(Помахать руками.) |
Пальчиковые игры: Мы писали
Слова |
Движения |
Мы писали, мы писали, Наши пальчики
устали. Вы скачите, пальчики, Как солнечные зайчики.
Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок. Вы не бойтесь ветра, зайки, Веселитесь на лужайке. |
(Ритмично сжимать и разжимать
кулаки.) (Пальчики "скачут" по
столу.) |
Пальчиковые игры: Дружба
Слова |
Движения |
Дружат в нашем классе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие
пальчики. Один, два, три, четыре, пять. |
(Обхватить правой ладонью левую и
покачивать в ритме стихотворения.) соединять, начиная с мизинца.) |
Пальчиковые игры: Посуда
Слова |
Движения |
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, |
(Чередование хлопков в ладоши и
ударов кулачков друг о друга.) |
Пальчиковые игры: Рыбки
Слова |
Движения |
Рыбки весело резвятся |
(Имитировать руками движения рыбок
в соответствии с текстом.) |
Пальчиковые игры: Лодочка
Слова |
Движения |
Две ладошки прижму Две ладошки, друзья, - Паруса подниму, Плывут рыбки тут и там. |
-две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения;
- поднять выпрямленные ладони вверх; - имитировать движения волн и
рыбок. |
Пальчиковые игры: Пять пальцев
Слова |
Движения |
На моей руке пять пальцев, |
-ритмично сжимать и разжимать кулачки;
- поочередно загибать пальчики на обеих руках. |
Пальчиковые игры: Капустка
Слова |
Движения |
Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку трём-трём, |
(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.